search
main
0

На основе справедливости, норм и правил Право: основные понятия и термины

В начале ХХ века известный русский статистик Е. Тарновский в своей работе “Четыре свободы” указывал: “Внутренний смысл всех политических движений в цивилизованном мире за последние два ли три столетия сводится к постепенному освобождению личности от гнета церкви и государства, к расширению и укреплению прав личности, и признанию, и оформлению их со стороны государства. Личность человеческая со времен Реформации и еще больше со времен Французской революции возросла и окрепла, а государство принуждено было отступить перед нею и видоизмениться, приспособиться к властным требованиям личного разума и личной совести ранее безгласных и бесправных подданных”. Идеология прав человека продолжает развиваться по мере становления различных идей и своего утверждения в реальной жизни. В настоящее время она является и общественным идеалом, и целью практической деятельности человека.

…как бы ни была сама по себе стара та или другая идея, она для переживающего ее впервые всегда нова.
Б. Кистяковский

Понятие права

В настоящее время существует два основных понимания термина “право”. Они были выработаны и сложились в общественном сознании в разные исторические эпохи.
Первое понимание этого термина совпадает с понятием закона, юридической нормы (порядка). В этом понимании право – это то, что вырабатывается властями, государством и устанавливается ими для граждан: “Право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных государством (!), которое обеспечивает их принудительной силой, и выражающие определенный уровень развития общества”.
Второе понимание основано на представлении, что мы обладаем правом так же, как своей собственной человеческой природой, и это понимание совпадает с понятием свободы и личного достоинства. Человек уже рождается с правом, и никто не имеет возможности лишить его этого: “Право – это универсальная, одинаковая для всех, мера свободы”.
Такое разное понимание термина “право” обусловливает и разное поведение людей в обществе, накладывает отпечаток на характер общественных отношений. Ведь право наряду с обычаями (традициями) и морально является регулятором общественных отношений. Причем право в современном обществе должно стать куда более действенным и важным регулятором, нежели обычай и мораль. И от того, как будет восприниматься право – как внешняя по отношению к себе сила или как свобода, покоящаяся на личном достоинстве, – зависит возможность и способность человека к осознанному и цивилизованному поведению.
Откуда появилось такое двойственное понимание термина “право”? Это связано с изменением понимания права, как определенной системы правил поведения, на протяжении всей истории человечества. Первоначально поведение людей регулировалось обычаями и традициями. Они были основаны на естественноприродной необходимости, практическом опыте людей и диктовались суровой необходимостью выживания. Обычай – это коллективный опыт, он создает определенный стереотип поведения, которому отдельный человек следует потому, что так заведено. В соблюдении обычая отсутствует личностное начало, человек не несет моральной ответственности за соблюдение многочисленных табу, запретов и т.д. Духовное развитие человека привело к появлению нового регулятора поведения человека – морали. Появление морали означало то, что человек в своем поведении начинает руководствоваться внутренним выбором между различными моральными установками, существующими в обществе. Выбор этот зависит от множества факторов, но теперь человек отвечает за сделанный выбор, а это делало человека более свободным, чем когда его поведение регулируется только обычаями и традицией.
Появление права означало дальнейшее развитие автономии личности. Человек осознает свои личные интересы и поступает так, чтобы наилучшим образом защитить их. Право выражает определенные притязания людей “Я имею право”, оно освящает эти притязания, признавая их правильными и справедливыми. Для урегулирования конфликтов между людьми, их притязаний возникает новая общественная организация – государство. Государство при помощи законов (установленные государством общеобязательные правила) регулирует отношения между людьми исходя из принципов права (справедливости, равноправия и т.д.). Возникновение различных регуляторов поведения (обычай, мораль, право) не связано со сменой конкретных исторических эпох, этот процесс отражает этапы в духовном развитии человека.
Таким образом, вместе с появлением права появилось два основных представления о происхождении и источниках права. Первый источник – это присущие людям, врожденные представления о справедливости, порядке, добре. Второй источник – это издаваемые государством общеобязательные правила, законодательные акты и т.д. Их нормы могут соответствовать представлениям людей, а могут и не соответствовать. В Древней Греции не было еще понятия “право”, в древнегреческом языке было одно понятие “закон”. В Древнем Риме юристы уже четко представляли себе разницу между правом и законом:
– jus – справедливость, вытекающая из разумной природы человека и божественного космоса = естественное право;
– lex – выражение суверенной воли римского народа, реализованное через сложившиеся государственные установления = позитивное право.
В этом языковом разделении указывается два разумных источника права: естественное право – дано природой, позитивное право – дано государством. Это касается и других народов и языков, достаточно вспомнить английское right и law, французское droit и loi и т.д.
Естественное право основывается на справедливости. Римским юристом Ульпианом справедливость определялась как “постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право”. Очень интересную теорию справедливости сформулировал Аристотель, предложивший различать два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость – это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Это как бы средний результат между ущербом и выгодой, которую каждый получает в равной мере. Распределяющая справедливость проявляется (или нет) при распределении всего того, что может быть распределено в обществе: власти, почести, вознаграждения и т.д. Распределение осуществляется в зависимости от вклада конкретного лица в общее благо. Справедливым считается такое распределение, которое является средним результатом между излишком и недостатком. С точки зрения этой теории право в обществе должно существовать по принципам уравнивающей справедливости; распределяющая справедливость делает из права привилегию лица или группы лиц.
Другой основой естественных прав является личное достоинство человека. Человек – единственное из живых существ, способное осознать свою собственную значимость, индивидуальность и неповторимость. Из этого произрастает его искренняя убежденность, его притязания на право, которое дано ему от рождения, в силу того, что он человек. Отказаться от права – это отказаться от самого себя, от своего достоинства, от своей свободы. “Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в цепях” – именно с осознания этого факта появляется стремление к защите своих прав. Распространению в европейских странах идеи о личном достоинстве человека помогло христианство с его постулатом о том, что человек сотворен по образу и подобию Бога.

Позитивное право

Позитивное право имеет ряд особенностей. Основой позитивного права является его нормативность. Оно существует как система норм, состоящая из законов и подзаконных актов, которые образуют систему и состоят между собой в определенной иерархии. Ядром этой системы является конституция – нормативный акт высшей (после признанных международных договоров, пактов и т.д.) юридической силы, определяющей основы конституционного строя, правового статуса личности, федеративных отношений. Конституция является базой для всей системы нормативных актов, которые должны соответствовать и не противоречить конституционным нормам. Нормы конституции являются нормами прямого действия и могут применяться непосредственно, если в самой конституции не говорится, что порядок применения конкретной нормы устанавливается законом.
Законы – нормативные акты, обладающие после конституции наибольшей юридической силой. Они принимаются только законодательными (представительными) органами власти при соблюдении определенной процедуры. В нашей стране законы подразделяются на федеральные конституционные и федеральные, а также законы субъектов Федерации. На федеральном уровне законы принимаются по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению федерального центра и субъектов Федерации. Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо указанным в тексте конституции, для них предусмотрена наиболее сложная процедура принятия. Законы субъектов Федерации принимаются по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации или совместному ведению федерального центра и субъектов Федерации. Законы могут иметь разные названия: “законы”, “кодексы” “основы” и др. Законы изменяются и дополняются только законодательными (представительными) органами, их принявшими. По обращениям государственных органов, должностных лиц и граждан РФ законы или их отдельные положения могут быть признаны Конституционным судом РФ не соответствующими Конституции РФ и потому они утрачивают силу.
Подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты центральных министерств, государственных комитетов и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации (приказы, инструкции, положения и т.д.) – издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и не должны им противоречить. Конституционный суд РФ имеет полномочия проверять конституционность подзаконных актов; другие суды, столкнувшись с противоречием закона и подзаконного акта, применяют закон или могут (в определенных случаях) признать подзаконный акт недействительным.
Акты общественных организаций и объединений (уставы, договоры и т.д.) устанавливают правила, имеющие значение только для членов или сотрудников этих организаций.
Все эти нормативные акты имеют логическую структуру, содержание норм состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза – это условие, при котором требуется определенное поведение (если …), диспозиция – само поведение лица (то …), санкция – то, что следует за неисполнение диспозиции (иначе …). При их помощи определяются границы дозволенного, запрещенного и предписанного в поведении человека.
Другие характеристики позитивного права – это формализм (фиксируется в письменном виде, в специфической форме), процедурность (имеет четкие процедуры создания, применения и защиты), обязательность (обеспечивается принудительной силой со стороны государства), неперсонифицированность (адресовано достаточно широкому кругу лиц). Существует два основных пути систематизации позитивного права: кодификация (сопровождается переработкой содержания нормативных актов, отменой одних и принятием других норм права) и инкорпорация (внешняя обработка всех изданных нормативных актов без изменения их содержания).
Позитивное право распадается на отдельные отрасли. В качестве критерия такого деления выступает предмет и метод регулирования. Вершиной такой системы отраслей является конституционное право, затем следуют материальные отрасли права (гражданское, административное и т.д.).
Так что же является сутью понятия “право” – jus или lex, естественное право или позитивное? В основе любого процесса, явления или вещи, всего созданного человеком лежат идеи, представления. В том числе это касается права, сутью которого, конечно же, закон не является. Правовая идея может быть (и в истории человечества немало таких примеров) не воплощена и не отражена в формулировке закона, но от этого она не перестает быть правом. И наоборот, закон очень часто может нарушать понятие “справедливости”, достоинства человека, и человек оказывается перед выбором: следовать букве закона или духу права. Видимо, это сделало человеческие законы имеющими смысл только в том случае, если их нарушают, в отличие от природных законов.
Почему же так важно понять, что же следует понимать под правом? Да и какая в реальной жизни разница между правом-законом и правом-свободой? Все дело в том, что эта терминологическая путаница отражает путаницу в общественном сознании, которое, реализуясь на практике, и является реальной повседневной жизнью. Возьмем, к примеру права человека. Чем они являются в нашей стране для огромного числа людей? Идеей, и хорошо если идеалом, а то чаще всего выдумкой. Потому что для них право – это то, что дает государство в виде законов. Ведь для нашего государства права человека – это тоже пока еще идея, хотя следует уважать его стремление стать правовым государством. С точки зрения право-закон правовое государство – это тавтология, словесная нелепица, в любом государстве есть законы (право), а следовательно, оно является правовым. Для нашего общественного сознания государство будет правовым, если будет следовать своим же принятым законам да будет осуществлен непонятный для многих принцип разделения властей. Между тем элементы правового государства в настоящее время более многочисленны (их полный перечень приводится в приложении). Их анализ позволяет понять, что самое главное – это создание механизма защиты прав человека перед растущим всевластием государства. Ведь долгая историческая традиция свидетельствует о том, что наиболее часто и наиболее сильно права человека нарушались именно государственными органами. Американский юрист Ф. Маунт заметил по этому поводу: “По своей природе правительства не могут последовательно ставить права человека на первое место. Люди могут”. Это высказывание показывает необходимость создания общественного контроля за государственными органами для более эффективной защиты прав человека. Этой цели служит т.н. гражданское общество.

Понятие гражданского общества

Впервые понятие “гражданское общество” появилось во второй половине ХVIII века. Наиболее полную концепцию гражданского общества сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т. Пейн. Он противопоставлял гражданское общество государству, считал государство необходимым злом, чем оно меньше, тем лучше для общества. Власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества. В целом, согласно Пейну, законность – это делегирование власти всеми гражданами государству для блага общества, и чем совершеннее гражданское общество, тем более самостоятельно оно обустраивает собственную жизнь, менее нуждается в государстве.
Кант, Гегель понимали под гражданским обществом сферу таких отношений между людьми, куда не вмешивается государство. В центре гражданского общества находится суверенная личность, обладающая разносторонними правами и свободами, прежде всего “неотъемлемыми” – на жизнь, свободу, собственность. Поведение человека определяется его собственными интересами, на него же ложится и вся полнота ответственности за свои действия. Такая личность превыше всего ценит собственную свободу, уважая законные интересы других людей. Ценность человека определяют его личные качества, это стимулирует в человеке стремление к раскрытию способностей.
Один из современных политологических словарей дает следующее определение:
“Гражданское общество – это
1) человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;
2) совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и др. отношений;
3) сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти”.
Гражданское общество во всех этих определениях выступает как сфера неподконтрольная, а следовательно, противостоящая государственной власти. Эта сфера образуется совместными действиями людей, преследующих свои интересы, через различные объединения, организации, ассоциации, фонды, центры и т.д., имеющие негосударственный характер. Гражданское общество связывает людей широкой сетью горизонтальных отношений, связей, независимых от государства, структур, способных реализовывать и отстаивать права и свободы людей (так, например, в США действует более 25 тысяч благотворительных фондов, финансирующих деятельность сотен тысяч других неправительственных организаций, в Норвегии на каждые 6 жителей приходится по одной неправительственной организации). Эти неправительственные организации и ассоциации являются препятствием для вмешательства государства в частную жизнь людей, контролируют государственные органы на предмет соблюдения конституции и законов. Функционирование гражданского общества возможно на основании следующих принципов:
обеспечение прав человека в полном объеме;
обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций;
обеспечение защиты законов гражданского общества и его структур;
обеспечение общественного диалога, идейной терпимости и плюрализма;
ответственность государственных структур перед отдельными гражданами и гражданским обществом в целом.
Особый интерес вызывает принцип добровольной гражданской кооперации. Уже в ХIХ веке многие европейские мыслители (в частности, А. Токвиль) отмечали опасность, исходящую из роста индивидуализма (самоудаление, склонность каждого члена общества “замыкаться в кругу своей семьи и друзей с тем, чтобы, сформировав таким образом свой собственный близкий себе мир, отгородиться от общества, предоставив его самому себе”). Они указывали, что индивидуализм – это болезнь, которая одновременно смертельна для демократического государства и естественна для него. Токвиль усматривал “лишь одно действенное лекарство” от индивидуализма – политическую свободу для гражданской кооперации. Общественная активность, по его мнению, заставляет индивидов осознать, что они живут не только сами по себе, но и в обществе. “Человек служит интересам общества сначала по необходимости, потом по своему свободному выбору; то, что поначалу делалось сознательно, становится инстинктивным, труд на благо сограждан в конечном счете входит в привычку, во внутреннее желание служить им”. Таким образом, гражданское общество – это не только средство контроля за государственными органами, это основа для любого демократического государства, без которой оно рано или поздно скатится к деспотизму и тирании.

Приложение

Элементы правового государства (Конференция по человеческому измерению СБСЕ, Копенгагенское совещание, июнь 1990 г.)
1. Свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей.
2. Представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам или избирателям.
3. Обязанность правительства и государственных властей соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом.
4. Четкое разделение между государством и политическими партиями; в частности, политические партии не будут сливаться с государством.
5. Деятельность правительства и администрации, а также судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом. Уважение такой системы должно быть обеспечено.
6. Вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им.
7. Права человека и основные свободы будут гарантироваться законом и соответствовать обязательствам по международному праву.
8. Законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием для их применения. Эти тексты будут доступны для всех.
9. Все люди равны перед законом и имеют право без какой бы то ни было дискриминации на равную защиту со стороны закона. В этой связи закон запрещает любую дискриминацию и гарантирует всем лицам равную и эффективную защиту от дискриминации по какому бы то ни было признаку.
10. Каждый человек будет обладать эффективными средствами правовой защиты против административных решений, c тем чтобы гарантировалось уважение основных прав и обеспечивалось ненанесение ущерба правовой системе.
11. Административные решения, направленные против какого-либо лица, будут полностью обоснованными и должны, как правило, содержать указания на имеющиеся обычные средства правовой защиты.
12. Независимость судей и беспристрастное функционирование государственной судебной службы обеспечиваются.
13. Независимость адвоката признается и защищается, в частности, в том, что касается условий их приема на работу и практики.
14. Нормы, касающиеся уголовного процесса, будут содержать четкое определение компетенции в отношении разбирательства и мер, которые предшествуют и сопровождают такое разбирательство.
15. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо имеет право, с тем чтобы можно было вынести решение относительно законности его ареста или задержания, быть в срочном порядке доставленным судье или другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять такую функцию.
16. Каждый человек имеет право при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и открытое разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
17. Любое лицо, преследуемое в судебном порядке, имеет право защищать себя лично или без промедления через посредство выбранного им самим защитника, или, если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг защитника, на безвозмездное получение таких услуг, когда этого требуют интересы правосудия.
18. Никто не будет обвинен, судим или осужден за какое-либо уголовное преступление, если только оно не предусмотрено законом, который ясно и четко определяет элементы этого преступления.
19. Каждый считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону.
20. Считая важным вклад международно-правовых инструментов в области прав человека в обеспечении верховенства закона на национальном уровне, государства-участники подтверждают, что они рассмотрят вопрос о присоединении к Международному пакту о гражданских и политических правах, к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и к другим соответствующим международно-правовым инструментам, если они еще не сделали этого.
21. С тем чтобы дополнить внутренние меры правовой защиты и лучше обеспечивать уважение государствами-участниками принятых на себя международных обязательств, государства-участники рассмотрят вопрос о присоединении к региональной или универсальной международной конвенции, касающейся защиты прав человека, такой, как Европейская конвенция о правах человека или Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, которые предусматривают процедуры правовой защиты отдельных лиц в международных органах.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое закон? В чем различие между законами природы и законами, которые вводит государство?
2. В чем различие между правом и привилегией? Приведите примеры существования в нашем обществе привилегий.
3. Чем обычай отличается от морали?
4. Назовите основные отличия морали и права. Что между ними общего?
5. С чем связано появление в обществе права?
6. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Назовите эти позиции. Выскажите свое отношение к ним. Как вы полагаете, почему важно разобраться в этом вопросе?
7. Что, на ваш взгляд, является главным препятствием в нашей стране на пути к правовому государству? К гражданскому обществу?
8. Почему рост индивидуалистических настроений в обществе является угрозой демократическому устройству государства?

Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук

Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте