Большое место в гражданском и правовом образовании занимают сложные противоречивые вопросы и методы их преподавания. Особое внимание уделяется изучению дискуссионных вопросов, сложных социальных проблем и противоречий, конфликтов ценностей и обучению средствам их разрешения, способам принятия разумных, взвешенных и ответственных решений.
Сложные противоречивые вопросы – понятие неоднозначное, многогранное и динамичное. У нас долгое время этому явлению не придавали особого значения, а в советском – ему вообще не было места, так как в идеологическом обществе не рассматриваются противоречия и проблемы, а только догмы, которые не подлежат обсуждению. Сложные противоречивые вопросы – необходимый компонент открытого демократического образования.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что эти вопросы – органичный и неотъемлемый компонент общественных дисциплин, методов и форм их преподавания, которые отражают демократическую природу социальных отношений. Исследование этого понятия обнажает столкновение позиций и подходов по отношению к различным социальным проблемам и способам их разрешения, утверждает разнообразие точек зрения по поводу общественно важных проблем, которое зачастую содержит исключающие друг друга позиции, а в основе всех точек зрения лежат убедительные аргументы и доводы, в том числе и противоположных сторон, а также идеологические и юридические подходы, отражающие важнейшие человеческие ценности и установки. Тема или вопрос является дискуссионным или противоречивым, если в обществе существуют по крайней мере две противоположные конфликтные точки зрения, причем каждая позиция имеет в своем арсенале убедительные доводы и пользуется поддержкой и популярностью у определенной части общества. Кроме того, между крайними мнениями могут существовать разнообразные промежуточные позиции. Дискуссионную тему можно всегда сформулировать в виде вопроса, требующего категорического ответа “да” или “нет”, но не стоит забывать о существовании большого количества альтернативных мнений, которые можно расположить между крайними позициями “да” и “нет”. В любом обществе существует большое количество сложных противоречивых вопросов и дискуссионных тем: должно ли быть запрещено ядерное оружие? Следует ли скрывать правду от смертельно больного человека? Следует ли сохранить всеобщую воинскую повинность в армии? Следует ли отменить смертную казнь? Какова роль государства в регулировании экономических отношений? И многие другие, которые требуют к себе осторожного, взвешенного подхода как отдельных людей, так и общества в целом.
Вечные жизненные противоречия
Конфликт ценностей и социальные противоречия пронизывают учебную ткань граждановедческих и юридических дисциплин, но данное явление имеет специфические характеристики и существенно отличается от других значимых компонентов образования, что создает немалые трудности для преподавания соответствующих учебных курсов. Задания, содержащие сложные противоречивые проблемы, не имеют однозначного ответа или решения. Человечество на протяжении длительной истории трудилось и трудится над преодолением сложных социальных противоречий и разрешением общественных проблем. Выработано большое количество неоднозначных подходов к их решению, и тем не менее выбрать из них наилучший – задача не из легких. Причем большинство проблем – это вечные жизненные противоречия, с которыми люди постоянно сталкиваются в своей жизни и пытаются разрешить их, но главная особенность их заключается в том, что они имеют много правильных решений, но при этом едва ли есть окончательный ответ, который бы удовлетворил абсолютно всех. Сложные противоречивые вопросы носят открытый характер, и едва ли они будут разрешены в течение учебного занятия или даже ближайшего будущего, но это не значит, что рассматривать их с учащимися не стоит.
Сам процесс рассмотрения сложных противоречивых вопросов, формулирование проблемы и позиций, доводов и аргументов, обмен мнениями и совместный поиск разумного решения имеет колоссальное образовательное значение. Преподавателю не следует забывать, что все точки зрения и содержащиеся в них аргументы имеют определенную ценность для принятия взвешенного и ответственного решения; чем их больше, тем шире выбор, тем больше возможности для принятия более эффективного выбора, и поэтому каким-либо мнением пренебрегать нельзя. Все позиции надо принимать во внимание и изучать. Исследование дискуссионных вопросов имеет громадное влияние на утверждение демократического гражданства. Главная ценность подобной учебной деятельности – не только в передаче актуальной и чрезвычайно ценной информации, имеющей общественное значение, но и освоение значимых социальных, коммуникативных и интеллектуальных умений и навыков, а также присвоение крайне важных фундаментальных ценностей и установок открытого общества – толерантности, терпимости, свободы, равноправия, справедливости, уважения и других необходимых составляющих демократических отношений.
Нужна интеллектуальная смелость
Обсуждение сложных противоречивых общественных вопросов – один из основных приемов гражданского и правового образования, так как право и политика наиболее ярко проявляются и обнаруживают свое предназначение именно в проблемных ситуациях такого рода. Особое внимание следует обратить на организацию учебной деятельности учащихся, научить их выявлять противоречия и проблемы, лежащие как в основе изучаемого учебного материала, так и возникающие в процессе обмена мнениями между учащимися. Тщательно их исследовать, применяя при этом общественно приемлемые формы и методы разрешения социальных проблем, созданные человечеством на протяжении длительной истории своего развития. Обсуждение помогает учащимся обнаружить болевые точки общества, понять их и выделить различные позиции и подходы, сформировать собственную позицию, исследовать ее, испытать ее на прочность, принять разумное решение и действовать в избранном направлении. Преподаватель должен знать, что сложные противоречивые вопросы требуют сложных ответов, а упрощение приводит к субъективизму, пристрастности и деструктивным решениям.
Существует много методов и приемов учебной работы с дискуссионными проблемами, но основные среди них – различные виды дискуссий и дебатов. В принципе почти все активные и интерактивные методы обучения в той или иной мере затрагивают сложные противоречивые вопросы.
Обсуждение их имеет много трудностей, но самая большая из них связана с тем, что они затрагивают личные убеждения и ценности, провоцируют сильные эмоциональные реакции. Для преодоления этой трудности преподаватель должен хорошо знать методику преподавания, тщательно готовить и планировать учебные занятия, связанные с обсуждением дискуссионных вопросов, быть тактичным и терпеливым, а также научить учащихся цивилизованным способам участия в обсуждении.
Самая простая образовательная технология, которая направлена на выявление и разрешение противоречий, в основе которых находится сложный вопрос, имеет три этапа или стадии:
1) выделение и формулирование проблемы, противоречия;
2) исследование противоречия, выявление аргументов, доводов “за” и “против”;
3) создание выводов, рекомендаций, обобщений.
Учащиеся должны твердо знать, что для того чтобы научиться управлять ситуацией, держать ее под контролем, следует научиться разрешать сложные проблемы, обнаруживать противоречия и взвешенно рассматривать конфликты ценностей, которые имеют отношение как к жизни и деятельности самих учащихся, так и общества. В процессе обучения подростки должны получить хорошую интеллектуальную привычку не принимать окончательного решения, пока не будут выделены все значительные аргументы и доводы как “за”, так и “против”. Безответственно приходить к заключению по важному вопросу, не принимая в расчет других позиций или не выслушав другую сторону. Очень часто не только в образовательной практике, но и в жизни приходится встречаться с таким явлением, когда человек лишь убеждает себя, что решение принял правильно, для чего приводит доводы только в пользу полученного им решения. Учащиеся, которые не владеют образовательной технологией разрешения проблем, отвечают на сложные противоречивые вопросы однозначно и приводят доводы только в поддержку своего решения или, образно говоря, “ставят телегу впереди лошади”. Научить интеллектуальной смелости, ответственности, взвешенному подходу при разрешении сложных противоречивых вопросов – одна из основных задач современного гражданского образования.
Общие рекомендации по рассмотрению сложных противоречивых вопросов на учебном занятии:
Подготовительная деятельность преподавателя
В соответствии с целями занятия учитель выбирает сложный противоречивый вопрос, который будет рассматриваться. Удостоверяется, что избранная проблема вызывает интерес у подростков, соответствует их индивидуальным и возрастным особенностям и является актуальной для страны или местного сообщества. Готовит учебные материалы, предварительную информацию, которая помогает осветить вопрос и раскрыть содержание основных его позиций. Следует постараться охватить наиболее важные точки зрения. Затем преподаватель выбирает метод рассмотрения сложного противоречивого вопроса, который будет использован на занятии, и планирует его организацию. Он может приготовить опережающее задание (оно может быть и домашним). Для вовлечения учащихся в обсуждение проблемы преподаватель готовит мотивирующее упражнение или ситуацию и систему вопросов, фокусирующих внимание учащихся на проблеме вопроса.
Представление сложного противоречивого вопроса
Он должен быть по возможности четок, ясен, понятен для учащихся, а формулировка должна быть нейтральной и сбалансированной и не давать преимуществ ни одной из сторон. Задача педагога на данном этапе – помочь учащимся понять проблему, заинтересовать ею, выделить основные позиции и начать ее рассмотрение, стараясь не выказывать своего предпочтения той или иной точке зрения, признавая право на существование разногласий как необходимой основы для глубокого и объективного исследования проблемы. Преподаватель должен демонстрировать уважение к различным позициям в процессе рассмотрения сложного противоречивого вопроса.
Организация обсуждения
Для того чтобы обсуждение прошло успешно, следует уделить большое внимание правилам взаимодействия в учебной группе. Преподаватель вместе с учащимися составляет, обсуждает и принимает данные правила, которые могут выглядеть следующим образом:
правило поднятой руки;
говорит только один человек – говорящего не перебивать;
слушать следует внимательно – старайтесь слушать мнение говорящего, даже если вы с ним не согласны;
критикуйте идеи, но не людей – не следует переходить на личности во время обсуждения проблемы;
будьте вежливы и доброжелательны;
будьте краткими – по возможности старайтесь быть немногословными;
говорите по существу проблемы – не следует отклоняться от избранной темы и т.д.
Правила следует записать на доске или оформить в виде плаката. Сам учитель должен служить примером и показывать образец поведения и соблюдения правил, демонстрировать уважение к чужим мнениям, признавая наличие слабых мест в собственной позиции, направлять внимание учащихся на аргументацию позиции и достоверности информации, которую они используют при обсуждении сложного противоречивого вопроса.
Для успешного рассмотрения сложных противоречивых вопросов преподаватель должен овладеть умением грамотно составлять вопросы, которые приглашали бы учащихся к глубокому и заинтересованному размышлению и обсуждению проблемы, снижали боязнь учащихся сделать ошибки, позволяли обратить внимание на неточности и избавиться от них.
Подведение итогов обсуждения
Преподавателю всегда следует оставлять достаточно времени на учебном занятии для обсуждения его итогов. Для чего используются вопросы, подготовленные заранее. Например: удалось ли на сегодняшнем учебном занятии рассмотреть сложный противоречивый вопрос? Какие основные позиции удалось выделить? Какие аргументы в поддержку позиций были наиболее убедительными и почему? Каковы перспективы исследования или разрешения данного дискуссионного вопроса? Что нового удалось узнать в результате обсуждения дискуссионного вопроса? Какие трудности вы испытывали и как их преодолевали? Какие возможности для улучшения обсуждения мы не использовали? Какие дискуссионные вопросы вы хотели бы обсудить в будущем?
Рассмотрение сложных противоречивых вопросов позволяет сделать урок увлекательным и интересным, научить ребят совместно размышлять о важных и серьезных общественных проблемах, не впадать в крайности, быть взвешенными и ответственными, принимать разумные решения, что несомненно обеспечит им лично и всему обществу успех во всех начинаниях.
Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель Орловского университета
Комментарии