search
main
0

На одной волне с детьми

Ученик и педагог придумали ИКТ-приложение, избавляющее от проверки тетрадей

Таких ребят, каким в детстве был Ролан АБДЖЕМЕЛОВ, всегда называли непоседами, а в наше время – гиперактивными. «Я буквально не мог усидеть спокойно за партой!» – признается Ролан Фикретович. Он родился и живет по сей день в селе Столбовом Джанкойского района Республики Крым. Дом Абджемеловых рядом с единственной школой. Учился Ролан без проблем, а вот по поводу неусидчивости мальчика педагоги порой приходили поговорить с его родителями. Тем не менее именно этому выпускнику, уже получившему профессию инженера в Крымском федеральном университете, поработавшему по специальности вначале, а затем ставшему успешным менеджером в торговле, однажды позвонил директор родной Столбовской школы с предложением… занять вакантную должность учителя математики.

 

– Почему-то я воспринял этот звонок без удивления, – вспоминает теперь Ролан Фикретович. – Предложение поступило в конце лета, и с первого сентября, уволившись с прежней хорошей работы, я стал учителем. На мое решение повлиял тот факт, что с просьбой обратился директор школы, где учился я сам. Думал: помогу, отработаю год и уйду. Да и все окружающие считали, что для меня школа – временное явление. Педагогов в моей семье прежде не было. И хотя в детстве мне нравилась профессия учителя, я думал тогда почему-то, что она… не мужская. Оказалось, что убеждения меняются! Так получилось, что прошел первый год моего учительства, за ним наступил второй, и вот я работаю в школе по сей день, уходить даже мысли нет.

В 2022 году, имея четырехлетний педагогический стаж, преподаватель математики и информатики Столбовской школы Ролан Абджемелов стал учителем года Республики Крым.

Неисчерпаемая энергия по-прежнему ему присуща. «Как же ты будешь работать в школе?! – воскликнула некогда мама Ролана Фикретовича, услышав о решении сына стать педагогом. – Ты ведь и двух минут на одном месте устоять не можешь! А нужно сорок пять минут в закрытом кабинете проводить урок!»

– Это правда! – смеется наш герой. – Мне кажется, если во время урока кто-то заберет мой стул, я даже не замечу: никогда на него не сажусь! На уроке регионального этапа конкурса «Учитель года» судьи отметили, что я все время в движении, и после испытания спросили: «Сколько же километров ты наматываешь за день?» Могу ответить: шагомер на моем фитнес-браслете уже на третьем уроке показывает 12 тысяч шагов, а дневная норма обычного человека – 8-10 тысяч шагов.

Ключевым свойством педагога Абджемелова я бы назвала умение быть на одной волне с детьми. Когда он пришел в школу, первый год стал насыщенным в отношении нагрузки, к которой прибавилось классное руководство над пятиклашками. Сейчас эти ребята уже в десятом, а тогда… Неужели не было проблем с дисциплиной, и ученики в сложном переходном возрасте не проверяли на прочность начинающего учителя?

– Нет, такого никогда не случалось, – отвечает Ролан Фикретович. – Почему? Я часто задавал себе этот вопрос. Думаю, дело в том, что я с самого начала решил воплотить в жизнь то, чего мне самому когда-то не хватало в собственных учителях. Пожалуй, я в 5-6‑м классах мечтал о дружеском отношении к себе педагогов. Придя на работу в школу, я решил, что буду для детей не просто учителем и классным руководителем, но и другом. Я ставлю себя наравне с детьми. Считаю, наше отличие в том, что в начале урока я знаю чуть-чуть больше, чем они, а задача моя такова, чтобы в конце урока мы были на равных. Это работает! По крайней мере, одной из причин того, что я остался в школе, наверное, были положительные отзывы от учеников и их родителей. Если люди говорят: «Школа – это твое», должно быть, это так и есть!

Математику некоторые считают сложным, почти непреодолимым предметом для гуманитариев. Согласен ли с этим учитель года Крыма?

– Доводилось слышать такое мнение, хочу поспорить с ним, – возражает Ролан Абджемелов. – Если добросовестно учить любой предмет с самого начала, то сложных уроков в школе нет! Случается упорная нелюбовь, но тут должна сработать смекалка учителя. Нужно придумать для ребенка форму подачи материала. Например, я широко применяю информационные технологии, тем более что преподаю в школе также информатику и увлечен ею. Люблю разрабатывать специально для уроков ИКТ-приложения. Например, математическую задачу можно решить за минуту на бумажке, но я понимаю, что ребенку это неинтересно. А игра – это то, что любят дети, для современных школьников мир тесно связан с гаджетами. Поэтому я широко применяю технологии виртуальной и дополненной реальности.

Один из проектов, осуществленных учениками под руковод­ством Ролана Абджемелова, – 3D-энциклопедия математики. Открываешь виртуальную книгу – перед тобой текст, картинки и почти на каждой странице QR-код, на который достаточно навести смартфон, чтобы увидеть, как, например, плоская геометрическая фигура становится объемной.

– Таким образом можно пробудить интерес к математике у тех, кто не особенно любит этот предмет, но неплохо разбирается в программировании, – подчеркивает педагог. – Удивительно, но такие ребята есть. В целом, если совместить любимые детьми ИКТ с тем школьным предметом, к которому они равнодушны, получается успешный вариант. И есть еще один важный момент – общая вовлеченность. Если один ученик просто расскажет о той же самой энциклопедии математики, всем остальным будет скучно. Но, если каждый достанет смартфон и увидит все своими глазами, это вызовет восторг и, что для меня важно, интерес. С младшими классами мы тоже разрабатываем различные приложения, в результате скучный текст или тест преобразуются в красочные интерактивы, а при правильном ответе ребенок получает шарики, салюты. К интерактивной доске, где можно производить такие же действия, дети выходят с большей охотой, чем к обычной. Конечно, при этом учителю нужно помнить про нормы СанПиНов для ИКТ.

Когда преподаватель увлечен предметом, его ученики добиваются высоких результатов. Двое ребят, чьим классным руководителем Ролан Абджемелов стал пять лет назад, ныне десятиклассники Яро­слав Опалинский и Александр Ткаченко, – разработчики той самой 3D-энциклопедии математики. С данным проектом они стали призерами республиканского конкурса исследовательских работ Малой академии наук. Ярослав Опалинский сейчас переключился на программирование, и в этом учебном году десятиклассник создал полезное приложение, которое может облегчить жизнь школьных учителей. Оно… отменяет проверку тетрадей!

Работает идея так. В редакторе Excel создается простейшая таблица. Задача учителя – скопировать в колонку А вопросы, в колонку Б – ответы и указать адрес своей электронной почты. Количество заданий не ограничено. Ученик выбирает ответы, и в конце программа рассчитывает отметку, которую он заслужил. Школьник видит на экране свой результат, который вместе с ФИО ученика автоматически уходит на почту учителю. Таким образом, педагогу не нужно сидеть и проверять кучу листочков или тетрадок с заданиями, остается просто перенести данные в электронный журнал.

Этот проект уже стал призером регионального этапа конкурса Малой академии наук. Судьи выразили мнение, что он может претендовать на грант отчасти именно из-за того, что приложение предельно просто в использовании. Особенно ценной эта идея может оказаться для школ сельской местности, при дистанционной работе, а также для учителей пенсионного возраста, которые с трудом осваивают ИКТ.

В Столбовской школе данное приложение хотя бы один раз уже опробовал каждый учитель. Особенно оно полюбилось преподавателям начальных классов, обществознания, истории, биологии. Сам Ролан Абджемелов применяет это приложение на информатике. Проект пока носит рабочее название «Квиз» – викторина. А у десятиклассника Ярослава Опалинского уже зарождается новая идея, он, как и его наставник, не любит стоять на месте…

– Моя заслуга в успехах Ярослава, пожалуй, в том, что я когда-то, в его далеком пятом или шестом классе, обратил внимание мальчика на информационно-коммуникационные технологии, – вспоминает Ролан Абджемелов. – Ярослав тогда впервые принял участие в чемпионате по игровому программированию. Там нужно было запрограммировать робота так, чтобы тот из точки А в точку Б дошел кратчайшим путем. И шестиклассник Опалинский победил в этом состязании на муниципальном и региональном этапах, а на всероссийском этапе конкурса занял 16‑е место. С тех пор Ярослав стал усиленно заниматься логикой, комбинаторикой, программированием и в 9‑м классе на всероссийском этапе того же самого чемпионата в составе команды занял 1‑е место среди 9‑х классов.

Свое прежнее мнение о том, что учительство не совсем мужская профессия, Ролан Фикретович давно поменял. Он считает, что женщинам-педагогам приходится даже тяжелее, ведь они часто берут на себя кроме профессиональной рутинную бытовую нагрузку в семье. Сам Ролан Абджемелов по национальной традиции крымских татар как единственный сын после женитьбы остался жить в большом родительском доме с супругой. Подрастают в семье сын и дочка. Весь день Ролана Фикретовича с утра до вечера посвящен работе, и, по его словам, порой они подшучивают с женой, работником торговли, что, если бы не ее гибкий график занятости, пришлось бы очень трудно. Отец Ролана Абджемелова по профессии строитель, мама – медработник, а вот младшая сестра вслед за братом выбрала профессию педагога и сейчас тоже работает в Столбовской школе. Сынишка Ролана Фикретовича, третьеклассник Бекир, дома на досуге садится рядом с папой, смотрит, как тот проверяет тетради. Так что, возможно, мы еще услышим о педагогической династии Абджемеловых, в которой будут и мужчины…

Бекир Абджемелов увлекается, как и папа, компьютерными технологиями. Когда сам Ролан Фикретович учился в школе, информатика в сельской местности заключалась в конспекте в тетрадке, остальное приходилось мысленно представлять. Сейчас в Столбовской сельской школе достаточно компьютеров, есть мобильные интерактивные системы, сенсорные панели. На базе школы организована «Точка роста» в рамках национального проекта «Образование». Такие центры создаются в селах и малых городах России для подготовки детей по цифровому, естественно-научному, техническому и гуманитарному профилям. В Столбовской школе ожидают соответствующее оборудование, начали ремонт кабинетов. Будут, в частности, занятия по робототехнике. Ролан Абджемелов очень рад этому как педагог и как отец, ведь кружковая деятельность в сельской местности слабо развита.

Но и живя в селе, можно стать организатором интересных начинаний. Ролан Абджемелов со времен студенчества увлекался киберспортивными дисциплинами, к которым сейчас приобщает своего сына. В прошлом году со своим коллегой Ролан Фикретович организовал муниципальный киберспортивный турнир Counter-Strike, в котором приняли участие 30 из 35 школ Джанкойского района. Такой интерес, признается наш герой, стал неожиданным, мероприятие планируют провести и в этом году.

На другие хобби времени пока не остается, признается Ролан Абджемелов. Ему хотелось бы путешествовать с семьей. До конкурса «Учитель года» Ролан Фикретович ни разу не выезжал за пределы родного Крыма. Зато попал на финал конкурса сразу очень далеко – в Тюмень, а едва вернулся домой, тут же снова пришлось собирать чемодан. Педагог стал победителем конкурса в специальной номинации «Через знания в космос» и был награжден поездкой на космодром Байконур, увидел там запуск космической ракеты.

Он мечтает об электронных тетрадях, автоматически проверяющих задания. Хочет, чтобы в школах работало больше мужчин. И призывает принять участие в конкурсах, меняющих жизнь, тех педагогов, которым не хватает уверенности. В конкурсе «Учитель года» человек, который не может спокойно стоять на месте, точно планирует попробовать свои силы еще раз…

Светлана ПОТАПОВА, Республика Крым

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте