В современном мире воспитание личности является сложным и многогранным процессом, так как изменения, происходящие в окружающем мире, совершаются достаточно быстро. Вследствие этого одной из главных задач современной системы образования и воспитания является формирование творческой личности во всем богатстве и разнообразии, создание условий для наиболее полной и успешной ее творческой реализации.
Система образования и воспитания XXI века базируется на раскрытии личностного потенциала ребенка и учитывает формирующиеся взгляды, интересы, а также творческие способности. В этом проявляется демократизированный индивидуальный подход воспитания, влияющий на каждого ребенка, что позволяет в дальнейшем сформировать целое поколение, осознающее свой потенциал и безграничные возможности в собственной реализации, самопознании и самовоспитании. С учетом индивидуальных личностных качеств каждого ребенка в воспитательном процессе школы определяется вектор работы заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, классных руководителей, а также советников директора по воспитанию.
С сентября 2022 года в 45 регионах России введена должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а с 2023‑2024 учебного года такие специалисты появились во всех школах, техникумах и колледжах страны. Соответствующее поручение подписал Президент России Владимир Владимирович Путин. Должность советника директора появилась в школах по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Педагоги – победители конкурса «Навигаторы детства» прошли обучение и приступили к работе.
Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее, становясь проводниками, помогающими детям развивать социальные инициативы. Иными словами, советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой жизни школы, успешной социализации, вовлечению в общественные инициативы. Такие специалисты входят практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы профилактики безнадзорности и правонарушений, родительские активы и различные проектные группы по развитию социальной активности обучающихся. Советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы. Вспомним, что с 1991‑1992 годов закончилась идеология Советского Союза с пионерией и комсомолом. Долгое время взамен не приходило ничего другого. Базой развития новой системы воспитания в образовательных организациях является создание Российского движения детей и молодежи, которое пришло на смену Российскому движению школьников. У государства должен быть один верный путь – это воспитание личности, патриота своей страны.
Есть мнение, что советник – это вожатый. Это не так. Потому что и полномочий у советника больше, и обязанностей. Уникальность и сильная сторона его в том, что, являясь параллельно сотрудником образовательной организации и Центра воспитательных практик, он совмещает два подхода. Как педагог школы, имея классическое образование, он опирается на стабильный базовый традиционный подход. А как сотрудник Центра воспитательных практик обладает компетенциями специалиста по работе с молодежью: ориентируется в трендах, находится на одной волне с молодежью. К тому же советник – прямой импульс от государственной политики до реального практического сектора и лицо школы в проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ». Его успехи – успехи школы, его провалы – провалы школы.
Воспитательная работа – это исключительно командная история. И смысл этого проекта – создание целостной воспитательной среды, в которой полноценно и разносторонне развиваются наши дети. Именно ребенок – тот, вокруг кого вся эта трансформация системы задумана, разработана и сейчас воплощается.
С появлением советников в школах создаются штабы по воспитательной работе, в которые должны входить директор, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, советник, члены ученического самоуправления, родители. Также в штаб могут входить спонсоры и выпускники. Задача советника – задействовать всех представителей школьного сообщества. Есть дети, которые не участвуют ни в каких мероприятиях в силу разных причин: стесняются, недотягивают в знаниях и умениях, не хотят в конце концов. Задача советника – бережно включить каждого ребенка в тот или иной внеурочный процесс. Ведь советник – это в первую очередь друг. А для ученика понятие дружбы очень важно. Личностному росту детей способствуют торжественные линейки, где озвучиваются успехи ребят, которым доверили внести флаг Российской Федерации и поднять его. Каждый ученик должен понять, что это честь для него, чтобы было желание принять участие в церемонии поднятия флага, стать лучше, показать высокие результаты в созидательной деятельности. Честь, достоинство, совесть – мы когда-то растеряли эти понятия, сегодня их надо реанимировать. И это задача советника. Его главная задача в том, чтобы каждый ученик нашел себя, открыл в себе не только таланты, но и желание быть значимым, нужным.
Советник не вместо, а вместе! Вместе с администрацией, педагогами, детьми и родителями он способен реализовать новую философию воспитания. И мы верим, что у нас все получится!
Дарья КИРАСЕВА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №1524
Комментарии