search
main
0

На одной волне!

Участниками и зрителями международной онлайн-конференции стали 6500 человек из 20 стран мира

Что такое конкурс «Учитель года»? Кто-то скажет – соревнование, другие – выявление лучших в профессии, третьи – профессиональная площадка, на которой представлены современные тренды в преподавании разных школьных предметов. Для меня конкурс – это ступенька в неформальную педагогическую послеконкурсную жизнь. Вот и конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы», которая уже второй год проводится при участии учредителей Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», собирает неравнодушных учителей, готовых транслировать свой опыт. Самара выступает главной площадкой, и большая роль в организации принадлежит Светлане Ильиной, директору гимназии №3 г. Самары, с недавних пор председателю Комитета Самарской губернской Думы по образованию и науке, и Елене Смит, директору Международной самарской школы, а также Ирине Димовой и Елене Елшиной, а значит, «Учительской газете» и Общероссийскому профсоюзу образования, всем активным участникам послеконкурсного движения.

Выступление Ирины Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», президента Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», члена Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России», на фоне почти 100‑летнего архива авторитетного издания придало особый смысл ее словам о том, что газета всегда поддерживала все авангардное в учительской среде, особенно идеи новаторов, сотрудничества, концепцию гуманной педагогики, которые легли в основу конкурса. И он сам, и все, что с ним связано, и сегодняшняя конференция верны этой традиции, а она, напомнила Ирина Георгиевна, не про «сохранение пепла», а про «передачу огня», в нашем случае огня творчества! «Открывать для себя новое, полезное, нужное ученикам сегодня и обращенное в будущее – вот главная цель уже шестой по счету онлайн-конференции и всего того, что мы называем послеконкурсным движением».

Мне посчастливилось быть спикером на этом мероприятии и выступить в удивительно интересном потоке, объединившем математиков и информатиков, физиков и химиков, биологов и руководителей инновационных площадок. Мы все были на одной волне. Нас объединила общая идея: мир открыт для познания, познание мира – вот главная наша цель, а интеграция – это средство его раскрасить яркими красками, сделать интересным в изучении и постижимым по сути! Если ученику нравится материал предмета, а задания приносят радость, значит, все это стимулирует его, развивает сосредоточенность, упорство и повышает интеллектуальную вовлеченность. Результат обучения в таком образовательном пространстве будет высоким. Если на уроке решается реальная жизненная ситуация, то ответ и его последствия будут важными и нужными. Подытожим одной фразой: учителя стремятся сделать учение удовольствием!

 

«Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.

А.Дородницын

 

В секции математики первое выступление было посвящено использованию интерактивной доски и системы тестирования учащихся на уроках математики. Елена Медведева, учитель школы №32 Белоглинского района Краснодарского края, рассказала о простых инструментах, которые можно использовать на уроках математики, чтобы активизировать деятельность школьников. Задания по истории математики, географии, примеры, основанные на жизненном опыте, а также разно­образные лабораторные работы по математике позволяют привлечь внимание школьников.

Алина Осипова, учитель гимназии «Лидер» из города Краснодара, рассказывала о ресурсах, которые помогают ученикам открывать математику для жизни. Межпредметные связи позволяют «приземлить» предмет, сделать его интересным. Мозговой штурм создает на уроке ситуацию поиска, а приемы использования элементов электронного приложения – «скачки», «сетка», «лента», «квест» – организуют образовательное пространство «живой» математики.

Глубокое и аналитическое, объединяющее лириков и физиков сообщение сделали учителя из Новгородской области Ирина Васильева и Ирина Филиппова, представлявшие гимназию №4 имени Героя Советского Союза, почетного гражданина Великого Новгорода И.А.Каберова. Как развивать читательскую и математическую грамотность? Ответ прост: использовать сюжетные, ролевые задачи, задания исследовательского характера. Вот вы когда-нибудь задумывались о росте Герасима, весе Тараса Бульбы? А ведь даже эти литературные персонажи служат интересными объектами для математического исследования и решения задач!

Галина Назарова, заслуженный учитель Российской Федерации из школы №27 Ульяновска, рассказала о проекте «Нетривиальная математика», который послужил отправной точкой для решения практических задач, связанных со спортивным многоборьем одного из ее учеников. Интересные практико-ориентированные задания помогают научиться школьникам считать, развивают функциональную грамотность. Стаж работы Галины Михайловны более пятидесяти лет, и она с удовольствием передает свой опыт и делится наработками. В этом и прелесть форума «Школа в фокусе. Фокусы для школы», где каждый неравнодушный преподаватель может показать свои изюминки, невзирая на возраст и стаж работы.

Интересный опыт интеграции математики и информатики мы почерпнули у Елены Назаровой из школы №27 города Ульяновска. Каким должно быть задание, формирующее 4К-компетенции? Реальным, творческим, проблемным, интересным, занимательным, эмоциональным! Сочетание информатики и математики позволяет создавать среду, в которой все это можно реализовать. Елена Александровна поведала о том, как можно развивать коммуникативные способности, создавать образовательную среду на уроке для развития критического мышления и креативного творчества.

 

Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно».

Эрнест Резерфорд, лауреат Нобелевской премии по химии

 

Председатель методического объединения учителей физики Алла Волкова, заместитель директора гимназии №12 города Липецка, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, рассказала о важных составляющих работы учителя физики и о том, как создать образовательную среду, которая заинтересует школьников. Физика – главная наука, недаром Эрнест Резерфорд, английский ученый, нобелевский лауреат по химии, говорил, что все науки делятся на физику и коллекционирование марок.

Дарья Рева из города Перми, поклонница смешанного обучения, показала, как синтезировать среду обучения, средства для обучения и для взаимодействия. Основа любого урока физики – эксперимент! Дарья рассказала об инструментах, которые помогают учителю в этом направлении.

В своем выступлении я акцентировал внимание на дидактике как основе современного урока. Чему учить? Как учить? Именно на эти два вечных вопроса образования попытался ответить на своем мастер-классе. Создание качественного дидактического контента позволяет решать много важных задач современного физического образования. В своем выступлении акцентировал внимание на вопросах одного из самых сложных разделов физики – ядерной физике. В рамках своего рассказа ознакомил слушателей с интересным материалом, информацией, которая позволяет урок сделать не только познавательным, но и решать важные практические и исследовательские задачи.

Изотопы химических элементов мы используем для исследования различных процессов. Радиоуглеродное датирование, определение возраста Вселенной, терапия и диагностика различных заболеваний, йодотерапия, изучение качества удобрений, скорости кровотока, дефектоскопия, выяснение качества засолки продуктов питания, создание термогенераторов, использование мебельных атомов – это малая часть использования изотопов в нашей жизни. Создание качественного дидактического материала на основе реальных практических задач возвращает физику из мира формального, оторванного от действительности в пространство человеческого бытия.

 

Химик – это лицо физическое.

Георгий Александров

 

Людмила Семеновна Левина, председатель методического объединения учителей химии, председатель Ассоциации учителей – преподавателей химии, бессменный главный редактор журнала «Химия в школе», во вступительном слове рассказала о роли химии в современном мире. В наше неспокойное время именно химия помогает создавать новые вакцины, лекарства, спасать людей от тяжелых недугов, воплощать в материаловедении самые фантастические идеи.

Ирина Фоменко из города Новоалександровска Ставропольского края, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2009, рассказала о новаторском направлении в своей работе, которое стало возможным благодаря проекту «Точки роста». Новое оборудование, программы дополнительного образования и кадровый ресурс – это скачок в развитии проектного и исследовательского кластера, в создании современной образовательной среды, позволяющей решать задачи научного подхода в естественно-научных предметных областях.

Примеры познавательных задач, эксперименты, создающие проблемную ситуацию и вовлекающие детей в активную интеллектуальную деятельность, показала Зоя Соловьева из Алтайского края. Приемы развития мышления – «да-нетки», интеллект-карты, «портреты» галереи химических элементов, мозговые атаки – не так сложны, но эффективны.

 

Что такое Земля? Космологическая случайность. Что такое жизнь? Химическая случайность. Что такое человек? Биологическая случайность.

Валериу Бутулеску

 

Большой методический день завершился выступлением учителя биологии из Республики Беларусь Ирины Бедарик. Раскрывая тему применения гаджетов на уроках, она показывала интересные приемы работы с использованием электронных средств. Объемные фигуры биологических и анатомических объектов, о которых говорил учитель, позволяют досконально исследовать изучаемые объекты. Визуализация дает возможность использовать 3D-модели на уроках биологии и помогать ученикам разобраться в сложных вопросах.

В Международной онлайн-конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы» активное участие принял клуб «Учитель года Кубани». В секции учителей английского языка выступили Юлия Вичканкина из станицы Полтавская Красноармейского района, призер регионального этапа конкурса «Учитель года Кубани»-2021, с мастер-классом «Как легко запомнить и активизировать название цифр при изучении английского языка» и Мария Бабченко из станицы Динской, лауреат краевого конкурса «Учитель года Кубани»-2018, предложив тему «Будь в ритме джазовых чантов».

Для филологов свой опыт демонстрировала Наталья Шкуркина, учитель гимназии «Лидер» Краснодара, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2013. Ее выступление было посвящено навыкам функционального чтения, метапредметному подходу к текстам и тому, как это связано с развитием разных типов интеллекта учеников. Историк Евгений Фоменко из станицы Павловской Краснодарского края, победитель конкурса «Учитель года Кубани»-2018, показал мастер-класс «Когнитивные искажения как средство развития критического мышления», а Ирина Салькова, победитель краевого конкурса «Лучшие педагогические работники дошкольных образовательных организаций»-2021, провела мастер-класс по теме «Инфографика: инновационный аспект в дошкольном образовании».

Андрей СЁМКЕ, тьютор ИРО Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, финалист конкурса «Учитель года России»-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия»

 

От редакции

На 6‑й Международной онлайн-конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы» под председательством учителей – победителей, лауреатов и призеров Всероссийского конкурса «Учитель года России» работали 13 методических объединений. Всего выступили 60 спикеров. Зрителями и участниками стали представители педагогического сообщества из 20 стран мира. Конференция набрала более 6500 просмотров на канале YouTube. По окончании онлайн-трансляции все желающие имели возможность в открытом доступе ознакомиться с записью мастер-классов, которые проходили на разных площадках в рамках методических объединений по разным предметным областям.

Приятно осознавать, что эта конференция, инициированная Самарским клубом учителей года совместно с «Учительской газетой», поддержанная Общероссийским профсоюзом образования и всем «пеликаньим» сообществом РФ, становится все более масштабной и востребованной. Об этом свидетельствуют многочисленные отклики в соцсетях. Вот некоторые из них:

«Какие содержательные выступления! Как приятно быть рядом с вами, дорогие учителя, находиться в пространстве родственных душ, интересных людей, творческих, неравнодушных, одухотворенных, замечательных педагогов!»

«Организаторам, Светлане, Елене и команде спасибо! Сами получили удовольствие и столько откликов получили от коллег! Все не зря!» (Мария Ахапкина)

«Родные лица, умные и содержательные выступления, как всегда, организация на высоте, спикеры отличные. Светлана Сергеевна, браво! Ирина Георгиевна, как же надо любить конкурс и его участников, чтобы каждый раз о них говорить с восхищением. Здорово!» (Галина Нестеренко)

«Смотрю, слушаю, внимаю выступлениям классных руководителей. Очень интересны. Непременно вернусь к этому живому опыту». (Елена Пахомова)

«Историки, химики, «иностранцы», математики и все-все спикеры! Какие вы молодцы! Огромное желание смотреть и слушать всех! Каждое выступление – это отдельная статья в журнал. Пишите обязательно!» (Людмила Левина)

«Давно призываю выступающих писать статьи в «Учительскую газету», и многие откликаются! Спасибо тем, кто делится своим опытом и мастерством с большой читательской аудиторией нашего издания. Ваши идеи становятся известными практически во всех школах России!» (Ирина Димова)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте