В интересное время нам с вами довелось жить. Читая про Алису Селезневу, мой сын искренне не понимает, что такого уж фантастического, кроме массовых полетов в космос, в этих книгах? А ведь еще 20-30 лет назад мы и представить себе не могли, что описанные фантастами чудеса войдут в нашу обыденную жизнь, в том числе и в образование! Никого не удивить цифровыми образовательными платформами, видеоуроками, современным оборудованием в учебных кабинетах, возможностью учиться дистанционно из любого уголка планеты, лишь бы был Интернет…
Однако вынужденный переход на дистанционное образование стал, безусловно, испытанием на прочность и педагогов, и учеников, и родителей, да и всей системы образования в целом. С некоторым напряжением мы подходили в прошедшем учебном году к государственной итоговой аттестации, особенно в 9‑м классе, ведь в прошлом году ОГЭ был отменен по известным причинам, а дети учились определенное время дистанционно.
Опасения были не напрасны – ОГЭ по математике в 9‑м классе дети сдали хуже, чем обычно. В чем причина? В вынужденном дистанте, в напряженной эпидемиологической обстановке, в общей расслабленности выпускников основной школы, ожидавших повторной отмены экзамена? Споры по этому поводу вряд ли приведут к однозначному ответу. В любом случае результаты прошедших экзаменов следует непременно учитывать при планировании подготовки выпускников в новом учебном году и не забывать мудрых слов Евклида о том, что нет царского пути в геометрию (да и в любую точную науку).
Что же делать учителю в этой ситуации? Во-первых, последовательно приучать ребят к тому, что обучение – это труд, а не постоянное развлечение, о чем говорил еще великий Ушинский. Во-вторых, как ни странно, не готовить отдельно к экзамену. Поясню свою мысль: я глубоко убеждена, что осмысленное и планомерное овладение школьным курсом само по себе должно подводить к любому виду аттестации. Проблема не в экзамене, а в формальных, ситуативных знаниях ребят, которые часто не могут решить достаточно легкое задание, если облечь его в незнакомую форму. А ведь есть еще и ВПР, есть международные исследования, в которых мы принимаем участие, невозможно же отдельно готовить к каждому в рамках школьных занятий!
Именно поэтому в выпускных классах я стараюсь на уроках наряду с учебником постоянно использовать проверенное годами пособие для подготовки к ОГЭ, которое в серии «ОГЭ от разработчиков» выпускает в этом году издательство «Экзамен» даже в двух форматах: 50 типовых вариантов и 37 типовых вариантов под редакцией И.В.Ященко. Разумеется, эти пособия не предлагают «царского пути» для подготовки, но позволяют преодолеть эту непростую дорогу с большими удобствами, чем многие другие учебники, и вот почему.
Само название серии ясно говорит, что авторами являются ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению КИМов. В самом деле, имена И.Р.Высоцкого, Л.О.Рословой, Л.В.Кузнецовой, В.А.Смирнова, А.В.Хачатуряна, С.А.Шестакова, Р.К.Гордина, А.С.Трепалина, А.В.Семенова, П.И.Захарова давно известны всем учителям математики, работающим в выпускных классах. Коллектив авторов возглавляет Иван Валерьевич Ященко, чье имя само по себе является гарантом качества заданий и их максимальной приближенности к настоящему экзамену. Разумеется, все задания соответствуют актуальной демоверсии, опубликованной на сайте ФИПИ.
Залогом прочных знаний может служить только осмысленное и многократное решение заданий разного типа, а большое количество вариантов является неоспоримым плюсом данного пособия. 50 вариантов можно условно разбить на десять сетов по пять вариантов с похожими заданиями. Тогда, например, решив во время урока любое задание из одного из сетов, можно сразу дать на самостоятельное решение это же задание из оставшихся четырех вариантов этого набора без отдельного печатания карточек самостоятельной работы.
Интересной для ребят может стать и организация мини-матбоя с помощью этого пособия непосредственно на уроке. Например, на обобщающем уроке темы «Прогрессии» я делю класс на две команды, которые по очереди вызывают друг друга для решения задания №14, которое, кстати, претерпело некоторые изменения и превратилось в практико-ориентированную задачу примерно такого содержания: «В течение 25 банковских дней акции компании дорожали на одну и ту же сумму. Сколько стоила акция в последний день этого периода, если в 7‑й день акция стоила 888 рублей, а в 12‑й – 948 рублей?» (47‑й вариант).
Принцип прост: если представитель вызванной команды верно за ограниченное время решает задание, то команда получает балл. Если вызванная команда не справляется, то в случае верного решения балл получает вторая команда. Бывает, что верного ответа не дает никто, и тогда балл уходит учителю, объясняющему решение. Часто я предлагаю уже решенное задание видоизменить, поставить другой вопрос, придумать другие начальные данные.
Использование этого пособия позволяет вовлечь в работу над заданиями второй части не только сильных учеников. Например, изучая графики квадратичной функции, я могу предложить задание 22 в несколько урезанном виде: «Построить график функции y = x2 – |4x + 3|» (вариант 34), тут же обратившись к заданию №12 этого же варианта, которое позволяет вспомнить особенности построения парабол, вполне доступное не только сильным ученикам. Объединив усилия и вспомнив определение модуля, которое обычно помнят даже самые слабые ребята, мы совместно решаем одно из самых сложных заданий экзамена!
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики школы №1 имени В.П.Леонова ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии