search
main
0

На откуп облаку

Необходимость в зубрежке отпадет?

До недавних пор основным способом усвоения теоретического учебного материала считалось его запоминание. То есть необходимо прочитать какую-то тему в учебнике и выучить ее, запомнить или записать объяснения преподавателя, после чего учащийся готов отвечать на уроке или экзамене… Однако в самом ближайшем будущем принципы обучения могут существенно измениться. Во всяком случае так считает американский физик японского происхождения, профессор теоретической физики в нью-йоркском Сити-колледже Митио Каку.

Митио КАКУ – американский физик и популяризатор науки
Фото с сайта fotki.yandex.ru

На счету ученого исследования феноменов так называемых черных дыр и ускорения расширения Вселенной. Но куда большую известность Митио Каку приобрел как популяризатор науки. Он ездит по всему миру с лекциями, ведет программы на каналах BBC и Discovery, является автором нескольких научно-популярных книг, ставших мировыми бестселлерами, многие из которых были переведены на русский язык. Это, в частности, «Введение в теорию суперструн», «Физика невозможного» и «Физика будущего».

Именно в последней книге, «Физика будущего», Каку пишет, что система образования в будущем изменится до неузнаваемости.

Да, изменения происходят уже сейчас. Так, нынешние школьники и студенты практически не могут обойтись в учебе без компьютерных технологий: электронные дневники, сдача работ в электронном виде, общение с педагогами по Интернету и, наконец, пресловутое дистанционное обучение… Однако пока эти технологии играют роль лишь вспомогательных средств. Основным принципом усвоения учебного материала все же остается старая добрая зубрежка.

В «Физике будущего» Митио Каку пишет, что в дальнейшем обучение «не будет базироваться на запоминании».

«Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию, – обещает нам ученый с мировым именем. – Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в Интернете: достаточно моргнуть – и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой – освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения».

Более того, Каку считает, что после трансформации учебного процесса не понадобятся «какие-либо контролирующие органы». То есть необходимость в преподавателях и даже сдаче экзаменов отпадет. «Люди станут образовывать сами себя, причем реально осознавая, какие именно знания им нужны», – предсказывает исследователь.

Каку предвидит появление так называемых умных стен. Суть в том, что повсюду – в жилых помещениях, офисах и даже на улицах – будут располагаться специальные устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта. Можно будет просто подойти к такой стене и произнести, например: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же появится проекция профессора, который даст вам необходимую консультацию. Точно так же вы сможете поговорить с врачом, юристом, психологом, дизайнером. В зависимости от того, какая информация вам требуется. Или просто запросить сведения из нужной базы знаний.

«Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе», – говорит Митио Каку. При этом дипломы исчезнут за ненадобностью. Претендуя на какую-либо работу или должность, человек должен будет сдать в специальном сертификационном центре квалификационные экзамены, которые определят, какими навыками и компетенциями он владеет. Возможно, по итогу сдачи этих экзаменов станут начисляться баллы, от которых будет зависеть статус индивида в обществе. Таким образом, учебные заведения перестанут заниматься оценкой знаний учащихся. Уже сейчас в Западной Европе, Японии, США, Канаде получила развитие система портфолио: приходя к потенциальному работодателю, кандидат предъявляет ему все дипломы, свидетельства, сертификаты, полученные за время учебы в разных местах, а тот решает, подойдет ли этот набор для закрытия той или иной вакансии.

Ну хорошо, взрослые сознательные люди вполне могут обучаться самостоятельно, а как же дети?

Задолго до начала пандемии и вынужденного всеобщего перехода на онлайн-обучение Митио Каку заговорил о педагогике онлайн. Он считает, что в ближайшие 10-15 лет получат активное развитие детские образовательные сервисы. Но это не обязательно будет означать сидение школьников перед монитором и их постоянное общение с учителями. Так, в условиях городской среды будут проводиться масштабные обучающие игры для детей. Учебники станут полностью электронными, и они будут в индивидуальном порядке подбирать для каждого ученика образовательные материалы – тексты, видео, схемы, задания и т. п.

По мнению Каку, при обучении упор будет сделан не только на получение знаний, но и на развитие креативности, воображения, инициативы, лидерских качеств. Скорее всего, наибольшего успеха добьются те, кто получит образование в сфере биотехнологий, нанотехнологий и искусственного интеллекта. Обязанности, которые не требуют особых интеллектуальных знаний и навыков, скорее всего, отдадут на откуп роботам.

Хотя не совсем, по правде говоря, понятно, каким образом станут накапливаться знания в мозгу у учащихся, если от них не станут требовать их запоминания, а проверка знаний будет осуществляться лишь при сертификации, связанной с поступлением на службу. Выходит, что система тестирования в той или иной форме все-таки нужна на любом этапе образовательного процесса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте