search
main
0

На первом плане личность ребенка. Социальное проектирование как активная форма воспитания личности гимназиста

​Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение – это один из лепестков цветка, который называют воспитанием», – говорил В.Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане ЛИЧНОСТЬ ребенка. По ФГОС одним из способов реализации воспитательной составляющей является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции могут быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как учебное и социальное проектирование. Социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.

Третий год в  гимназии реализуется социальный проект «Я – гимназист». Целью этого проекта является  воспитание и развитие высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности. Проект разработан при содействии  управляющего совета, инициативной группы гимназической думы и педагогов гимназии, является общим продуктом коллективной деятельности всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей.В рамках проекта «Я – гимназист» работают четыре подпроекта:  «За честь гимназии»,  «Добрые сердца», «Я – гражданин», «Звезда Победы». Проект является долгосрочным, рассчитан на 5 лет (на период с 2012 по 2016 год).Гимназия является победителем многих престижных конкурсов:    Общероссийского конкурса общеобразовательных учреждений,  внедряющих инновационные  общеобразовательные программы;    Первого республиканского образовательного  форума « Электронная школа».И самыми важными для нас является вхождение в 2013 году в Топ-500 лучших образовательных организаций России, а в 2014 году – второе место  в Топ-30 лучших образовательных организаций Республики Башкортостан. Эти впечатляющие достижения – результат деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей.Формировать патриотическое отношение, мотивировать на новые учебные достижения, определять новые цели позволяет серия мероприятий в рамках подпроекта «За честь гимназии». Ежегодно проводится большой  гимназический праздник, где чествуют победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников,  научно-практических конференций, интеллектуальных  конкурсов, спортивных соревнований, отличников учебы и активистов общественной жизни. На этом празднике  подводятся итоги конкурсов «Лучший учитель года», «Царица знаний» и «Король наук», проходит церемония посвящения в гимназисты. В течение учебного года учащиеся вместе с родителями и классными руководителями принимают активное участие в фестивале «Виват, талант!», в конкурсе «Битва хоров». Для младших школьников проводится малый гимназический бал, для гимназистов 7-11-х классов – большой гимназический бал.Все больше гимназистов приобщаются к волонтерскому движению через реализацию подпроекта  «Добрые сердца». «Что бы я ни делал – количество добра в мире должно увеличиваться» – таков девиз волонтеров гимназии.Работа волонтеров осуществляется по следующим направлениям: «Милосердие», «Спорт и здоровый образ жизни», «Экология».В рамках направления «Милосердие» оказывается  помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, в текущем году была проведена акция «Напиши письмо ветерану».  Направление «Спорт и здоровый образ жизни» включает в себя проведение спортивных соревнований, здоровьесберегающих  акций, тематических флешмобов  на такие актуальные темы, как «Мы за здоровый образ жизни»,  «Соблюдай ПДД», «Гимназисты против наркотиков». Эти мероприятия помогают формированию активной жизненной позиции детей и успешной их социализации в обществе.Третье направление – «Экология» – призвано  развивать в детях чувство сопричастности к проблемам охраны природы, сострадания к братьям нашим меньшим. Для этого мы проводим акции «Птичье кафе», «Потеряшки», экологические субботники  и др. Мы уверены, что работа в этом направлении имеет большое значение для формирования нравственных качеств ребенка и, самое главное, развивает в маленьком гражданине чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.Формирование правовой культуры является неотъемлемой частью воспитания личности.  Это направление деятельности гимназии реализуется через подпроект «Я – гражданин».  Работа ведется и с учащимися, и с родителями. Управляющий совет организует консультации с классными родительскими коллективами по вопросам образовательного процесса, знакомит с нормативно-правовой базой гимназии. Учителя обществознания проводят «Школу правовых знаний», где родители через разные виды деятельности получают знания о правах и ответственности детей и родителей. Управляющий совет  работает в тесном сотрудничестве с гимназической думой – органом ученического самоуправления. Основными задачами деятельности гимназической думы являются:    создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;    выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;    предоставление учащимся реальной возможности вместе с педагогами  и родителями участвовать в управлении гимназией;    развитие навыков лидерского поведения, организаторских  умений. Работая в думе,  учащиеся  приобретают умения работать в коллективе, социальный опыт, совершенствуют гражданскую  позицию. Работа организована по министерствам:- министерство культуры;- министерство информации и печати;- министерство спорта;- министерство правопорядка.Основная форма работы –  коллективно-творческое дело (КТД). Гимназисты разрабатывают и проводят традиционные праздники, спортивные конкурсы, организуют флешмобы, выпускают газету «Вестник гимназии», являются активными участниками школьных проектов.В прошлом учебном году наиболее ярко был реализован  подпроект «Звезда Победы». Управляющий совет и администрация гимназии объявили конкурс исследовательских проектов «Война в истории моей семьи», которые были представлены на XVIII научно-практической конференции. Гимназическая дума стала также инициатором акции «Напиши письмо солдату». Учащиеся совместно  с родителями создали электронный архив данных  о родственниках – участниках войны и дали ему название «Память». 72 гимназиста вместе с родителями приняли активное участие во Всероссийской акции « Бессмертный полк».  9 Мая  по традиции организовали  шествие «Вахта Памяти» с участием гимназистов  5-11-х классов и их отцов.С большой ответственностью готовились ученики 1, 5, 6 и 8-х классов и их родители к конкурсу  «Битва хоров». Приглашенные ветераны не скрывали своих слез, слушая исполнение песен о войне  и о Родине. В конкурсе приняли участие 267 гимназистов и более 140 родителей.  Хоры 1-го «А» и 6-го «Б» классов стали победителями городского тура Всероссийского конкурса «Салют, Победа!». Заключительной работой проекта стало создание виртуального хора с песней «День Победы», который объединил с помощью видеотехнологий 24 класса и 640 учащихся. Проведение мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, необходимо, потому что у детей формируются чувства гордости за свою страну, уважения к ее свершениям и достойным людям.Опыт работы гимназии, достижения наших детей – яркий пример того, что социальное проектирование  дает хорошие результаты по развитию у учащихся таких качеств и компетентностей, как конкурентоспособность, социальная активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность к преобразованию себя и действительности. Гульнара МУСИНА, директор МОБУ «Гимназия №1»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте