search
main
0

На пике настоящего, или Центр, который всех объединяет

Любовь ИКОННИКОВА возглавляет Центр развития образования Петрозаводска первый год. Она согласилась ответить на вопросы «Учительской газеты», связанные с развитием организации, о роли творческих конкурсов в профессиональной жизни педагога и функциональной грамотности. Напомним, в прошлом году центр отметил 95‑летие с момента создания методической службы города, преемником которой он и является.

 

– Любовь Викторовна, ЦРО традиционно выступает в роли организатора многих образовательных событий. За счет каких ресурсов это происходит?

– Главный ресурс – это прежде всего высококвалифицированные кадры, профессионалы своего дела. Кадровый состав центра характеризуется высоким уровнем квалификации сотрудников, имеющих большой опыт педагогической и научной работы, среди них кандидаты наук, магистры. С каждым годом совершенствуется материально-техническая база ЦРО, в непростой период пандемии он стал для работников муниципальной системы образования консультационным центром по организации дистанционного обучения. Сегодня наше учреждение является муниципальным оператором информационно-аналитической системы «Электронное образование Республики Карелия» (БАРС), центром мониторинга муниципальной системы образования, системы организации и проведения процедур оценки качества образования (ГИА, ВПР, ВОШ).

В основе современных подходов центра к решению стоящих перед системой образования задач – сотрудничество, сетевые отношения, коллаборации и другие форматы совместной деятельности, причем не только с учреждениями образования Петрозаводска, что безусловно, но и с организациями других регионов России и зарубежья, а также других ведомств. На базе центра активно работают городские педагогические сообщества учителей-предметников, педагогов-психологов, методическое объединение воспитателей. Организована работа образовательных учреждений в качестве базовых площадок и ресурсных центров. Близость или пересечение их проблематики навели нас на мысль о возможности создания в будущем коллаборации образовательных учреждений для получения синергетического эффекта от объединения интеллектуальных, организационных и иных ресурсов. Центр тесно сотрудничает с Петрозаводским государственным университетом, Карельским научным центром Российской академии наук, Карельским институтом развития образования. Такое взаимодействие дает возможность расширять тематику и географию образовательных событий, стимулирует к развитию других и формирует условия развиваться самим, создавать в муниципальной системе ситуации совместной плодотворной деятельности, сотрудничества и конструктивной конкуренции.

– Какое место вы бы отвели конкурсам профессионального мастерства в развитии педагога?

– На протяжении многих лет ЦРО выступал организатором муниципального конкурса «Учитель года», затем он перерос в конкурс «Педагог года», который расширил возможности участия не только для учителей школ города, но и для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Появились новые номинации: «Специалист в области сопровождения», «Специалист в области воспитания». В этом году отдельными составляющими муниципального конкурса «Педагог года» стали конкурсы «Палитра творческого педагога» и «Самый классный классный». Например, конкурс «Палитра творческого педагога», учредителем и организатором которого является ЦРО, – это большое событие в жизни муниципальной системы образования, ориентирован он на поддержку профессионального становления молодых учителей, имеющих стаж профессиональной деятельности не более трех лет, и повышение уровня их педагогической компетентности.

Хочу отметить, что многие конкурсанты являются участниками Школы молодого педагога, работа которой организована на базе нашего центра. Конкурс «Самый классный классный» проводится для классных руководителей общеобразовательных организаций, имеющих стаж работы не менее одного года. Современная школа нуждается в новом классном руководителе, и одна из задач конкурса – выявление талантливых, творчески работающих педагогов, их поддержка и поощрение. Конкурсы профессионального мастерства – незабываемый и важный этап в профессиональной деятельности педагога. В рамках этих мероприятий у педагога, ориентированного на профессиональный рост, есть возможность заявить о себе широкой общественности, продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства на муниципальном и региональном уровнях (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), обнаружить необычное в традиционном. Конкурс не просто педагогическое соревнование, на котором выбирается победитель. Это прежде всего общение, обмен опытом, профессиональный разговор. Кроме того, профессиональные конкурсы абсолютно справедливо можно считать одной из форм повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки. Их проведение способствует эффективному развитию всей муниципальной системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

– Что в вашем понимании функциональная грамотность и почему она важна как для детей, так и для взрослых?

– Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач современного образования. Визуально-цифровой окружающий мир, пришедший на смену аналого-текстологическому, потребовал расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность». Применительно к образованию – это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Формирование математической, читательской, естественно-научной, финансовой грамотности, равно как глобальных компетенций и креативного мышления, актуально для детей, учителей и родителей учеников в равной степени. Уровень сформированности функциональной грамотности ребят – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Для того чтобы научить функциональной грамотности своих учеников, педагогам самим необходимо владеть определенными компетенциями.

Обсуждение вопросов формирования функциональной грамотности (теоретические и практико-ориентированные семинары, вебинары, конференции и многое другое) лидирует в тематике методических мероприятий Центра развития образования Петрозаводска. Вектор современного образования смещается от «пересказывания прошлого» к инновационному обучению, ориентированному на будущее. Приоритетное направление в деятельности педагога – это ежедневная работа во время учебного процесса, когда акцент ставится на проблемном обучении.

– Какие перспективы использования образовательных платформ вы видите в Петрозаводске? Что для этого нужно?

– Цифровые сервисы, электронная учебная литература, онлайн-уроки – все это с приходом пандемии стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Сначала это была вынужденная мера, сейчас – упрочившаяся действительность. Образовательными организациями активно применяются многие решения и новации, которые ранее лишь апробировались. Онлайн-образование больше не рассматривается как чужеродный элемент. Напротив, оно стало частью нашей действительности и уже диктует свои правила и нормы. В этих условиях меняется пользовательское восприятие учебного контента, повышаются требования к сервисам и платформам. Все больше школьников и их родителей заинтересованы в изучении основных и дополнительных предметов (например, курсы программирования, дизайна, изучение иностранного языка, решение олимпиадных задач) в режиме онлайн. Для педагогов характерен растущий интерес к новым видам контента, таким как видеолекции и онлайн-курсы повышения квалификации. Образовательная платформа – совершенно новое отношение к методике обучения, качеству и наполнению контента, доступ к материалам портала в режиме 24/7, сервисы поддержки и активная обратная связь.

Сегодня школы, ученики и их родители активно используют образовательные платформы, содержащие большое количество интерактивных и домашних заданий, проверочных работ, видеоуроков, которые дети могут выполнить в удобное для них время. Это позволяет участвовать в различных олимпиадах. Также платформы способны генерировать огромное количество задач по любой заданной теме. Например, кроме классической алгебры с геометрией предусмотрены дополнительные разделы, посвященные химии, финансовой грамотности и английскому языку, ОГЭ и ЕГЭ. Благодаря этому учитываются интересы всех участников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями – одаренных детей, ребят с ОВЗ, школьников, обучающихся в форме семейного образования. Современным ученикам интересны образовательные платформы, имеющие мобильные версии сайтов, что дает возможность легко просматривать уроки на смартфоне в любом месте нахождения ученика. Но полностью уходить в онлайн нельзя, классно-урочную систему, живое общение ничто не заменит, поэтому необходимо разумно использовать интернет-ресурсы и возможности дистанционных образовательных технологий.

– Любовь Викторовна, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития центра.

– ЦРО сегодня – современная площадка конвергентных образовательных проектов и технологий, объединяющая инициативы учителей, педагогов, лидеров образования с целью обеспечения непрерывного роста качества образования за счет эффективного использования ресурсов города. Наша миссия – всестороннее содействие в решении актуальных задач, стоящих перед педагогической общественностью города, предоставление петрозаводским учителям качественной методической поддержки и образовательных услуг.

ЦРО – это десятки научно-образовательных программ и проектов, методическое обеспечение приоритетных направлений модернизации системы образования, методическое сопровождение реализации национальных проектов, муниципальная система оценки качества образования, создание культурно-образовательной и информационной среды города как интегративного условия становления и развития профессиональной культуры современного учителя. В планах центра сохранение положительных находок, форм и методов работы, которые не раз апробировались на практике, создание единого методического пространства муниципальной системы образования, внедрение преимущественно интерактивных и практико-ориентированных форм повышения квалификации. Мы выступаем за расширение сетевого взаимодействия методистов и педагогов, формирование новой модели муниципальной методической службы, основанной на работе проектных групп в условиях открытых кластеров и сетевых объединений, организованных с учетом персональных дефицитов педагогов.

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте