search
main
0

На обочине. Гимназисты и бродяги мыслят одинаково, но..

Дети улиц. Этим расхожим словосочетанием мы называем тех, кто живет вне семейного окружения. Тех, для кого крышей над головой стали чердачный потолок, люк водостока, небо… Правда, на городских улицах маленьких бродяг и попрошаек заметно поубавилось по сравнению с печально известными девяностыми годами теперь уже прошлого столетия. Всех переловили? Сработали экстренные меры? Устроили маленьких бродяжек в приемные семьи? Распределили по детским домам? Нет, до такого радужного исхода еще далековато. По сведениям московской милиции, за пять месяцев этого года задержано около полторы тысячи несовершеннолетних попрошаек и воришек. Известно, что для детей улиц основной источник «дохода» – воровство или попрошайничество. Вот так они попадают в поле зрения милиции.

С Сашкой по прозвищу Рыжик из славного города Смоленска мы познакомились на Казанском вокзале несколько лет назад. Милиционер доставил его в инспекцию по делам несовершеннолетних, где должны были решить судьбу одиннадцатилетнего бродяжки.

– Что с мальцом делать-то?- разводили руками взрослые. – Отправляли уже дважды на родину, опять в бега подался.

Сашка хитро щурил глаза: «А чего я там не видал? Отец дерется, мать в школу гонит». И он улыбался во весь рот: «В Москве интереснее!»

– Пропал мальчишка, – сокрушалась инспектор Ирина Александровна Лопато, бывший педагог. Она судьбу каждого бедолаги пропускала через свое сердце. (Я о ней тогда очерк написала.) Звонила при мне в школу: «Помогите мальчишке, найдите занятие по душе, паренек способный, стихи нам читал, до слез довел, в кружок его определите».

– Да все мы знаем, – слышалось в трубке. – А кто его в школу водить каждый день будет? У родителей другие интересы. И вы поймите – такой Сашка у нас не один.

А этот юркий, проворный, с озорным симпатичным лицом «не один» схватывал все на лету. Просил отпустить, мол, больше не попадется здесь, на другое место переберется. Я слушала мальчишку и думала о том, какой талант пропадает, его бы отвагу, дар убеждения, умение выживать в любых условиях, артистичность, наконец, да в нужное русло направить. Вырос бы полезный обществу человек. Если учесть, что среди обитателей вокзалов, рынков, подвалов и чердаков подавляющее большинство вот таких Сашек, то мы могли бы сформировать, к примеру, спецназ, что и в огне не горит, и в воде не тонет. Уж технику выживания этим бойцам объяснять на пальцах не нужно. Да и мужчин у нас в стране явно не хватает, все больше таких, которым бы женское платье подошло.

Сашка, как потом я узнала, разделил участь многих романтиков вольной жизни. Попался на воровстве, оказался в колонии для несовершеннолетних. А те, кто в свое время не попадет туда, друзья-то Сашкины, впишутся ли в жизнь общества или так и проведут все отпущенные им свыше годы на обочине жизни: на вокзалах, возле рынков, ларьков, питаясь тем, что подадут, разрешат взять сердобольные наши сограждане?

Сегодня дети улиц со своими сверстниками живут как бы в параллельных мирах. Когда одни, отучившись в школе, набегавшись, наигравшись, приготовив уроки, поужинав, слышат ласковое «Спокойной ночи», другие, наоборот, из своих убежищ выходят в ночную жизнь, на улицы города. Крутятся возле игровых автоматов, ларьков, сияющих витрин. Они там, где денежно, сытно.

Дети – будущее нашей страны. Как часто произносим мы эту фразу! И ночные охотники за приключениями, и те, кто благополучно спит в своих домах, – все они члены нашего общества. А каким они видят свое будущее?

– Мы решили выявить и сравнить основные представления о стране, ее будущем и своем у школьников и их сверстников, ведущих бродячий образ жизни, – рассказывает Валерия Касамара, первый заместитель декана факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики. Были опрошены две группы подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет. Одна группа – это школьники гимназических и лицейских классов. Другая – дети улиц. Их находили и опрашивали на вокзалах, рынках, в приютах, приемниках-изоляторах, больницах.

Результаты исследований поразили. Как говорит Валерия Александровна, все ожидали больших контрастов в ответах. Но оказалось, что и те и другие сходны в своих мнениях о стране, ее руководителях, друзьях и недругах России, перспективах ее развития.

В характеристике страны одинаково употребляются эпитеты «большая, красивая, могучая». Правда, богатой Россию чаще всего называли лицеисты и гимназисты, что вполне понятно. Как и то, что среди детей улиц оказалось почти в два раза больше тех, кто давал нелестные, негативные характеристики стране и обществу. Сошлись обе группы во мнении по поводу врагов России. Чем это объясняется? Думаю, тем, что информацию дети получают либо из СМИ, либо слушая разговоры взрослых. В группе детей улиц наблюдалась более выраженная антипатия к так называемым лицам кавказской национальности. Ребята высказывались резко, своих опасений не скрывали, мол, скоро мы все на них работать будем.

Сошлись мнения групп в определении главных черт идеального руководителя страны. Президент России должен быть в первую очередь жестким. Доброта больше ценится детьми улиц. А вот что касается прожектов, то, оказавшись в роли президента, ребята из разных групп показали значительное различие. Гимназисты и лицеисты назвали многие проблемы, которые нужно, на их взгляд, решать. Это и социальная поддержка незащищенных слоев населения, и инвестирование в здравоохранение и образование, и развитие среднего класса, и модернизация армии. А вот их сверстники из другой группы обошлись бы тем, что помогали бы бездомным, строили жилье для них, открывали банки, где сиротам давали бы деньги, заботились о бомжах. И важнее этого нет ничего. А может, они и правы?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте