Такое не могло бы присниться ни одному школьнику даже в самом прекрасном сне – разрешение делать любые грамматические ошибки! Делать свободно, раскрепощенно и – ненаказуемо. Пиши себе «кАрова», ставь сколько угодно «н» в суффиксах «ан» – «ян» – короче, не стИсняйся блуждать по «чЯщам» граМатических дебрей. Мечта – да и только! А вот в Британии мечта страдальцев от грамматики стала явью. Ошибки в написании слов были объявлены… ненаказуемыми в ходе недавно выполненного 14-летними школьниками Британии теста по родному, то бишь английскому, языку. Около 600 тысяч учащихся средней школы писали на днях сочинение по теме «Проектирование робота». И сделанные ими ошибки при оценке сочинения не принимались в учет вовсе.
Сообщения об этом, недавно появившиеся в газетах, стали настоящей сенсацией. И понять это нетрудно. Ведь отменить грамматику, позволив издеваться над языком кто во что горазд, – это революция, не иначе. Вернее, контрреволюция. Кто же осмелился на такую дерзость и зачем? Осмелилась между тем инстанция более чем авторитетная – Управление по экзаменам и учебной программе. Если верить тому, что сообщил на сей счет солидный еженедельник «Санди телеграф», экзаменаторы получили за неделю до проверки тестов инструкцию следующего порядка: не смотреть на то, есть ошибки в написании или нет, а зрить, так сказать, в корень – в способности учащегося.
Едва узнав об эдакой новации, я позвонила в британское министерство образования с вопросом, уж нет ли какой ошибки в написанном в газетах? И неужели в самом деле школьникам разрешили делать ошибки? Как всегда, когда приходится иметь дело с новостями сенсационными, надутый до предела «шар» пришлось изрядно сдувать.
– Газеты сдедали слишком большой упор на одном конкретном примере, потеснив им все остальное, – пояснили мне в департаменте по общественным связям. – На деле же никто не собирался и не собирается узаконивать ошибки. Языковая грамотность была и остается приоритетом для британской школы.
…Однако нет дыма без огня. Как выяснилось, действительно имело место разрешение не обращать особого внимания на ошибки в написании слов в ходе написания сочинений, где принципиально важно для экзаменатора, как пояснили мне, другое – выяснить, насколько умеет студент раскрыть тему и проявить способность к творческому мышлению. Ради этого на определенных тестах и дано учащимся особое позволение не сосредоточиваться излишне на правописании слов (пунктуация и построение предложений брались между тем в учет). Однако в тестах иного рода грамматика имеет значение, и за допущенную ошибку учащегося ждет штраф в виде потери определенного процента – правда, опять-таки небольшого – «очков» (на экзаменах в Британии итоговая оценка теста или экзаменационной работы складывается из суммы «очков», полученных по ряду критериев, предъявляемых к данной работе. – О.Д.).
Есть, однако, и иная версия насчет того, почему вышло столь удивительное послабление ученикам. Дело в том, что уровень грамотности британского школьника продолжает оставаться для страны серьезной проблемой. Согласно исследованиям Организации по экономическому сотрудничеству и развиию (OECD), уровень грамотности британской молодежи в возрастной группе 16-25 лет является одним из самых низких в индустриально развитом мире. Еще худшие показатели по грамотности – лишь у Ирландии.
Буквально на днях ярчайшим напоминанием о том, что с грамотностью у британских школьников далеко не все о’кей, стали итоги слушания в трибунале по трудовым конфликтам «дела» о якобы имевшей место подтасовке с выпускными экзаменами в Итоне принца Гарри (о скандальной истории о том, что преподавательнице Итона было якобы предложено написать за принца работу по истории искусств, я уже сообщала в материале «Кто сдавал экзамены за принца Гарри?»). В ходе расследования выяснились, однако, весьма невеселые обстоятельства, а именно: в работах юного королевича, обучавшегося в самом престижном частном учебном заведении страны, было и в самом деле полным-полно грамматических ошибок. Специализировавшийся на предмете «история искусств», Гарри не смог в ряде случаев правильно написать даже имена великих художников. Что же требовать от остальных, если в безграмотности уличают монаршьих отпрысков? Эдак ведь и до греха недалеко: как быть, если возможный будущий монарх не сможет грамотно расставить знаки препинания в указе «казнить нельзя помиловать»?
Шутки, однако, в сторону! Ибо британскому правительству на фронте борьбы за грамотность и в самом деле предстоит вести одно нешуточное наступление за другим. В последние годы удалось заметно повысить грамотность письма в британской школе. Однако обозначенная правительством цель – достичь того, чтобы успешно сдавали экзамены по родному языку 75 процентов учащихся – так покуда и не была достигнута. Этот показатель стоит пока на отметке – 71 процент. Критики полагают, что все эти «эксперименты» с дозволением учащимся делать в определенного рода тестах грамматические ошибки, есть не что иное как попытка правительства не мытьем, так катаньем достичь желанного процентного показателя в успешной сдаче экзамена.
В то же самое время нарастает в Британии кампания за применение более строгих мер в борьбе за грамотность языка. Так, Ник Ситон, представитель организации «Движение за подлинное образование», считает, что вне зависимости от того, по какому предмету сдается школьный экзамен, работа учащегося должна существенно занижаться в оценке за неправильное написание слов. Если же экзаменаторы закрывают глаза на ошибки, это, по мнению Ника Ситона, провоцирует школьников на небрежное отношение к языку и на убеждение в том, что быть грамотным – абсолютно не обязательно.
…И в самом деле. Достаточно ученику, готовящемуся сдавать экзамены, заглянуть в написанные маститыми экспертами – педагогами советы о том, как эти самые экзамены сдавать и как к ним готовиться, и можно увидеть следующее: и не волнуйтесь, если написание слов вызывает у вас проблемы. Обычно только 5 процентов выставляемой экзаменатором оценки идет за грамотность письма и пунктуацию. Так что, даже допустив ошибки, вы все равно сможете набрать 95 процентов и получить А-стар (высший оценочный балл в британской школе. – Ред.).
Проблема, что и говорить, серьезнейшая. Языки, увы и ах, и в самом деле деградируют. Это признают сегодня уже все. Точнее сказать, деградирует отношение к языку. И не к одному лишь английскому. Размывается несущая конструкция языков – язык литературный. Коррозирует и разговорный язык, покрываясь толстым налетом ржавчины жаргонной лексики. В голливудских блокбастерах добрая половина слов уже не выговаривается, сокращаясь до одного-двух слогов – и подстрочник, не моргнув глазом, эту тарабарщину письменно воспроизводит. Особый вклад в «упрощение» языка внес интернет, заложив еще один язык – «записочный». По мнению языковых экспертов, этот «месседживый» язык оказывает сильнейший разрушительный эффект на язык литературный и на языковую грамотность молодого поколения всех стран и континентов.
Так что одни ли британские экзаменаторы позволили «делать ошибки»? Не начинает ли и впрямь наивная мечта нерадивого ученика о «кАрове» становиться общепланетарной печальной явью?
Лондон
Комментарии