search
main
0

На одной волне

Журналист меняет профессию. И вам советует!

Удивительное это дело – учительская добровольная инициатива. Когда делаешь что-то не потому, что надо отчитаться или начальство заставляет. Когда едут поучаствовать в педагогическом фестивале для себя, своего профессионального развития, а иногда даже за свой счет. Когда открытое занятие готовят в выходные дни, урывками, отложив конспекты будничных занятий и подготовку к классному часу. Все это про него, Пушкинский урок, придуманный, конечно, в Санкт-Петербурге, ведь серия занятий, посвященных Александру Сергеевичу, проходит в день смерти поэта.

 

Подарок Сергею СОФЕНКО и лицею №533 от Надежды КНЯЗЕВОЙ и красноярской делегации

 

Серия занятий – пожалуй, это звучит формально и скучно. Идея между тем оригинальнее и привлекательнее – преподаватели любого предмета должны связать свой урок с пушкинскими произведениями или фактами биографии. С житейскими проблемами, творческими озарениями поэта, прозаика, издателя, журналиста, супруга прекрасной Натальи Николаевны, отца четырех детей, самого яркого представителя когорты первых лицеистов. Это я так для того долго перечисляю, чтобы вы, читая эту заметку, сами вдруг вообразили, что готовите и даете подобный урок.

Никаких формальностей (но сертификат об участии дается, спасибо организаторам), никаких пышных речей, лишь пожелания удачи от директора лицея №533 Санкт-Петербурга Майи Кунц, директора Информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга Ирины Липатовой и, конечно, учителя биологии лицея Сергея Софенко. Он придумал педагогическую палитру уроков в честь и по поводу Пушкина (иногда думаешь, на свою голову, ведь расписание, в котором 52 учителя, готовых дать 39 занятий, компонуется до самой последней секунды). Коллеги очень благодарны Сергею Алексеевичу и везут ему и школе задушевные подарки. Надежда Князева из Красноярска подарила огромные постеры с авторскими снимками удивительной сибирской природы. А Людмила Бабкина от всей тульской делегации вручила настоящий самовар. Автор сих строк, представляющая на Пушкинском уроке Общероссийский Профсоюз образования, передала лицею уникальный профсоюзный календарь, где в облаке слов отражены главные принципы и понятия нашей организации – сотворчество, коммуникация, командность, люди… и, главное, единство.

 

Урок проводит Людмила БАБКИНА

 

Так вот, это единство бывает в день Пушкинского урока в обязательном порядке. Все мы, кто подает заявки на участие, думаем о поэте весь год. Даже я, не учитель, журналист. Свой урок, конечно, связала со своей профессией. Александр Сергеевич выпускал журнал «Современник», участвовал в издании многих СМИ XIX века. К сожалению, при жизни Пушкина «Современник» был убыточным, не набрал нужного количества подписчиков, хотя в нем публиковались произведения, позже вошедшие в золотой фонд русской литературы. Почему так? А за счет чего выживают современные журналы, почему интересны или неинтересны публике? Об этом мы говорили на моем занятии, где оказалось примерно поровну детей и взрослых. Мне хотелось, чтобы Пушкин ожил для нас, чтобы мои собеседники увидели похожие проблемы и решения в XIX и XXI веках. И еще. Только проводя урок, я сумела понять по-настоящему, что чувствует учитель, когда его слышат ученики, когда для них важна и интересна тема. Особенно приятно, что активно поддерживают педагоги. Вот выступает с дельным мнением молодой филолог, магистрант Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Дробинина. Вот Людмила Бабкина, которую уже упоминала в этой заметке, улыбается и кивает с последней парты, как же я ей за это благодарна! А на следующем уроке, который проводит уже сама Людмила, я улыбаюсь ей. Тонкое, филигранное занятие посвящено Наталье Николаевне Пушкиной, в девичестве Гончаровой, которую осудили и современники, и потомки, считали виноватой в дуэли поэта с Дантесом. А ведь сам Пушкин о своей жене не сказал ни одного дурного слова…

Мы узнали о детстве Натали, о том, какой гармоничной личностью она была с юных лет, я, например, задумалась об этом впервые. Ученики 533‑го лицея блестяще инсценировали отрывок из книги Николая Доризо «России первая любовь» с главными героями трагедии – Жоржем Дантесом, его отчимом бароном Геккереном, Натальей Пушкиной, ее сестрой Екатериной – и многое поняли… Стали флористами, потому что бальные залы в пушкинское время украшались александровскими букетами. Постигали язык веера. Вжились в то время, когда высший свет говорил на французском языке, который, кстати, преподает Людмила Геннадьевна. И конечно, мы полностью оправдали и полюбили Пушкину!

Посещая уроки, споря и соглашаясь с педагогами из разных концов России, я подумала: как было бы здорово проводить такие занятиях в разных городах и поселках. И чтобы в них участвовали люди разных профессий и конечно, профсоюзные активисты, и непременно социальные партнеры – чиновники всех уровней. Потому что такие события позволяют не только понять писателя, которому посвящены уроки, но и почувствовать вкус педагогической работы, ощутить, какая это удивительная профессия – учитель…

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте