Очередной городской семинар в рамках программы «Школа молодого директора», организатором которой является кафедра управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, состоялся в школе мечты. И это не просто красивые слова. Когда оказываешься в лицее №226 Фрунзенского района, действительно возникает ощущение, что попал в сказку.
Самой образовательной организации уже более 50 лет. Два года назад у лицея №226 появилась вторая площадка – огромное здание, оборудованное самой современной техникой, имеющее два бассейна, роскошный актовый зал, два спортивных зала, центр цифрового образования InfinITi и многое другое. Здесь есть широкоформатные «умные классы» для изучения гуманитарных наук, лаборатории физики, химии, кабинеты программирования, робототехники, гончарная мастерская, кабинет кулинарного искусства, швейная мастерская. Продумана каждая деталь внутреннего пространства лицея. Например, на стенах можно увидеть карты России, звездного неба, прочесть цитаты классиков литературы, ознакомиться с правилами русского языка и т. д. В уютных рекреациях можно отдохнуть. И самое интересное заключается в том, что лицей ни снаружи, ни внутри не напоминает… школу. Скорее какой-то университетский корпус.
Как говорит директор лицея №226 Татьяна Семенова, собственно, в этом и был главный замысел при проектировании и строительстве здания.
– Я всегда верила и знала, что мне представится возможность построить школу мечты, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Еще в тот период, когда я обучалась управленческим практикам в РГПУ имени А.И.Герцена и защищала свой дипломный проект, думала о том, как сделать школу интересной во всех смыслах, ведь ребенок должен жить в ярком мире, а цвет тоже несет смысловую нагрузку.
В нашей школе мы учим детей тому, что нужно мечтать, быть любопытным, многое узнавать, а значит, владеть информацией, ведь информация – это возможности, и школа должна учить использовать эти возможности.
Мы часто видим примеры из взрослой жизни, когда люди оканчивают школу, вуз, а затем, приходя на работу, вдруг понимают, что это не то, о чем они мечтали и чего хотели… Вот почему уже в детстве важно предоставить человеку палитру возможностей.
Чтобы школа была яркой не только по цвету, но и по содержанию, важно подобрать правильный коллектив педагогов. «Правильный» – это значит, что каждый учитель в школе неравнодушен к своему делу, любит свою профессию, хорошо относится к детям, умеет работать в команде. Именно на этом построена кадровая политика лицея.
Выступая перед участниками семинара, среди которых были как опытные представители административного звена разных школ города, так и молодые управленцы с опытом работы не более трех лет, Татьяна Семенова заметила, что с появлением второго здания лицея №226 открылась новая площадка, но не новая школа. Коллективу важно было сохранить все организационные, кадровые, образовательные, воспитательные традиции. А для этого необходимы отлаженная система взаимодействия кадров, система передачи опыта и информации, правила корпоративной культуры.
В связи с обширной программой развития лицея была организована опытно-экспериментальная площадка по теме «Формирование организационной готовности к изменениям в процессе управления образовательной организацией».
– Мы исходили из того, что организационная готовность к изменениям – это гибкость и маневренность системы управления, – пояснила Татьяна Семенова. – Они достигаются при наличии следующих условий: администрация является единой командой, умеет перераспределять ресурсы, выстраивает четкую систему информирования и обратной связи, разрабатывает эффективную систему стимулирования педагогов, ставит перед собой задачу ресурсосбережения и работает над сокращением и оптимизацией документооборота.
При этом важно, чтобы и педагогический коллектив участвовал в постановке целей развития ОО, понимал и принимал их, был мотивирован на личностный и профессиональный рост, обладал творческой мобильностью.
При этом для нас организационная готовность к изменениям не является самоцелью, она лишь помогает успешному развитию школы.
По словам Татьяны Семеновой, многое в школе делается совместно, без разделения на две площадки. И это не только воспитательные мероприятия для детей, но и совместные заседания педагогического совета. Методические объединения включают всех педагогов-предметников, многие учителя ведут уроки на той и другой площадках, расписание учебного процесса составляет один представитель администрации.
Кроме того, в лицее принята практика корпоративного повышения квалификации. Причем этой традиции уже несколько лет, и она доказала свою эффективность. Группы на повышение квалификации формируются по мере осознания педагогами своих профессиональных дефицитов. Так, в 2020 году группа учителей лицея прошла корпоративное повышение квалификации по программе «ФГОС ООО и СОО: теория и практика организации учебно-воспитательного процесса». Эта тема была актуальна для всех педагогов, особенно для тех, кто был только что принят на работу.
– Как бы это банально ни звучало, но я не устаю повторять: кадры решают все, – говорит директор лицея №226 Татьяна Семенова. – У нас очень сильный и интересный коллектив. И на первой, и на второй площадках работают творческие люди, причем в наши ряды легко вливается молодежь. Могу с уверенностью сказать, что большинство сотрудников лицея уходят только на пенсию или в декретный отпуск.
Может, это происходит потому, что к процедуре приема на работу мы подходим очень серьезно. Например, перед тем как специалист придет ко мне на собеседование, с ним общается председатель предметного методического объединения, определяя профессиональный уровень учителя. Далее соискатель приходит ко мне, и я объясняю, что требуется для работы в нашем лицее.
– И что же требуется для работы в лицее?
– Скажем так, мы ждем к себе в школу неравнодушных людей, которые готовы профессионально расти, хотят чем-то удивлять, что-то придумывать. Конечно, не все готовы жить в таком ритме, но те, кто выражает согласие и желание быть с нами на одной волне, остаются надолго.
Когда я беседую с будущим работником, то всегда помню об этой долгосрочной перспективе, а не оцениваю человека в категории «плохой – хороший». Просто, зная коллектив, в котором новичку придется трудиться, я примеряю, впишется новый педагог в уже сложившуюся систему или нет. Такой прием мысленной примерки очень эффективен при работе с педагогами. И не только потому, что мне лично очень тяжело расставаться с людьми. Расставание с учителем – это стрессовая ситуация и для детей, и для коллег, и для родителей. А мы по возможности создаем в нашем лицее пространство позитивного взаимодействия.
Как считает Татьяна Семенова, что бы ни происходило в школе, нужно быть готовым выстроить добрые отношения между всеми участниками образовательного процесса. И в этом тоже проявляется организационная готовность к изменениям.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург, фото автора
Комментарии