Из детдома – в бомжи
Незавидная участь бомжей грозит сегодня многим сиротам. Хотя по закону за каждым из них на время пребывания в детском доме государство обязано закрепить жилплощадь. Следить за сохранностью этого жилья и его своевременным выделением – обязанность чиновников. Обязанность, с которой они не справляются.
Прокуратура Республики Карелия проверила исполнение законодательства об обеспечении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в очередной раз получены удручающие результаты. Настоящую заботу о выпускниках интернатных учреждений, вернувшихся после окончания школы к месту прописки, проявляют разве что в Костомукше, где все сироты получили положенную им жилплощадь.
В поселке Пай Прионежского района после расселения ветхого дома оказалось, что местная администрация “забыла” предоставить квартиру прописанной в развалюхе сироте. А должностные лица Петрозаводской и Лахденпохской местных администраций отказали нескольким сиротам в постановке на учет на внеочередное получение жилья.
Чиновники органов опеки и попечительства не проявляют рвения и в тех случаях, когда закон предписывает им в трехмесячный срок проводить приватизацию закрепленного за “государственными детьми” жилья. В Петрозаводске прокурорские работники обнаружили в “подвешенном состоянии” около десятка сиротских квартир, в Сегежском районе – шесть, в Лахденпохском – две. Причем должностные лица про них не забыли – квартиры исправно сдавались горожанам по договорам поднайма.
По закону выпускники сиротских учреждений, если за ними местная администрация не удосужилась закрепить жилье, имеют право на внеочередное его получение. В Петрозаводске своей очереди дожидаются около 150 сирот, в Олонце – более тридцати. Можно, конечно, обратиться за справедливостью в суд. По данным прокуратуры, в течение 1998-1999 годов Петрозаводским судом вынесено одиннадцать решений о выделении жилья выпускникам детских домов. Однако ни одно из них не исполнено!
Та же картина в Кондопожском районе, где суды приняли шесть решений о выделении жилья сиротам, но выполнять их местная власть не спешит. В Сегежском районе из четырех таких решений выполнено лишь одно. Возникает закономерный вопрос: зачем нам нужна армия судебных исполнителей?
Но вернемся к должностным лицам, которые призваны защищать законные права сирот. Проверка показала, что работники органов опеки и попечительства не обращаются в суды с заявлениями о принудительном обмене или выселении из квартир родителей, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно.
Можно представить себе выросшего в относительно уютных детдомовских условиях сироту, который после выпуска попадает в родительский дом, больше похожий на притон. Легко предсказать дальнейшую судьбу такого “государственного ребенка”. Он станет таким же, как и его горе-родители.
Ситуацию могло бы исправить предоставление целевых безвозвратных ссуд на приобретение жилья для сирот за счет бюджета республики. Но это из области фантастики. Поэтому многие выпускники интернатных учреждений хотят вернуться в родные детдомовские стены.
На начало 2000 года в детских домах и интернатах Карелии, а также в семьях опекунов проживали 3678 детей-сирот. Через несколько месяцев кто-то из них должен вернуться на постоянное жительство. Однако можно заранее предсказать, что кому-то из них участи бомжей не избежать.
Татьяна СМИРНОВА
Петрозаводск
Комментарии