Термин «предшкольное образование» у новосибирцев сегодня «на слуху». Однако в чем конкретно выражается сей замечательный процесс и зачем он нужен простому народу, многие родители пока не понимают.
Да и в Департаменте образования к эксперименту еще только готовятся. В данный момент стараниями территориальных управлений образования идет формирование всеобщей базы данных, куда заносятся сведения о пяти-шестилетних детях, не посещающих детские сады. Если учесть, что в Новосибирской области вне системы дошкольного образования находится 13 тысяч человек, то списочек выглядит весьма внушительным.
Первое массированное наступление на «темные непросвященные» массы дошколят 5-6-летнего возраста планируется провести уже в следующем учебном году. Для эксперимента выбрано три «пилотных» района – Бердск, Новосибирский район и сам областной центр. При общеобразовательных школах для «неорганизованных» малышей здесь будут созданы специальные группы кратковременного пребывания, куда родители смогут водить детей бесплатно. «Ничего общего с обычной учебно-дисциплинарной моделью такие занятия иметь не будут. В основе предшкольного образования должны лежать только игровые формы и методы обучения, – говорит главный специалист департамента образования Татьяна Москаленко. – Будущих первоклассников прежде всего научат слушать, высказывать свое мнение, общаться друг с другом».
Понятно, что «неорганизованные» дети потребуют к себе совершенно иного подхода, чем их более социализированные сверстники из детских садов. Поэтому сегодня идет работа и над созданием комплексной программы по предшкольному образованию в Новосибирской области. Ведущие преподаватели Новосибирского института повышения квалификации работников образования и Педагогического университета уже объединили свои усилия в деле подготовки этого документа. В августе новоиспеченная программа будет представлена на специальных курсах, которые пройдут для тех учителей начальных классов и воспитателей детских садов, кто рискнет попробовать себя на поприще педагога предшкольного образования. Более привлекательной и в психологическом, и в профессиональном плане эта работа должна стать все же для воспитателей, особенно из сельской местности. Детские сады во многих селах давно разрушены и восстановлению не подлежат, а представители самой женской профессии занимаются чем придется.
Нельзя, конечно, сказать, что до начала эксперимента детей к школе совсем не готовили. Во многих городских детских садах существуют сегодня группы кратковременного пребывания, где детей старшего дошкольного возраста целенаправленно готовят к первому классу. Как показала действительность, образовательные услуги подобного рода пользуются спросом у населения, несмотря на весьма ощутимую для семейного бюджета оплату. Однако и в такую группу место надо «бронировать» загодя. Альтернативная форма – подготовительные группы при учреждениях дополнительного образования. В Дзержинском районе г. Новосибирска, например, третий год весьма успешно с пяти-шестилетними детьми работает так называемая прогимназия. Подготовка платная.
В последние годы многие школы почитают за честь готовить будущих первоклассников самостоятельно. Цены на такие услуги колеблются от 50 до 300 рублей в месяц, в зависимости от рейтинга школы.
Что касается бесплатных «предшкольных» групп при общеобразовательных школах, то ситуация в Новосибирске сильно отличается от районов области. Из 142 существующих на сегодня групп большинство приходится на сельскую местность. Причин тому несколько – во-первых, сельские школы, как правило, работают в одну смену и найти свободный класс для занятий с малышами несложно. Вторая причина более прозаичная – ДОУ на селе сегодня большая редкость и группы подготовки к школе – хоть какая-то попытка местных властей организовать неприкаянных дошколят. Работают такие группы в разных режимах – одни только в летнее время, другие – в течение всего учебного года. Финансирование идет из областного бюджета. Однако в любом случае «предшкольным образованием» уже сложившуюся систему назвать можно с большой натяжкой.
Комментарии