С декабря 2008 года ученики и преподаватели санкт-петербургской школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих детей имени К.К.Грота ежемесячно становятся ведущими и гостями передачи «Переступая тьму» на христианской некоммерческой просветительской радиостанции «Радио Мария». Мир радиовещания так увлек мальчишек и девчонок, что в учебном заведении решили организовать собственную радиостудию. С помощью спонсоров эта идея была реализована. В апреле 2012 года в школе появилось собственное СМИ – «Радио Грота».
«Незрячим и слабовидящим людям доступны многие жанры искусства и средств массовой информации… И все же хотелось бы отметить особое значение радиовещания. В радиопередачах отсутствует зрительный ряд. А значит, слепые и зрячие слушатели находятся в равном положении. Радио не только информирует и развлекает, но и объединяет людей с разными судьбами. Оно становится важнейшим средством реабилитации», – поделилась своими мыслями главный редактор «Радио Грота», старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Мария Валерьевна Быкова в начале нашей встречи.Инициатором и вдохновителем создания школьного радио стал директор учебного заведения заслуженный учитель РФ Алексей Викторович Мухин. Мария Валерьевна приезжает в школу два раза в неделю. Она проводит индивидуальные и групповые занятия с юными радиожурналистами, осуществляет с ними запись радиопередач.Передачи «Радио Грота» выходят два раза в месяц. Продолжительность каждой программы составляет десять минут. Радиотрансляции обычно проходят во время перемен, чтобы не мешать учебному процессу. Ознакомиться с работой радиожурналистов можно также на сайте школы-интерната www.grot-school.ru, в разделе «Радио».«В создании радиопередач принимают участие самые разные дети, – делится опытом Мария Валерьевна Быкова. – У некоторых из них кроме проблем со зрением имеется и целый ряд других физических ограничений. Довольно часто встречаются проблемы с дикцией. Поэтому при записи программ часто приходится делать много дублей».Мария Валерьевна считает, что одна из главных задач школьного радио – помочь детям овладеть искусством общения, умением вести дискуссию, четко выражать свои мысли: «Для незрячих и слабовидящих людей зрительный контакт с собеседником невозможен или существенно затруднен. Поэтому коммуникативные навыки имеют огромное значение».Значительное место в радиопрограммах занимают школьные события и мероприятия. Специальные передачи готовятся к Новому году, 23 Февраля, 8 Марта, Дню учителя и другим памятным датам. Юные радиожурналисты рассказывают о выпускниках школы-интерната, об интересных людях, посещающих школу.«Темы наших передач подсказывает сама жизнь, – продолжает рассказ Мария Валерьевна Быкова. – В преддверии зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи у нас вышла в эфир программа, посвященная истории этих спортивных состязаний. К 25-летию вывода советских войск из Афганистана мы пригласили в студию подполковника Владимира Леонидовича Плеханова, принимавшего участие в тех событиях. Большой интерес учащихся вызвала беседа с жительницей блокадного Ленинграда Анной Алексеевной Другачевой. В 1941 году ей было десять лет. Всю войну она провела в осажденном городе. Страшной зимой 1941-1942 годов от голода и холода умерла ее мама. После этого девочка воспитывалась в детском доме…»Передачи «Радио Грота» записываются не только в школьной студии. После посещения юными радиожурналистами петербургского театра «На Литейном» в эфир вышли сразу две программы. Одна из них была посвящена спектаклю с необычным названием – «Самый легкий способ бросить курить», вторая – актрисе театра Марии Цветковой.«Мне думается, главное достижение «Радио Грота» состоит в том, что мы смогли заинтересовать своей работой учащихся разных возрастных групп, с разными интересами, – отмечает Мария Валерьевна Быкова. – Когда я иду по коридорам школы, то нередко замечаю, что даже первоклассники играют в радио, пытаются скопировать голоса наших ведущих и корреспондентов».В мае 2013 года на Всероссийском конкурсе студенческих радиоредакций «УниверСити 2012-2013» репортаж из театра «На Литейном», авторами которого стали юная журналистка Екатерина Шлема и главный редактор «Радио Грота» Мария Быкова, завоевал специальный приз «За умение увидеть и выразить мир в звуке».Конкурс был организован Фондом независимого радиовещания. Представленные на смотр радиопередачи школьного радио соперничали с работами студенческих редакций и вызвали большой интерес членов жюри.Анастасии Латышкиной семнадцать лет. Она учится в девятом классе. «Я незрячая с рождения. Может быть, я что-то и видела в младенчестве, но об этом у меня не сохранились воспоминания», – рассказывает девушка. В детстве Насте пришлось перенести несколько тяжелых глазных операций. Родители стремились сделать все возможное, чтобы их дочь могла визуально воспринимать окружающий мир. Но усилия врачей оказались тщетными.«Интерес к работе на радио появился у меня в ноябре 2011 года. В то время «Радио Грота» еще не существовало, но уже давно выходила ежемесячная программа «Переступая тьму», – делится своими воспоминаниями Настя. – Бессменными ведущими этой программы являются руководитель нашего школьного музея Ольга Александровна Жданкова и выпускник школы-интерната Игорь Валерьевич Воробьев».Подготовка к передачам проходит в небольшой комнате, которую занимает школьный музей. Анастасия с удовольствием вспоминает о первой радиопрограмме на «Радио Мария», в которой ей довелось принять участие. Эта передача вышла в эфир в марте 2012 года и была посвящена творчеству Владимира Семеновича Высоцкого. «Программу о Высоцком вели ученики нашей школы Антон Майданов и Олег Токарев. Я задавала им вопросы о том, чем им нравится творчество Высоцкого, какое место он занимает в их и в нашей жизни, продолжают ли его песни оставаться актуальными…»Уже через месяц, в апреле 2012 года, Анастасия Латышкина сама стала героиней программы. Передача называлась «Как я воспринимаю окружающий мир». Ведущие эфира Ольга Жданкова и Игорь Воробьев предложили девочке поразмышлять о том, как представляют окружающую действительность незрячие с рождения люди. «В этой передаче я рассказала, что умею распознавать людей по их запаху и походке, а также определять настроение по голосу. Однажды в школе со мной утром поздоровалась воспитатель. И я сразу же определила, что у нее что-то случилось. По одному сказанному слову!.. Оказалось, что у женщины заболела любимая собака».Настя мечтает учиться в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета и в дальнейшем стать радиоведущей. Осуществимы ли эти планы? «В настоящее время у нас нет незрячих студентов, – вступает в разговор Мария Валерьевна Быкова. – Но думаю, что мечта Насти вполне осуществима. Важно проявлять упорство и трудолюбие. Инвалиды по зрению успешно осваивают самые разные специальности. И профессия радиоведущей, редактора радиопрограмм вполне может быть одной из них».Среди своихБольшой интерес слушателей «Радио Мария» вызвала программа, посвященная теме инклюзивного образования. Ведущий программы Игорь Воробьев подготовил репортаж из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища. В этом учебном заведении накоплен большой опыт совместного обучения обыкновенных студентов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Немало выпускников школы-интерната имени К.К.Грота получили среднее профессиональное образование именно здесь, а затем продолжили обучение в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и других высших учебных заведениях.Ведущая программы Ольга Жданкова обратилась к присутствующей в студии ученице школы-интерната им. К.К.Грота Анастасии Латышкиной с вопросом о том, хотела бы она учиться в массовой школе, а не в специальном учебном заведении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Девушка ответила, что инклюзивное образование, по ее мнению, более уместно в вузах и профессиональных училищах. В средней школе детям с особыми потребностями удобнее учиться «среди своих». Но при этом необходимо способствовать контактам и общению учащихся обычных и специальных (коррекционных) школ.
Комментарии