В Якутске состоялся первый республиканский съезд учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Первый республиканский съезд учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Республики Саха (Якутия) прошел очень душевно и самобытно. Как отметили педагоги, они вдохновились «на новые дела и подвиги». В пресс-службе Минобрнауки Якутии сообщили, что на съезде особенно оживленно прошла секция по кочевому образованию. Несмотря на то, что республика имеет 30-летний опыт кочевых школ, до сих пор пообщаться таким составом языковедам-энтузиастам не приходилось. Они, даже живя в одном районе, встречаются редко. Так, авторы методических разработок предложили мотивировать детей изучать родной язык с помощью художественной литературы, телеуроков и различных игр. На съезде были представлены уникальные наработки по тундренному юкагирскому языку. Также в ходе обсуждения учителя подняли вопрос о строительстве кочевых детских садов и подготовке специалистов для них из числа чум-работниц. Стоит пояснить, что чум-работницы помогают оленеводам на пастбищах: готовят еду, поддерживают огонь, чинят одежду и т.д.
Министр образования и науки Якутии Нюргуна Соколова подчеркнула особое значение этого съезда. «Наши родные языки – это дань предкам и традициям. Мы должны думать о будущем нашей республики – национальной политике и сохранении самобытности народов. Благодарю каждого за участие и выдвинутые предложения», – сказала она. Глава республиканского Минобрнауки уточнила, что теперь нужно принять необходимые государственные меры, чтобы языки, культура и литература развивались. Она напомнила, что в прошлом году приняли Концепцию воспитания человека, которая основана на семейных ценностях. «Уверена, что наши учителя – хранители методик, психологии и знаний – будут развивать образовательные программы в ключе современных тенденций», – подчеркнула Нюргуна Соколова.
За сохранение родного языка, литературы и культуры КМНС Якутии награждены: преподаватель эвенского языка Якутского педагогического колледжа Александра Таркова, ветеран педагогического труда Юрюнг-Хаинской школы Анабарского улуса Анисия Спиридонова, преподаватель чукотского языка кафедры северной филологии Института языков и культуры северо-востока РФ СВФУ П.Л. Байтунова и другие.
В резолюции съезда учителя предложили придать особый статус педагогам-носителям уникального культурного кода и редкой профессиональной компетенции. Для этого необходимо внести изменения в республиканский закон о статусе родных языков (придать статус исчезающих языков), также предусмотреть доплату к зарплате специалистам, которые возрождают исчезающий язык.
Участники съезда рекомендовали в детских садах и школах модернизировать процесс обучения родным языкам, создавая современные учебные кабинеты. Предложено открыть в школе № 26 города Якутска экспериментальную группу по изучению эвенского языка, а Международную Арктическую школу переориентировать под запросы арктических территорий.
Педагоги предложили организовывать в республике каникулярные кочевые школы, предоставляя транспорт высокой проходимости, чтобы доставлять детей до оленстад и обратно. На съезде отметили необходимость проведения правового семинара-совещания для глав муниципальных образований и управлений образования в районах, где есть оленеводство. Пока на февраль 2024 года запланированы межрегиональные курсы повышения квалификации для педагогов Верхоянского, Эвено-Бытантайского, Усть-Янского, Момского улусов по инновационным технологиям обучения родным языкам.
Комментарии