search
main
0

На одной волне

Как в нашем классе происходит волшебство

Казалось бы, интересы у этого гуманитарного класса сконцентрированы на литературоведении, лингвистике, истории, английском языке. И все же большую роль в жизни ребят, уверяет классный руководитель 11‑го «В» Елена ЗАЙЦЕВА, играют театральные опыты на школьной сцене в рамках ежегодного традиционного спектакля их профильного преподавателя Эдуарда Львовича Безносова и ежегодного общешкольного фестиваля театральных монологов и сцен имени Розы Дмитриевны Щербаковой, в котором участвуют представители всех профилей и параллелей.

– Елена Николаевна, с каким жанром у вас ассоциируется четырехлетнее взаимодействие с вашими детьми? Комедия? Трагедия? Драма? Может быть, сонет?

– Знаешь, мои дети вместе с другими на День труда делали «сеанс постиронии», вот с этим направлением они у меня и ассоциируются. Как постмодернистское искусство проходит определенные этапы становления, так и мы с ними проходили через этапы.

– Какие были этапы?

– Так… Меня не предупреждали, что на этом интервью придется думать. Сложный вопрос! Вообще, по моим ощущениям, мы с ними удивительно быстро срослись. Наверное, это самонадеянно говорить: «Мы с ними срослись», но я с ними срослась быстро. Показательным стал первый турслет, который был у нас буквально через две недели, после того как класс собрался.

– Это всегда так сложно: только собрался новый класс, еще никого не знаешь, а они еще разбегаются по бывшим своим компаниям 7‑х классов…

Это даже не слишком меня смущало, но вот подготовка выступления на тур­слете в течение первых двух недель учебы дала четкое ощущение того, что это мои дети. Сначала у меня были хрустальные мечты о том, что все сейчас будет… bad of roses. Потом-то стало понятно, что ни bad, ни roses – и вообще так не бывает. Тем не менее я сразу почувствовала, что это мои дети и что мы споемся, как говорилось в фильме «В бой идут одни «старики».

– И это ощущение подтвердилось с годами?

– Безусловно, да, несмотря вообще ни на что и вопреки всему. Потому что, в какие бы перипетии мы с ними ни попадали, я все равно понимала, что мы с ними на одной волне! И это божественно прекрасно. Я им с 8‑го класса говорю, что мы единство из множества, мы созвездие! Возможно, это специфика гуманитарных классов, хотя я в других как классный руководитель не работала, мне сложно сказать, но они все до такой степени яркие, что пытаться стесать их выдающиеся черты и особенности ради того, чтобы сделать из них нечто однородное, противоречит самой сути нашего совместного существования. Мне, конечно, с ними безумно повезло: с одной стороны, каждый из них звезда и ощущает себя таковым, но с другой – как только нужно сделать что-то серьезное, они сразу же собираются в боевой unit и не пытаются «перезвездить» друг друга. Я думаю, это большая заслуга их предыдущих классных руководителей, от которых они пришли. Они все непростые, все ершистые, даже самые тихие и послушные вдруг проявляют какие-то special features, которые вдруг показывают, что и тут тоже омут. Я-то думала тут тихая заводь, ан нет! И тем не менее умение взаимодействовать… кстати, и с постановками у нас все поэтому так результативно получалось: они умеют – да, не постоянно и не всегда, но когда это необходимо, – дышать одним, общим. Знаешь, когда в Атласе звездного неба обозначают созвездия, то между звездочками рисуют линии, вот так же у нас в классе происходит волшебство, когда становятся видимы эти связи и все выстраиваются в единую картинку, в которой каждый знает, что делает и зачем.

– А где в этом созвездии классный руководитель? Внутри или часть его?

– Я думаю, что я звездочет, которому светит это конкретное созвездие. Я на него смотрю и подпитываюсь от его света, я могу попросить, и оно зажжется специально для меня. «Светить, и никаких гвоздей» – это про мой класс. А я с телескопом. Я за эти 4 года постаралась пристально посмотреть на каждую звездочку, насколько это было возможно, но и при этом я могу отдалиться и увидеть все созвездие целиком.

– Главное достижение класса за 4 года?

– Трудно выделить одно… Когда в прошлом году наши парни выиграли школьный футбольный турнир Orange Cup, именно гуманитарный класс был выгравирован на кубке по футболу, это было, конечно, за гранью понимания для меня, не потому что они не могли это сделать, а потому что в общей концепции вселенной 67‑й это было невозможно представить! Гуманитарный класс выиграл Orange Cup, и гуманитарный же класс увез флаг турслета! Вообще весь их 10‑й класс – это просто какая-то череда успехов, квинтэссенция их внутренней энергии и желания сделать все настолько хорошо, насколько это вообще возможно. Когда я услышала, что 10‑й «В» занял 1‑е место, у меня перехватило дыхание, я не могла дышать, по-моему, чуть ли не минуту, это был даже не восторг – это был экстаз какой-то. А совершенно неподъемный спектакль по Достоевскому, который они вытянули в итоге за день до экзаменационного сочинения?! Три часа люди играют Достоевского, а на следующий день они приходят к 8 утра писать 6‑часовое переводное сочинение в 11‑й класс…

– А что тогда было самым трудным за 4 года?

– Для меня, пожалуй, борьба с их предыдущим багажом. Мы все знаем специфику гуманитарного класса, что греха таить, и приятно, что это преодолели. И еще, конечно, трудно было на них смотреть в мой «телескоп» сразу на всех и на каждого по отдельности.

– А что было самым легким?

– Вся внеклассная деятельность. Они абсолютно легкие на подъем. Никогда ни одна даже самая сумасшедшая идея не встречала никакого противодействия.

Все они (без исключения) удивительные и замечательные люди. Но чтобы это полностью прочувствовать, нужно с ними взаимодействовать и провести с ними какое-то время, потому что есть имидж, образ и так далее, но за этим внешним они все удивительно прекрасны. Мне иногда кажется, что, если я буду идти по улице и вдруг упаду, сзади обязательно окажется кто-то из них, кто подхватит и не даст мне упасть…

 Елена ДЕМИДЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №67

 

Планы ребят на поступление

 

Алиса МОСОЛОВА:

– Я собираюсь поступать на фундаментальную и прикладную лингвистику.

 

Гоша КОМЕНДАНТОВ:

– Гуманитарный класс не ограничивает твое будущее. Я рассматриваю политологию, рекламу, международные отношения и, возможно, юриспруденцию.

 

Володя КОЛЕСНИКОВ:

– Настоящий гуманитарий – личность разносторонняя, а значит, поступать можно куда угодно.

 

Федя ОТРОЩЕНКО:

– Математика связана с человеком, значит, тоже наука гуманитарная. Через математику можно многое о себе узнать.

 

Таня КОШЕЛЕВА:

– Математика – это гуманитарный предмет, потому что в нем есть место творчеству.

 

 

Мнение школьников, каких авторов не хватает в списке литературы

 

Володя КОЛЕСНИКОВ:

– Современных авторов не хватает. А то история историей, а современность мало кто решительно хочет познавать, только факультативно разве что. А есть ведь такие авторы, как Кушнер, Гандлевский, Дашевский и многие другие. Убирать кого-то вряд ли стоит, это слишком радикально, но подсократить можно… Маяковского, к примеру. Или Шолохова.

 

Федя ОТРОЩЕНКО:

– Пора бы убрать Шолохова, а добавить нужно весь андеграунд второй половины XX века.

 

Вера ЛАПОНОВА:

– Изгнать литературу до XIX века и Шолохова! Добавить Высоцкого, Летова!

 

Таня КОШЕЛЕВА:

– Мне кажется не хватает тех писателей, которые творят непосредственно сейчас. Современников!

 

Гоша КОМЕНДАНТОВ:

– Лично мне не хватало зарубежной литературы в программе. Было бы здорово добавить туда каких-нибудь классиков типа Фицджеральда, Уайльда или Хемингуэя. Мне было невероятно скучно изучать Паустовского, его бы убрал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте