Саранский лицей №26 известен далеко за пределами своего региона. В работе учебного заведения, которое возглавляет Юрий МИТРОФАНОВ, народный учитель Республики Мордовия, есть свой неповторимый стиль. Недаром местный поэт и композитор Сергей Терханов посвятил лицею 23 песни, всякий раз вдохновляясь тем необычным и интересным, что происходит в его стенах. И как не восхититься, например, тем, что на праздниках к лицеистам спускается с крыши школьный домовой – хранитель всех добрых традиций…
– Юрий Петрович, одна из песен называется «Площадь Алой зари». Как появилось это романтическое название? – «Площадь Алой зари» стала своеобразным символом и позывным нашего лицея. Название возникло спонтанно. Обсуждая с ребятами очередной выпускной бал, решили встречать рассвет не на главной площади Саранска, а у себя дома. Без романтики не обойтись. «Площадь Алой зари» – звучит? Конечно! Ребята сами раскрыли смысл названия. Здесь они будут встречать рассвет и алую зарю. Так и утвердили название этой площади. Правда, ее биография началась с казуса. К тому выпускному вечеру площадь была разрисована цветными мелками: солнце, лучики, надпись. Но ночью хлынул ливень и все смыл. Но праздник прошел замечательно, и новое название нашего школьного двора прижилось. Теперь наша площадь оформлена капитально: ни дождь, ни солнце ей нипочем. – Известно, что, создавая в 1990 году на базе обычной школы лицей, вы взяли за основу традиции Царскосельского лицея с его идеалом свободы, талантливой личности, где главенствуют ученик, братство, учитель, сочетающий в себе ученого и педагога… Судя по всему, вам удалось создать настоящее лицейское братство. А как появилась идея открыть класс благородных девиц? – Начну издалека. Сначала в непростые 90-е мы создали кадетский класс. Было страшно оттого, как наших мальчишек потихоньку забирала преступная улица, формировались молодежные группировки со специфическими интересами и т. п. Нужна была альтернатива. Именно взгляд в прошлое и привел нас к идее создания кадетских классов. Виктор Федорович Кудрявцев, в то время министр МЧС Мордовии, стал настоящим сподвижником и был увлечен не менее нас. Правда, было опасение, как отнесутся к нашей идее сами ребята, ради которых все это было задумано. Но объявили прием и увидели, что не ошиблись. Желающих хоть отбавляй. Когда стали работать с ребятами, поняли, что нам следует заняться и воспитанием благородных девиц в лучших традициях русского дворянства и современности. Важно, чтобы наши воспитанницы освоили образцы норм, традиций отечественной и мировой культуры и смогли раскрыть свой внутренний творческий потенциал. Я исповедую принцип, высказанный Адольфом Дистервегом. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего, что знаешь. Нашим воспитанницам пригодятся в жизни и второй иностранный язык, и знание этики, и психологии семейной жизни, и многое другое, что они узнают за годы учебы. – Юрий Петрович, как вам удается воплощать в жизнь все начинания и задумки? Поделитесь секретом? – Секрет прост – один в поле не воин. Проработав несколько лет директором, стал реально это понимать. Тогда и задумался, как придать управлению общественный характер. Задолго до принятия директивы Минобрнауки России о создании управляющих советов в школах мы создали совет школы, а затем лицея, который стал своего рода школьным парламентом, в который вошли учителя, ученики, родители. Дети и их родители получили возможность не только высказывать свою точку зрения, но и принимать решения. Совет лицея стал местом острых дискуссий и инициатив общественного контроля и коллективной ответственности. Мы осознали его социально-педагогическую ценность, и этот опыт помог нам впоследствии продуктивно организовать работу управляющего совета. В него путем выборов вошли представители педагогического, ученического, родительского коллективов, представители ОАО «Хлебозавод», МГПИ им. М.Е.Евсевьева, Главного управления МЧС России по Республике Мордовия. Получился прекрасный союз людей разных возрастов и разных профессий, людей разного социального и жизненного опыта, объединенный заботой о создании особой образовательной среды. В поле зрения совета находится весь спектр деятельности образовательного учреждения. Работу по направлениям ведут постоянные комиссии, которые возглавляют члены совета и временные рабочие группы, в состав которых входят компетентные в определенной области лица (юристы, врачи, экономисты, ученые, деятели культуры, искусства из числа родителей либо общественности). Временные комиссии и рабочие группы создаются тогда, когда собственных ресурсов для решения новых задач недостаточно. Перспективность рабочих групп при управляющем совете в том, что они вовлекают в управление лицеем людей, устанавливают контакты, расширяют образовательную среду… Кроме этого, управляющий совет инициировал создание других структур общественного соуправления. Это попечительский совет, родительский комитет, совет ветеранов, ассоциация выпускников, совет старшеклассников, штаб кадет и тому подобное. Это не только ликвидирует монополию педагогического коллектива в определении вектора развития лицея, но и способствует росту позитивного уважительного отношения общества к системе образования. Уверен, многие наши инновационные проекты, такие как кадетское движение, информационно-технологическое образование, «Мой выбор – здоровье», «Лицей наш – дом родной» и другие, успешно воплотились в реальность только благодаря нашим совместным усилиям. – Но ведь это не отменяет того, что за все, что происходит в школе, – за успехи и проблемы, победы и поражения, за неудачи и просчеты – личную ответственность несет руководитель школы? – Конечно, нет. Но это и не дает права директору претендовать на истину во всем. В противном случае это опустошает атмосферу в коллективе, лишая его права на творчество и поиск. Поэтому важно советоваться с людьми, сверять свои действия и шаги не только с духом времени, но и с теми, кто доверил нам детей. Управляющий совет позволяет вырабатывать глубоко обоснованные решения в проектировании развития учебного заведения, создавать систему общественного наблюдения. Члены совета возглавляют оргкомитеты по проведению традиционных мероприятий, таких как «Посвящение в лицеисты и кадеты», «Дни науки и открытий», конференция «Эврика», «День Георгиевских кавалеров» и т. д. Одной из эффективных форм работы является проведение дискуссионных встреч с участием представителей власти, депутатов разного уровня. Это дает возможность не только понять проблемы школьной жизни, но и сформулировать пути их решения. «Лицей – место диалога! Всегда ли это так?», «Почему бежим от здоровья? Проблема физической культуры в лицее и семье», «Как добиться успешной учебы с меньшими затратами здоровья», «Учитель – это миссия или сервис?», «Школа – это семья семей (от недоверия к доверию)» – вот лишь некоторые темы наших совместных серьезных дискуссий. Как правило, их результатом становятся рекомендации педагогическому коллективу, ученикам и их родителям, заявления в структуры власти, обращение к общественности… – Юрий Петрович, позвольте поздравить коллектив лицея с новой победой: на недавнем Всероссийском конкурсе проектов «Инновационная школа-2014», который проводился Московским международным салоном образования, ваш проект «Государственно-общественное управление: новые возможности управляющего совета лицея» признан одним из лучших в номинации «Управление школой». Можно уже почивать на лаврах? – Ни в коем случае! Останавливаться нельзя. В проекте мы изложили не только перспективы решения управленческих задач, но и многолетний опыт. На протяжении последних трех лет лицей по данной проблеме был федеральной стажерской площадкой для коллег из ряда регионов Поволжья, что дало нам возможность не только обмениваться опытом, но и увидеть новые перспективы развития принципов демократизации управления. Это прежде всего создание аналогичных микросоветов на уровне первичных классных коллективов. Это позволит не только в значительной степени расширить круг участников управления, но и приблизиться к проблемам каждого класса и ученика. Заметьте, каждого ученика! Мы также видим в перспективе создание ассоциации управляющих советов на уровне города и региона, что будет способствовать более широкому обмену опытом и совершенствованию государственно-общественного управления образованием.Слагаемые успеха от Юрия МИТРОФАНОВА Люби не себя в школе, а школу в себе. Чтобы класс слушал учителя не дыша, должно «дышать» слово учителя. Руководить – значит быть вместе и вести коллектив к успеху. Когда не выполняют мои распоряжения, приказы, не сержусь, а размышляю – почему? Важно оставаться романтиком в своей профессии. Республика Мордовия
Комментарии