search
main
0

На перекрестках смыслов

Развиваем воображение с помощью кроссенса, и не только

Разговаривая с Юлией СМЕХОВОЙ, я сразу задаю ключевой вопрос о загруженности, потому что слышу по голосу знакомую усталость. Недельная нагрузка у нее 30 часов, две смены. Две параллели, пятые и седьмые классы, плюс одиннадцатый выпускной. Значит, большая и совершенно разная подготовка.

 

Одним только начинаешь, например, объяснять синтаксис, кроме того, приучаешь детей, окончивших начальный этап обучения, к тому, что теперь у них вместо одной «родной» учительницы много предметников. Я думаю о том, какие сложности связаны с ограничениями, с переходом от очного обучения к удаленному и обратно в последние годы в связи с пандемией. В детском восприятии они так провели всю «началку».

Среднее звено на первый взгляд проще. О «началке» уже забыли, экзаменов в седьмом и восьмом классах нет. Однако это подростковый возраст, бурные эмоции, перепады настроения, физиологические изменения. Выпускной класс требует особого внимания, нужно готовить учащихся к экзаменам. Они считают себя уже взрослыми и одновременно волнуются, им предстоит выходить в большую жизнь, решать, что будут делать дальше.

Спрашиваю, справляется ли. «Конечно! – отвечает Юлия. – У меня двадцать лет стажа, больше 13 лет работаю в нашей гимназии №1 города Стерлитамака. Всякое бывало». Я знаю, что количество лет не является гарантией успеха, а вот положительный настрой, уверенность в своих силах, готовность к неожиданному играют большую роль. Профессиональный уровень, знание предмета для человека, прошедшего этапы большого конкурса и занявшего первое место на региональном уровне, – это необходимое и обязательное условие. Не менее важны и человеческие качества.

Каким образом Юлия стала учителем русского языка и литературы, что на нее повлияло? «В семье педагогов нет. Но с раннего возраста дедушка повторял мне, что, раз я люблю во всем разбираться, объяснять, играть и просто общаться с детьми, быть мне учителем. Я и кукол-то рассаживала по местам и устраивала уроки, – делится педагог. – Когда сама пошла в школу, меня буквально завораживала на уроках наша учительница, она все знала! Мне казалось, что ничего более важного быть не может. Я очень рано решила, что хочу быть такой же, как она, как мои другие учителя-предметники».

После окончания школы Юлия поступила в Стерлитамакский государственный педагогический институт на филологический факультет. Вопрос о том, где работать, перед ней не стоял, сразу поступила в школу. «Работа в школе требует постоянного саморазвития, дает возможность попробовать себя в разных ролях: учителя, актера, психолога, друга и т. д.», – отвечает Юлия на вопрос о том, почему ей нравится профессия. Я полностью с ней солидарна. Моя собственная учительница английского языка определяла специфику просто: «Весь вечер на арене». Мы всегда способны сыграть или разыграть, что требуется по ситуации. Всегда должны быть готовы к неожиданностям. Стараемся определить, что заставляет ребенка вести себя так или иначе, что волнует любого ученика, чем может быть вызван внезапный спад интереса к учебе. Если дети нам доверяют, они могут внезапно вывалить на нас свои проблемы. Мы не всегда можем помочь, но всегда умеем выслушать и попробовать принять меры.

Постоянно растущий и находящийся в поиске педагог, мне кажется, естественным путем приходит к участию в конкурсах, конференциях, к проведению открытых уроков и мастер-классов. Конечно, ИКТ, современные средства связи и поиска информации дают огромные возможности. Но конкурс – это не только обмен опытом. Это общение, новые знакомства, дух соревнования и одновременно дружба. «Учитель года» дает удивительную возможность увидеть себя со стороны и побывать в разных местах. Я тоже вспоминаю, как проходила городской этап, давала открытый урок в чужой школе в выпускном классе по незнакомым учебным пособиям.

Менять профессию Юлия не планирует, главное в ее жизни – дети, преподавание, приобщение их к родной литературе, культуре. К административной работе, считает, не готова, да и как можно уйти от постоянного общения с учениками? Входишь в класс, видишь их оживленные лица, у самой открывается второе дыхание. Я поделилась своим опытом – много лет я совмещала должность районного методиста с огромной нагрузкой в школе. Мне было интересно встречаться с коллегами, посещать их уроки, организовывать школьные олимпиады и конференции, готовить и возить учащихся на городской и областной этапы. Слыша слова «административная деятельность», многие не задумываются о том, что это может означать не только работу с документацией, но и непосредственно живое общение с людьми. Мне кажется, у Смеховой есть чем поделиться.

Юлия использует методику под названием «кроссенс». Объясняет: «Один из приемов, которые мы для себя открыли и активно применяем на практике, – это прием кроссенса, что означает «пересечение смыслов», этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым, писателем, педагогом, математиком, и Владимиром Бусленко, доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус одновременно (!), задание, которое предназначено для определенной аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь как нетрадиционная форма погружения в предмет».

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям (что очень важно! Составление монологического высказывания – выход на итоговое собеседование в 9-м классе).

Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием дает возможность организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами. Он позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени находят не только соседние ассоциации, но и перекрестные, на четвертой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс.

 

Муж Смеховой – учитель истории, замдиректора школы. В семье растут двое сыновей, один в выпускном классе, другой в четвертом. У своих детей Смехова уроки не ведет, говорит, сыновья учатся самостоятельно. Про потомков учителей мне ничего объяснять не надо, знаю все плюсы и минусы на своем родительском и преподавательском опыте. С одной стороны, повышенное внимание, с другой стороны, как меня справедливо предупреждала моя бывшая учительница, «если ты чихнула, им скажут «Будь здоров», и наоборот». Как и я в свое время, Юлия считает: пусть сами познают жизнь.

Задаю дежурный вопрос о хобби, обе смеемся. Свободное время учителя – это катахреза, совмещение несовместимого. Обязательно нужно каждый день находить время для семьи, знать, у кого что происходит. Домашние дела даже у перегруженной преподавательницы никто не отменял. Но семья – это и возможность вместе ходить зимой на лыжах, а летом в пешие походы. Любят брать лодку, исследовать новые места. Юлия находит время для чтения, предпочитает классику, каждый раз открывая в знакомом нечто новое. Оживляется: «Нас в Москве водили в Театр имени Вахтангова на спектакль «Война и мир», неожиданное, оригинальное прочтение произведения, у меня появилось столько идей!» А кто из литературных героев ей близок, кем видит себя? «Маргарита Булгакова. Удивительный образ, первый раз прочитала в юности и поняла – мое!» – восклицает Юлия.

Настрой у Смеховой всегда оптимистичный: «Я люблю школу, люб­лю приходить первой, люблю перемены, люблю нестандартные детские вопросы, люблю крепкий кофе, люблю рассветы, люблю раннее утро, люблю запах свежескошенной травы, люблю закаты, люблю море, люблю слушать прибой, люблю гулять вдоль берега, люблю поезда, люблю неспешные разговоры, люблю шум большого города, люблю ночные огни, люблю наблюдать за людьми, сидя в кафе, люблю писать письма, люблю дарить подарки, люблю радоваться мелочам, люблю читать книжку, закутавшись в плед, люблю старые добрые фильмы, люблю счастливые стечения обстоятельств, люблю неожиданные встречи, люблю новые знакомства, люблю талантливых людей, люблю остроумные беседы, люблю, когда все вокруг улыбаются!»

Я согласна, что любовь – основа всего. Без нее невозможна сама жизнь. Пожелаем Юлии Смеховой и дальше оставаться такой же жизнерадостной и нести разумное, доброе, вечное своим ученикам.

Нина КОПТЮГ, Республика Башкортостан

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте