Юлия ЗАХАРОВА, учитель математики школы №1980: -Каждый из нас в свое время встретился с учителем. Какими бы мы ни стали, каких бы ни достигли высот, нам помог в этом учитель. Почему и когда у человека появляется желание стать учителем? Думаю, еще во время обучения в школе. На мой взгляд, именно то детское желание быть похожей на своего первого учителя и становится отправной точкой долгого пути к профессии. У меня было именно так. До сих пор я с благодарностью вспоминаю имя своей первой учительницы – Марины Михайловны Елисеевой. Наш первый класс был и для нее первым, ведь она только пришла в школу после педагогического института. Отсутствие профессионального опыта с лихвой компенсировалось молодостью, энергией и желанием «заразить» нас вирусом знаний.
В начале своей работы в школе, когда было трудно, когда не хватало сил, я не раз вспоминала ее – Марину Михайловну. Думала: «Она же была такой, как я, однако казалась очень взрослой и сильной. Значит, и я смогу!» – и это придавало мне решимости. Конечно, и другие педагоги, встретившиеся мне на жизненном пути, были достойными своей профессии.
Как же моим детским мечтам и желаниям суждено было стать реальностью?
Честно признаться, идея стать педагогом вернулась тогда, когда пришло время выбирать профиль обучения. Родная гимназия предлагала два направления: педагогическое и политехническое. Выбор казался нелегким, ведь способность к математике давала «зеленый свет» в обоих направлениях.
Вот тут, как кадры из фильма, возникли в памяти образы: вот я, шестиклассница, гордо проверяю доверенные учителем тетради; объясняю отсутствовавшей подруге, что такое дискриминант; готовлюсь с первоклашками к Новому году; помогаю младшей сестре делать домашнее задание… Решение было принято!
Уроки в младших классах в рамках педагогического практикума и работа в летнем пришкольном лагере все больше убеждали меня, что выбор сделан правильно.
Поступление в институт, новые знакомые, друзья, атмосфера студенчества – все это вдохновляло. Конечно, были и сомнения, ведь многие из сокурсников не скрывали того, что профессия учителя им не нужна, а важно только высшее образование. А я со стремлением действительно работать с детьми казалась себе белой вороной. Но желание быть учителем, горевшее тоненьким пламенем свечи внутри меня, помогло преодолеть этот общий настрой. Обидно, но, может быть, правильно, что только трое из пятидесяти тогдашних студентов физико-математического факультета РГПУ им. С.А.Есенина работают сейчас в школе. Я искренне рада, что я в их числе.
Считаю, что профессия учителя в каком-то смысле особенная. Это даже не специальность, а скорее призвание. Ведь можно прочитать и выучить сколь угодно много учебников, но, если тебе не интересен путь каждого ребенка, тебя не тревожит его судьба, ты не считаешь себя творцом развивающейся личности, – ты не учитель. Как ни старо сравнение учителя с садовником, но оно глубоко верно. Ребенок – молодой, бледно-зеленый росток. Посредством прививок и дикую лесную яблоню можно заставить вместо кислых яблок давать спелые, большие плоды. Несомненно, корни этой «яблони» – семья. И только в тесном сотрудничестве с семьей возможно получить отличные результаты.
Первое сентября 2002 года… Я снова пришла в школу. Но уже учителем. Молодые учителя, переступая порог школы, часто думают, что это ненадолго. И… остаются навсегда. Почему? Ответить на этот вопрос непросто. Ведь именно первые годы работы в школе самые сложные. Не буду говорить о составлении учебных планов, о необходимости «держать дисциплину», ведь тогда еще наивно полагаешь, что все до единого ученика в классе будут слушать тебя с раскрытым ртом… Мне не хватало (и до сих пор еще не хватает) именно жизненного опыта. Только интуитивно я находила выходы из сложившихся ситуаций и, конечно же, училась у своих коллег: присутствовала на их уроках и смотрела на их стиль общения с детьми и реакцию на те или иные ситуации.
Быть учителем – это не значит учить других, это значит учиться самому. Учиться не только у тех, кто опытнее, умнее и мудрее тебя, но и у своих учеников и даже у тех, кто ошибается, помня, что на ошибках учатся. Ведь для достижения определенных высот в жизни человеку, конечно же, нужен талант, но без трудолюбия, самовоспитания и самообразования не обойтись.
Быть учителем – это мастерство и очень большая ответственность, ответственность за тех, кого тебе доверили.
На сегодняшний день мой педагогический стаж насчитывает 7 лет. На первый взгляд – уже много, но еще так мало… Уже много наработано, но еще есть над чем работать. Но я точно знаю, что профессию выбрала правильно, и могу с уверенностью сказать – конечной точки совершенства в моей профессии нет.
Комментарии