Сегодня о наставничестве говорится очень много, и понятно, почему: 2023 год объявлен указом Президента РФ В.В.Путина Годом педагога и наставника. Для меня наставничество – это не только передача опыта прошлого, которое, кстати, не всегда может быть полезным в настоящем, ведь то, что хорошо работало когда-то, в изменившихся условиях будет уже не столь эффективным, но и прежде всего преемственность тех ценностей и традиций, которые были в прошлом.
Мой путь в учительство начался с рассказов бабушки, учителя географии, о своем отце. Владимир Иванович работал в московской школе, где преподавал химию. Его ученики вспоминали: «Наиболее интересным учителем, пожалуй, даже кумиром школы, был преподаватель химии Владимир Иванович, блестящий рассказчик и эрудит. Уроки совершенно непоэтического предмета – химии – он строил так, что класс слушал, не отвлекаясь. Он рассказывал о том, сколько доброго и полезного можно сделать, правильно используя химические процессы, но сколько вместе с тем в них таится страшного.
Как-то на школьном вечере Владимир Иванович рассказал о смертоносном химическом оружии, которое может уничтожить население большого города, а мертвые камни оставить целыми (примерно так мы сейчас представляем последствия применения нейтронной бомбы). Но химия была не единственным его увлечением. Он любил и хорошо знал русскую литературу, не только классику, но и современную. Владимир Иванович вместе с Анатолием Дмитриевичем стал руководителем нашего литературного кружка. Каждый его рассказ о писателях сопровождался великолепным артистичным чтением стихов, и после занятий мы бросались доставать новые книги.
Члены кружка часто пользовались его библиотекой. До сих пор мы, его ученики, благодарны ему за знакомство с поэтами Александром Блоком, Сергеем Есениным, Анной Ахматовой, Николаем Гумилевым. По его совету многие из нас прочитали Дмитрия Мережковского, стихи Мирры Лохвицкой… Спасибо ему за то, что я, признававшая раньше только Маяковского, стала понимать и полюбила Блока, Ахматову, забытого в то время Тютчева. Владимир Иванович Пелевин оказал влияние не только на мой выбор специальности, но и на всю мою жизнь в целом…» – эти строки и воспоминания бабушки очень вдохновили меня, я поняла, что непременно должна стать преподавателем – таким же наставником, так же воодушевлять, нести радость постижения нового людям, как мой прадед. Быть таким учителем, который не только будет безупречно знать свой предмет, но и увлекать обучающихся своим стремлением познать новое в мире науки, литературы, искусства.
Окончив школу, я, не раздумывая, отправилась в МПГУ, чтобы, как и мои предки, стать педагогом! С 1997 года я начала работать учителем и по сей день с удовольствием хожу в школу, ведь меня там ждут дети! С ними я провожу исследования в области математики, изучая сложные вопросы мироустройства, проводя конвергентные уроки на стыке дисциплин, а во второй половине дня мы готовим различные проекты, например, по ресурсосбережению и экологии.
Сегодня, оглядываясь назад, я отчетливо понимаю важность преемственности между поколениями, только стремление к идеалу совершенствует нас. Если нет мастера, эксперта своего дела, который передает профессиональный, социальный, личностный опыт, то невозможно достичь успеха, совершить открытие, создать и внедрить в практику инновацию. «Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов», – писал Исаак Ньютон.
За каждым талантливым человеком стоит гениальный наставник. Все мы знаем заслуги Александра Македонского, а ведь его наставником был Аристотель. Наставником Аристотеля был великий Платон, за Платоном стоял Сократ. А наставником Сократа был Анаксагор.
Хороший педагог воспитывает не только словами, но и своей личностью, а следовательно, верностью призванию, самоотверженностью. Он передает те ценности и смыслы, которые важны для предыдущего поколения. Взяв эти ценности, молодежь не будет существовать в отрыве от прошлого, а, наоборот, адаптируя под современные ресурсы, передаст их молодому сообществу. Таким образом, наставничество – это основа преемственности поколений.
Екатерина ИЛЬИНА, учитель математики школы №1560 «Лидер»
Комментарии