Первого сентября я приду в свой родной техникум как директор уже в 29-й раз. Более десяти лет руководил также кооперативным профтехучилищем, которое было тогда при техникуме, а с 2001 года и филиалом Российского университета кооперации.
За это время в нашем образовании произошло много изменений, реализуются различные инновационные проекты, меняются содержание и технологии, внедряются новые модели и механизмы повышения качества и конкурентоспособности обучения.Вместе с тем нельзя не замечать, что сложившееся положение дел, наметившиеся тенденции во многом, на наш взгляд, сдерживают развитие профессионального образования, превращают уникальную российскую систему в жалкую копию западной, что особенно остро и болезненно отзывается в душах педагогов старшего поколения.В реалиях и вызовах текущего состояния экономики перед вузами и техникумами, да и перед школами тоже, чуть ли не главной задачей становится теперь повышение экономической состоятельности и финансовой защищенности, утверждается диктатура денег. Все, что делается в учебном заведении, должно приносить доход. Для получения прибыли нужно развивать дополнительные, даже непрофильные, услуги и сервисы, использовать бизнес-модели освоения свободных площадей, внедрять активную аренду. Спрашивается, мы чем управляем – площадями или содержанием образования?С внедрением в образование монетизации появились новые термины и понятия, которые перевернули многие наши традиционные ценностные ориентиры. Так, образование вместо самоотверженного служения обществу, государственной обязанности стали считать услугой, вторичной по отношению к экономике. Мы забываем, что именно образование – источник всех лучших решений в экономике.Обучающийся, студент – теперь это клиент, продукт педагогической деятельности. И этот образовательный продукт на выходе обязан быть высшего качества. А вот знаменитый хоккейный тренер Анатолий Тарасов своих звездных подопечных почему-то называл только полуфабрикатами.Руководителя учебного заведения из числа преподавателей заменяет менеджер, который, как правило, не ведет занятий и практически не общается со студентами. Это снижает его авторитет среди педагогов, да и добытые деньги не всегда используются на самые важные для образовательного процесса цели.В образовательной среде стала нарастать конкуренция за рубль в кармане абитуриента и самого будущего студента.Образование ускоренными темпами превращается в бизнес-проект, что уже сегодня породило реальный переход к двухуровневому образованию: качественному, очень дорогому – для богатых, и дешевому – для всех остальных. А если учесть, что в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы число вузов резко сократится, то платежеспособность большинства населения страны не позволит их детям получить традиционное классическое образование, что может привести и к серьезным социальным последствиям.Обозначенные выше проблемы ни в коем случае, конечно, не исключают из образовательного процесса бизнес-деятельность. В наших учебных заведениях немало возможностей для получения студентами практического опыта в предпринимательстве. Создано студенческое потребительское общество, в котором все учащиеся уже с первого курса могут стать полноправными пайщиками. На практике учатся зарабатывать, распоряжаться общим капиталом для своей выгоды и общей пользы, формируются профессиональные и социальные компетенции, предоставляется возможность проявить свою деловую инициативу.Мы проводим совместные мероприятия с Ассоциацией молодых предпринимателей Брянской области, различные промоакции, дегустации кондитерских изделий кооперативного производства, аукционы, веселые конкурсы. Центросоюз организует виртуальные деловые завтраки студентов кооперативного техникума с известными предпринимателями страны. Расширяется деловое сотрудничество с союзом предпринимателей, торгово-промышленной палатой, крупными торговыми компаниями.В учебный план включен профессиональный учебный модуль, где изучается междисциплинарный курс «Организация кооперативного дела и предпринимательства». На занятиях и во внеурочной работе со студентами активно используются игровые технологии, тренинги, работа с практическими кейсами, дискуссии, коворкинги.Организация студенческого предпринимательства, безусловно, позволяет учебному заведению получать определенные дополнительные финансовые источники. Но их доля незначительна по сравнению с необходимыми для нормального функционирования образовательного процесса затратами, которые точнее было бы называть вложениями в будущее.Достойным примером, на который можно и должно ориентироваться, является признанный сегодня лучшим в мире опыт финской системы образования, где кроме самого обучения бесплатны обеды, экскурсии, музеи и вся внеурочная деятельность, школьное такси (микроавтобус), учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.Расчет же на возможную самоокупаемость труда воспитанников, как подчеркивал один из выдающихся педагогов-практиков Песталоцци, не может оправдаться, поскольку требования экономической отдачи несовместимы с гуманными педагогическими задачами.Образование нельзя отождествлять исключительно с бизнесом еще и потому, что получение знаний, освоение компетенций лишь одна из составляющих образования, что прежде всего и нужно работодателю. Но ведь образование предполагает и воспитание, формирование развитой личности (а не робота), которая умеет думать, рассуждать, принимать самостоятельные решения, обладает высокими нравственными качествами, патриотическими чувствами. Но бизнес не будет за это платить.Формирование у студентов модного сегодня идеала прагматизма и деловитости не должно противоречить гуманистической сущности образования, его социокультурной природе. Система потребкооперации предоставляет исключительно богатые возможности для духовно-нравственного воздействия на молодежь. Прежде всего это касается формирования у студентов кооперативной идеологии, принципов и ценностей, таких как взаимопомощь, справедливость, равенство, демократия, сотрудничество, забота о других людях. В наших учебных заведениях активно реализуются возможности творческого развития молодежи, действуют такие социальные проекты, как «Воспитание историей», «Обогащение культурой», «Семья – опора государства» и др. Воспитание души как направление деятельности профессионального образовательного учреждения полностью соответствует тем основным тенденциям, новым веяниям, которые положительно влияют сегодня на российский бизнес, формируют этичную экономику. И прежде всего понимание того, что состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния Личности. Как гласит народная мудрость, без образования (в том смысле, в котором мы предлагаем его понимать) человек безобразный.
Валерий НАПЁРОВ, директор Брянского кооперативного техникума и филиала Российского университета кооперации, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук
Комментарии