Наша школа, так же как и все школы Москвы, встала на пути внедрения стандарта деятельности психолого-педагогических служб. В школе учатся более 3500 воспитанников.
В школе есть ресурс и многолетний позитивный опыт преподавания уроков психологии по программе и учебникам, разработанным научным коллективом под руководством доктора психологических наук Ирины Владимировны Дубровиной в рамках работы городской экспериментальной площадки.
На данный момент, когда перед нами встал вопрос о реализации одного из ключевых направлений стандарта по созданию комфортной и безопасной образовательной среды, профилактике социальных рисков, мы обратились к этому ресурсу, так как он позволяет охватить максимальное количество обучающихся разных целевых групп.
Цель преподавания психологии в школе – формирование у каждого школьника элементарной психологической культуры, важной части общей культуры.
Систематизированный курс занятий «Уроки психологии» базируется на основах психологических знаний. Начинать его изучение можно с начальной школы (в 3‑м классе), именно тогда, когда формируются мировоззрение ребенка, его отношение к миру. Специфика курса заключается в изложении материала с учетом возрастных особенностей ребят. Ученики получают те знания, которые интересны и имеют личностный смысл в этом возрасте.
Одна из ключевых задач курса – формирование целостного мировоззрения ребенка через обучение взаимодействию не только с окружающей средой, но и с людьми и самим собой.
Занятия по психологии в школе способствуют формированию психологически грамотного ученика, способного к анализу своих индивидуальных особенностей и саморазвитию. Следовательно, у остальных участников образовательного процесса, в частности у педагогов, актуализируются потребность в знании основных закономерностей и особенностей психического развития школьников определенного возраста, желание использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач. Таким образом, преподавание психологии изменяет сознание участников образовательного процесса в сторону личностно ориентированного обучения.
Уроки психологии способствуют профилактике асоциальных явлений. Знание ребенком особенностей психологической жизни позволяет ему противостоять негативным воздействиям и попыткам манипулировать его сознанием. Благодаря развитию рефлексии у детей формируются критичность, самостоятельность мышления, устойчивость к информационным воздействиям, способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Занятия курса «Уроки психологии» способствуют созданию психологических условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Изучая психологию, ребята понимают уникальность, сложность и ценность внутреннего мира человека. Занятия курса «Уроки психологии» развивают чувство уважения к человеку как таковому независимо от его физических возможностей, должности, положения, национальности, вероисповедания, а следовательно, учат детей общаться на основе взаимного уважения.
На занятиях курса «Уроки психологии» создаются благоприятные условия для развития талантливых и одаренных детей.
Все это отвечает задачам стандарта деятельности психолого-педагогических служб.
Реализация образовательных целей каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, включенность любого обучающегося в образовательный процесс основываются на качестве связей, умении выстраивать межличностные и профессиональные отношения.
Мы рассматриваем ребенка как главную ценность в решении любых задач, реализуемых школой.
В школе внеурочный курс занятий «Уроки психологии» реализуется совместно педагогом-психологом и классным руководителем. На протяжении нескольких лет нами активно изучался опыт выстраивания такого взаимодействия. Результатом этого исследования стала модель профессионального взаимодействия. Ключевым компонентом этой модели является профессиональное сообщество, основанное на единых ценностях.
Через систему условий, которые содержат четыре элемента, выстраивается профессиональное взаимодействие в разных формах и областях.
Процесс профессионального взаимодействия, где бы он ни осуществлялся, будет успешным только при соблюдении пяти последовательных ключевых этапов:
- Анализ проблемы.
- Определение общей задачи.
- Выработка критериев оценки результата.
- Определение требуемого времени.
- Рефлексия, что смогли сделать.
Занятия курса «Уроки психологии» способствуют созданию комфортной и безопасной образовательной среды, профилактике социальных рисков, являются ресурсом позитивной социализации каждого обучающегося. Это отвечает запросам общества (времени) и решает ключевые задачи, которые стоят перед каждой образовательной организацией.
Преподавание психологии делает школу более открытой для предметного диалога с родительской общественностью, повышает уровень доверия к школе и психологическую культуру всех участников образовательного процесса.
Елена ФИЛАКОВА, куратор психолого-педагогического сопровождения межрайонного совета директоров №30, руководитель психолого-педагогической службы, педагог-психолог школы №1450 «Олимп»
Комментарии