Обещанная сенсация состоялась. Всероссийский @вгустовский педсовет, организованный Министерством образования РФ, “Учительской газетой”, Федерацией Интернет-образования, Российской академией образования, Российской академией Интернета и Ассоциацией “РЕЛАРН”, работает в виртуальном режиме. Как раз в день выхода этого номера состоится его итоговое заседание под председательством министра образования РФ Владимира ФИЛИППОВА. Еще задолго до начала педсовета министр заявил: “Надеюсь, что этот первый опыт станет традицией. Причем необязательно, чтобы педсовет был раз в году, в августе. Возникнет проблема – соберем форум, привлечем пользователей Интернета”.
Уже можно смело сделать вывод – Владимир Михайлович не ошибся. В Интернете все равны, для Интернета не существует расстояний, и, наконец, Интернет всегда открыт для каждого пользователя. И еще в первый день работы педсовета стало ясно – все это только на пользу делу.
Первый заместитель министра образования РФ Александр КИСЕЛЕВ и начальник Управления общего среднего образования Минобразования России Маргарита ЛЕОНТЬЕВА были первыми, кто подвергся самому настоящему допросу с пристрастием со стороны участников педагогического форума. “Обычно при беседах “глаза в глаза” и учителя, и региональные управленцы стараются соблюдать политкорректность, а зачастую и просто стесняются задать слишком, на их взгляд, острый вопрос. Зато в Интернете излишняя застенчивость уходит на второй план – и это очень хорошо”, – сразу по завершении “горячей линии” делилась впечатлениями от полуторачасового общения с виртуальной аудиторией Маргарита Романовна.
Римма КАПИТОНОВА, заместитель директора школы N 13 г.Нефтеюганска: Министерство образования рекламирует трансляцию учебных планов, программ повышения квалификации, образовательных передач…
Первый заместитель министра образования РФ Александр КИСЕЛЕВ: У нас заключено соглашение по организации телешколы, первые передачи будут уже в этом учебном году. Определен ряд базовых регионов, где будет апробироваться возможность организации заочного обучения, экстерната. И в этих же регионах поставлена проблема организации повышения квалификации учителей с использованием возможностей телевидения. И эта проблема будет не только обсуждаться, мы будем в срочном порядке ее решать. Возможности для этого у нас есть. Есть очень интересный институт информатизации, которым руководит А.Н.Тихонов, есть ряд структур в высшей школе, работающих над этой проблемой, например, в Тамбовском техническом университете. Я сам был свидетелем телеконференции с участием всех районов Тамбовской области.
Это направление перспективное, и мы, безусловно, будем над ним работать.
Александр КОРОЛЬ, заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования администрации Хабаровского края: Как решается проблема аттестации и аккредитации образовательных учреждений?
Александр КИСЕЛЕВ: Это больной вопрос. Процедура не разработана, вопрос затянут, есть трудности экономического порядка. В июне текущего года мы обсуждали эту проблему на коллегии министерства. Коллегия решила, что необходимо на уровне федерального центра упорядочить эту процедуру, подготовить регулирующие этот процесс документы. Мы думаем, что уже к концу этого учебного года они будут направлены в регионы.
Людмила ОЛЬХОВСКАЯ, учитель информатики: Во многих странах учитель может купить компьютер по низкой цене. Будет ли такое возможно в России, ведь было бы странно, если бы учитель русской литературы не имел тех книг, которые изучаются на уроке?
Александр КИСЕЛЕВ: К сожалению, мы не можем погасить задолженности за методическую литературу в большинстве регионов. Мы не в состоянии оплатить даже трехтомник Пушкина для учителей русской литературы.
Если бы я сегодня вам пообещал, что в ближайшее время мы всем учителям предоставим компьютеры, это было бы дешевым популизмом, если не хуже.
То, что учитель не может позволить себе иметь дома компьютер, безусловно, плохо. Но если вы у себя в регионе найдете спонсора, который вам поможет с домашними компьютерами, мы будем это только приветствовать.
Александр КОРОЛЬ: Как выйти из такого состояния, когда законодательство регионов в области образования противоречит федеральным нормативным актам?
Александр КИСЕЛЕВ: Мы регулируем местные нормативные акты в области образования, подписывая соглашения о сотрудничестве в области образования с регионами. Этой проблемой будут самым активным образом заниматься администрации федеральных округов, созданных по указу президента, и мы надеемся, что в структуре этих новых государственных учреждений появятся инспектора, курирующие вопросы образования.
Мария ТАРАБРИНА, начальник управления общего и профессионального образования г.Надыма: Как закрепить приоритет финансирования системы образования – материально-технической базы, заработной платы и т.д?
Александр КИСЕЛЕВ: Эта проблема решается в общем контексте по мере оздоровления экономики и ее поступательного развития. С 1992 года у нас неуклонно падала доля расходов государства на образование. Пика своего падения она достигла в 1998 году, составив 3,6%. Но в течение последних двух лет эти расходы растут, особенно доля, находящаяся в федеральном подчинении. Сегодня мы имеем 4,65% – практически на уровне 1992 года. Падение остановлено, и начался рост. Этого, конечно, недостаточно, но главное – тенденция. Сегодня на образование расходуется на 20% больше, чем на другие отрасли социальной сферы. У нас впервые есть деньги на капитальное строительство, оплату коммунальных услуг.
В общем образовании правительство сделало все для погашения задолженности учителям – сегодня она сокращена в 4 раза. В большинстве субъектов Федерации задолженность по зарплате учителям менее одного месяца. Правительство решало эту проблему с помощью субсидий и трансфертов, мы и дальше будем ее решать.
Для укрепления материально-технической базы министерство предлагает изменить бюджетные отношения. Например, у нас есть проект Закона о конституционных правах граждан в области общего образования, где предлагается, чтобы обеспечение заработной платы взял на себя регион как государственный орган, а жизнеобеспечение – муниципалитет. Развиваем также внебюджетные источники финансирования. Уже есть указ президента о попечительских советах. Готовим также постановление правительства о платных услугах в области общего образования.
В это же время на местах
Тамбовская область. С помощью высокоскоростных каналов Тамбовской беспроводной сети передачи данных (TWN) подсоединена к Интернету средняя школа села Тулиновка (25 км), на стадии подключения в августе 2000 года средняя школа райцентра Сатинка (50 км) и осуществляется подключение школы села Платоновка (35 км).
Курск. При многопрофильной гимназии N 44 г. Курска И.В. Кривченко создан сайт Физика.ru, где размещены материалы для учеников и учителей.
Барнаул. В рамках программы “Развитие сельских школ” администрация Алтайского края дополнительно выделила 1 млн. рублей на обеспечение сельских школ компьютерной техникой.
Карелия. Министерство образования и по делам молодежи РК и Петрозаводский госуниверситет 28 августа провели видеоконференцию “Школа Карелии нового века. Какой ей быть?”. Республиканский августовский педсовет также работает в виртуальном пространстве.
Омск. Школы города на лето отключены от электричества. Вопросы для “горячих линий” Всероссийского августовского педсовета приходится отправлять из квартир учителей.
Горячая линия
Вячеслав СКОРОДУМОВ, методист Управления образования администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области: В выступлениях вы отмечаете: “Образование школьников должно получить точки опоры в виде общих целей воспитания учащихся. Цель воспитания на рубеже ХХI века – воспитание человека – патриота России, ориентированного прежде всего на приоритет национальных российских ценностей”. Очевидно, что Интернет – мощный инструмент ее достижения. Есть ли у РАО научные изыскания по оценке воспитательного эффекта Интернета? Какие?
Президент РАО Николай НИКАНДРОВ: Прямых исследований по оценке воспитательного влияния Интернета в академии нет. Но это просто потому, что это дело относительно новое. Для того, чтобы отметить воспитательное влияние, недостаточно, скажем, провести немедленный тест после какого-то урока – там можно сделать быстро и четко. И то это большая проблема. А воспитательное влияние всегда отсроченное, и, проведя урок или внеклассные мероприятие, мы никогда сразу не сможем сказать, что из этого получилось. А Интернет существует как практическое средство обучения и воспитания очень недавно, поэтому только сейчас мы приступаем к этим вопросам. Четких исследований по воспитательному влиянию Интернета у нас нет.
Анастасия КРУТИКОВА: Нельзя ли поподробнее о том, как вы видите школьное образование в преломлении к национальной идее?
Николай НИКАНДРОВ: Я бы здесь разделил вещи такие: мое сугубо личное видение вопроса и то, что я читаю в документах, принятых в последние годы – даже, я бы сказал, в последние месяцы. Я имею в виду Всероссийское совещание работников образования, правительственную концепцию на период до 2010 года. И там, и там подчеркивается необходимость воспитания россиянина-патриота. Это очень важный вопрос. Дело в том, что можно, конечно, говорить о гражданине мира. Но все-таки в каждой стране принимаются меры для того, чтобы это был гражданин своей страны. Поэтому я считаю, что в России должны жить и должны воспитываться россияне-патриоты. Несомненно, прежде всего важно, чтобы они были ориентированы на общечеловеческие ценности. Но начинать именно с этого неправильно.
Сейчас не очень часто исполняется песня “С чего начинается Родина…”. А вообще-то воспитание начинается с самых близких человеку вещей – с тех, которые непосредственно его окружают. На перспективу общечеловеческих ценностей нужно идти и идти через ряд лет. Я думаю, что приоритет должен быть отдан не общечеловеческим, а национальным, российским, общенациональным ценностям. Кстати, на это нас ориентирует и Конвенция о правах ребенка, где совершенно четко сказано, что образование должно быть ориентированным на язык ребенка, на ценности его семьи. И далее после целого ряда перечислений, которые указывают как раз на национальную ориентацию, говорится: “при должном понимании ценностей иных цивилизаций”. Именно так и следует строить воспитательный процесс.
Валентина АРТЮХОВА, начальник отдела общего образования администрации Хабаровского края: Планируется ли разработка научно обоснованных критериев деятельности учителей и образовательных учреждений?
Николай НИКАНДРОВ: Даже в конце советского периода развития были определенные критерии оценки и деятельности учителя, и деятельности образовательных учреждений. В частности, там говорилось о том, что чистое воспроизведение знаний не должно быть основным критерием оценки. Критериями оценки должны быть и воспитательное воздействие, и качество знаний. Такого рода наработки у нас в академии, конечно же, есть. Скажем в НИИ воспитания занимаются этим вопросом.
Александр КОРОЛЬ: Каковы подходы академии к оценкам (отметкам)?
Николай НИКАНДРОВ: Конкретных рекомендаций, что, скажем, нужно от пятибалльной системы оценок в школе и практически четырехбалльной в вузах нужно отходить, нет. В мире существуют самые разные подходы к этому моменту – и стобалльные, и двенадцатибалльные, и шестибуквенные. Здесь дело не в масштабе.
У нас была денежная реформа, когда мы отказались от трех последних нулей. При этом практически ничего не изменилось. Так и здесь мы легко можем перейти от стобалльной к десятибалльной оценке. Вопрос в другом – насколько точно каждый учитель может применить те большие или меньшие баллы, которые имеются в его распоряжении. Оценка должна иметь и контролирующее, и воспитывающее, и стимулирующее значение. Но от масштаба оценки все это зависит очень мало. Гораздо более серьезная проблема не количество баллов и даже не то, в буквах они выражаются или в цифрах, а то, насколько мы как учителя чувствительны к показателям наших учеников. Можем ли мы четко сказать: вот этот ученик достоин четырех баллов, а этот – пяти. Эта проблема очень сложная. И здесь наработок достаточно много. Но мы не рекомендуем решительно менять существующую систему.
Римма КАПИТОНОВА: Теоретически и практически существуют несколько образовательных моделей в школе. Какая из них, по мнению РАО, наиболее перспективна?
Николай НИКАНДРОВ: Должно быть много хороших и разных моделей. Дело в том, что образовательная ситуация очень разнится в разных регионах, отличаются и контингенты учащихся, и практический опыт учителей, поэтому я бы не стал рекомендовать на всю большую Россию какую-то одну образовательную модель.
Александр КОРОЛЬ: Можно ли предусмотреть некий механизм, согласно которому РАО будет выполнять практико-ориентированные исследования по заказам субъектов Федерации при условии, конечно, что проблема актуальна для большого количества территорий, но в рамках планового бюджетного финансирования?
Николай НИКАНДРОВ: Выполнять заказы территорий в рамках бюджетного финансирования мы готовы. Но здесь, конечно, важно помнить, что мы не можем отказаться от фундаментальных исследований, а от регионов вряд ли будут поступать заказы такого рода. Не можем мы отказаться и от подготовки школьных учебников, многие из которых, к слову, входят в федеральный комплект. Так что к заказам территорий нам придется подходить избирательно. Мы очень хотим сотрудничать с регионами и будем рады выполнять их заявки, но мы не можем выполнять все без разбора, даже если все они будут очень интересными, значимыми, важными.
Светлана МЕЛЬНИЧЕНКО: Есть ли вообще будущее у муниципальной системы образования, или ее полностью поглотит федеральная система? Помните, еще недавно говорили, наоборот, о переходе к муниципальной системе, а теперь возврат к прошлому?
Николай НИКАНДРОВ: Я думаю, возврата к прошлому – к абсолютной централизации – не будет. Но, с другой стороны, возникает вопрос, правильно ли было сделано в начале 90-х, что почти все финансирование было спущено в территории. Я уверен, что не совсем. Дело в том, что такая система прекрасно работает в государствах с богатым и стабильным бюджетом. Если этого нет, то система финансирования образования, ориентированная только на территории, не работает. Отсюда – все наши проблемы недофинансирования.
Впрочем, многие вопросы не могут быть решены на централизованном уровне никогда. Поэтому будущее у муниципального образования есть, и никто не говорит о возврате к полностью централизованному управлению школой. Впрочем, даже в советское время полной централизации не было.
М. КОРОЛЕВ: Что подразумевается под качеством знаний? Как это соотносится с требованиями к результатам обучения, образовательными стандартами и качеством образования в целом?
Николай НИКАНДРОВ: В Федеральном законе “Об образовании” под образованием понимаются не только обучение, но и воспитание. Понятно, что качество знаний относится к обучению. Чтобы однозначно измерять это качество, необходимы очень четкие критерии. Реально с этим могут помочь только тесты. Сегодня они имеют ограниченное применение, но я думаю, что в будущем оно начнет расширяться. В частности, с 2003 года – с введением единого государственного экзамена на аттестат зрелости. Тест позволяет отвлечься от живого учителя – от его симпатий, антипатий, возможных ошибок.
Марина ДЮКОВА, г. Омск: Где будет лучше результат обучения одаренных детей – в общей школе или в выделенной группе?
Николай НИКАНДРОВ: Если иметь в виду знания, то лучше элитная группа. Но это не должно быть единственным критерием. Нам нужно думать и о том, какими они станут гражданами, и в этом плане было бы лучше, чтобы они не чувствовали себя элитой. Кроме того, если мы уберем их из общей массы учеников, это будет нелучший вариант. Ведь одаренные дети играют для остальных ребят роль маяка. Так что пусть они лучше имеют возможность заниматься по специальным программам дополнительно. Впрочем, это лишь один вариант из массы возможных.
В это же время на местах
Москва. В помещении кинотеатра “Улан-Батор” состоялась городская конференция учителей физики и астрономии.
На сервере “Учебники Москвы” открыт августовский Интернет-коллоквиум. Публикуются московский базисный учебный план и методические комментарии к нему, концепция предмета информатики и другие материалы. Открыта электронная “горячая линия”.
Саранск. В Мордовском республиканском ИПКРО идут традиционные заседания августовских секций для различных категорий педагогов. Обсуждается проблема “Развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях Республики Мордовия”, публикуются московский базисный учебный план и методические комментарии к нему, концепция преподавания предмета информатики и другие материалы. Открыта электронная “горячая линия”.
Иркутск. Губернатор Иркутской области пообещал 1 сентября лично провести урок, посвященный телекоммуникациям.
Самара. Большинство учителей города участвуют в городском “плывущем педсовете” на борту теплохода. Хотели бы присоединиться и к всероссийскому, но выхода в Интернет на судне нет.
Алексей НУРМИНСКИЙ, Москва: Чем принципиально отличаются учебники нового поколения от учебников старого? Зачем нужны новые учебники, если и по старым неплохо выучилось не одно поколение школьников?
Исполнительный директор по тематическому планированию издательства “Просвещение” Людмила ЕЛХОВСКАЯ: Изменились программы, стандарты, обязательный минимум образования в школе. Соответственно этим изменениям изменяются и учебники. Но мы не говорим, что выпускаем только новые учебники. Очень много внимания уделяем совершенствованию и переработке действующих учебников, по которым училось не одно поколение наших детей. Но их так или иначе надо дорабатывать тоже, чтобы они отвечали современным требованиям образования.
Чем новые учебники отличаются от старых? В школе появились новые курсы, новые программы. Например, курс экологии, ОБЖ. Естественно, мы готовим новые учебники по этим программам. Эти учебники другие по содержанию, по оформлению. Даже их внешний дизайн уже отличается – современный, красивый. Если вы помните, старые учебники были достаточно однообразны, плохо оформлены. А сегодня это уже совершенно другая книга.
А.П.ФЕДОРЧУК, бабушка: Почему же учебники государственного издательства такие дорогие? Я воспитываю внука без родителей, с деньгами, сами понимаете, много проблем, а в школе заставляют покупать учебники?
Людмила ЕЛХОВСКАЯ: Мы, конечно, понимаем, в каком тяжелом положении вы находитесь, но дело в том, что стоимость нашего учебника составляют в основном бумага и полиграфические расходы. Бумага практически ежемесячно повышается в цене, растут тарифы на полиграфические расходы, и от нас как от государственного издательства это не зависит. Тем не менее если вы сравните цены на наши учебники и на учебники любых коммерческих издательств, то увидите, что наша продукция все-таки значительно дешевле. Рентабельность наших учебников не превышает 15%.
Татьяна НЕВМЕРЖИНСКАЯ, г. Одинцово Московской области: Когда будет соблюдаться преемственность между школой и вузом по программам и учебникам?
Людмила ЕЛХОВСКАЯ: Если в школьном образовании уже созданы стандарты и требования, то для вузов они только разрабатываются. Как только они будут разработаны, я думаю, будут скоординированы со школьной программой. А сегодня каждый вуз имеет право сам разрабатывать программу вступительных экзаменов. И очень часто требования, предъявляемые к абитуриентам, оказываются завышенными. А порой на экзамены даже выносятся предметы, которые в школе не являются обязательными. Экономика, например.
Анна Георгиевна: Как быстро найдут отражение в учебниках издательства новые правила русского языка?
Заведующий редакцией русского языка и литературы издательства “Просвещение” Виктор ЖУРАВЛЕВ: Этот вопрос сейчас волнует многих, потому что реформа русской орфографии грядет. Но пока что свод новых правил не принят. Он только разработан, и в настоящее время идет обсуждение. Понятно, что это требует больших организационных и материальных затрат.
Когда будет принято решение о введении нового свода орфографии (если будет), будет определено и время перехода, и время, когда при проверке диктантов будут считаться правильными и старые, и новые написания.
Людмила АЛУШКИНА, г. Одинцово Московской области: Когда будут единые учебники для общеобразовательных школ и варианты для лицеев и гимназий?
Людмила ЕЛХОВСКАЯ: Единых учебников для общеобразовательных школ сейчас, наверное, не будет. Все рекомендованные Министерством образования варианты учебников пригодны для использования в школе. Для лицеев и гимназий существуют профильные учебники, учебники для школ с углубленным изучением целого ряда предметов. Они тоже находятся в федеральном перечне. Кроме того, существует целый ряд так называемых разноуровневых учебников, которые также можно использовать как в общеобразовательных школах, так и в лицеях и гимназиях. А четкого разграничения учебников для школ и для лицеев, я думаю, не будет.
В это же время на местах
Санкт-Петербург. Создается сайт “Выпускник-2000”. Он призван стать основой для создания информационного сообщества школ и выпускников в России. С сентября начнут работать школьный чат и телеконференции.
Удмуртия. Белорецкая компьютерная школа объявила о втором открытом Уральском турнире школьников по информатике. Первый тур начнется в конце сентября.
Жаль, что можем привести только немногие ответы. Остается лишь добавить, что героями “горячих линий” в Интернете за время педсовета стали: министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ, начальник Управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ Валентина БЕРЕЗИНА, начальник управления социальной поддержки и реабилитации детей Галина ТРОСТАНЕЦКАЯ, заместитель председателя Профсоюза работников образования и науки Владимир ПАВЛИХИН.
Немало пользователей Интернета привлекло виртуальное родительское собрание – в режиме онлайн мамы и папы получили ответы на вопросы самого широкого спектра: от покупки учебников до подростковой наркомании. Проблемы, волнующие родителей, будут учтены при подготовке очного Всероссийского родительского собрания, которое состоится в Москве в конце декабря.
Само собой, все десять дней педсовета работали секции по всем дисциплинам школьной программы. Доклады поступали также в виртуальной версии – через электронную почту – и оперативно размещались на сайте педсовета. Благодаря этому в российском педагогическом форуме смогли поучаствовать представители ближнего зарубежья – свои наработки прислали педагоги из Винницы и Харькова.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что российское образование уверенно осваивает киберпространство. Конечно, школ, имеющих доступ в Интернет, сегодня куда меньше, чем хотелось бы. Но последнее время государство уделяет этой проблеме немало внимания – только на компьютеризацию сельских школ выделены средства в рамках Федеральной программы развития образования. И это позволяет надеяться, что число учебных заведений будет расти, а значит, будет расширяться круг участников педагогических Интернет-форумов.
Руслан ЦАРЕВ
P.S.
Мы также благодарим всех, кто помог провести педсовет: компанию “Яндекс”, электронную газету “Утро.ru”.
Комментарии