Московскую систему образования невозможно представить без широкого, разностороннего взаимодействия и сотрудничества с общественными некоммерческими организациями.При большом многообразии общественных организаций в городе именно вопросы образования, воспитания, поддержки детей, имеющих проблемы со здоровьем, стали не только актуальными, но и весьма эффективными.
Единая независимая ассоциация педагогов (ЕНАП) – сравнительно молодая организация, ей чуть более 5 лет. Но это уже состоявшееся значимое общественное движение, и у нее, на мой взгляд, большое будущее. Прежде всего о том, что сама природа общественной организации не замыкается в административных рамках, а это основной инструмент культуры работы членов этой организации, что позволяет ей более открыто и независимо оценивать не только результаты своей работы, но и результаты работы всей системы московского образования в целом. При этом нет незаслуженной критики, очернительства в работе тех или иных педагогических коллективов, а напротив, всегда находится здравое зерно для переосмысления образовательных практик и систем. Не менее важна при этом поддержка тех педагогов, которые пока не достигли мастерства и совершенства. Особенно это важно для педагогов с малым педагогическим стажем, у которых отсутствует большая педагогическая практика. Поэтому роль наставничества и поддержка со стороны более опытных педагогов, проведение с их участием мастер-классов, практических занятий, помощь в разработке отдельных тем уроков, знакомство с новыми педагогическими технологиями приносят результаты и тем самым укрепляют педагогическое сообщество. Необходимо заметить, что благодаря деятельности ЕНАП рождаются новые педагогические практики и технологии, расширяется сеть взаимодействия между образовательными организациями, укрепляются связи между педагогами, а это хороший показатель надежности подобных общественных организаций. Уже устоявшейся нормой ЕНАП считается проведение крупных мероприятий, в частности педагогических форумов, фестивалей методических идей и проектов, на которых широко обсуждаются профессиональные вопросы, происходит обмен опытом, прежде всего по использованию новых подходов и методик в реализации конвергентных программ обучения, использованию и внедрению педагогических инноваций, новых современных дидактических материалов, а также знакомство с лучшими педагогами. Такая возможность общения позволяет более открыто и принципиально обсуждать вопросы партнерства руководителей образовательных организаций с членами ассоциации. В работе подобных ассоциаций огромное значение приобретают наличие информационных ресурсов, использование различных вебинаров, онлайн-конференций, организация разбора наиболее сложных тем в изучении, преподавании, вынесение на широкое обсуждение многогранных вопросов образования. Общественные организации педагогов-предметников строятся на добровольной основе, на идее совместных интересов, целей, принятии решений, которые касаются прежде всего повышения результативности работы учителя. И это в значительной мере помогает формировать объективное общественное мнение о работе педагогических коллективов у населения города, доносить до педагогической общественности те решения, которые принимаются на уровне правительства города и Департамента образования.Модели работы Ассоциаций учителей-предметников очень разнообразны: они используют различные площадки не только для своих направлений работы, но и широко используют возможности корпоративных принципов взаимодействия. Это позволяет им не только развиваться, но и находить опорные точки для решения тех задач, которые возникают в их сфере: обсудить, найти консенсус посредством профессионального диалога – это разумный баланс между «я» и «мы».Ассоциации предметников ежегодно прирастают, и в них вливаются не только московские педагоги. Также с ними хотят и стремятся взаимодействовать преподаватели субъектов РФ как с учителями, которые сохраняют на сегодняшний день роль репродукторов. Стремление к сотрудничеству во благо достижения положительных результатов деятельности московской системы образования, поиск резервов, преодоление возникающих трудностей, определение ориентиров будущего стали главным мотивом создания других общественных организаций.Сегодня их в городе не одна сотня. Они разные по смыслам и направлениям своей деятельности, у некоторых большая численность, есть совсем малые организации. Значительная доля их связана с широким спектром образования, вопросами патриотического воспитания, экологии, управления, взаимодействия с родительской общественностью, работой с семьями, где растут дети-инвалиды и т. д. Некоторые из них стали грантополучателями Комитета общественных связей города за результативность своей деятельности. А это не только признание авторитета лидеров организаций, но и оценка полезности, нужности городу. Исходя из этого, при Комиссии Общественной палаты по образованию, науке и культуре мы создали координационный совет общественных организаций, в состав которого вошли руководители самых крупных организаций, которые связаны с образованием. В рамках проведенного 8-го московского гражданского форума на площадке Департамента образования состоялся конструктивный, полезный во всех отношениях диалог между всеми заинтересованными сторонами. Весьма показательным фактором стали практически единые подходы в выборе стратегии взаимодействия членов НКО как высокопрофессиональных экспертов многих сторон образовательной политики города. По мнению многих аналитиков, в современных условиях влияние эксперта, своеобразная его «власть» будет превалировать в оценке эффективности работы государства и общества. Из практики управления городом практически на наших глазах исчезает укрепившаяся закономерность «чем больше возрастает власть, тем быстрее и в большей степени разрушаются ценности». Поэтому роль и значение общественного мнения поставлены во главу всех городских структур управления. Ибо за этим будущее. Таким образом, новые возможности московской системы образования дали старт к появлению и новых общественных организаций, которые неформально, с большой ответственностью и заинтересованностью занимаются вопросами образования, детства, сохранения здоровья детей и подростков. Тем самым они не только поддерживают лучшие образовательные организации, руководителей образовательных организаций, но также участвуют в решении вопросов образования и воспитания. Влияние общественных структур позволяет создавать очень сильные педагогические коллективы, менять модули управления образовательными процессами, формировать новые компетенции для руководителей и учителей.Мария ЛАЗУТОВА,председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, советник МИОО
Комментарии