search
main
0

На областной конференции учителей в Нижнем Новгороде обсудили особенности изменений в КИМ ЕГЭ по физике

Государство идет на то, чтобы повысить число сдавших экзамен по физике в 2024 году, и дает учителям ясные ориентиры по подготовке учеников.

Фото предоставлено автором

6-я областная конференция учителей физики и астрономии состоялась 10 января 2024 года в конференц-зале ИПФ РАН. Традиционно основные вопросы касались подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к Государственной итоговой аттестации этого года. Организаторами события выступили Институт прикладной физики РАН, Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина, а также нижегородская Ассоциация учителей физики и астрономии.

Участниками конференции стали более 200 учителей физики и астрономии из разных районов Нижегородской области. Программа события включала в себя выступления экспертов ЕГЭ и ОГЭ, доклады от научных сотрудников ИПФ РАН и сотрудников детских образовательных учреждений о направлениях работы с талантливыми школьниками, обсуждение проблем образования.

91% школьников Нижегородской области, начавших изучать физику в 7 классе, не выбирают ОГЭ по этому предмету. Из тех, кто имеет право сдавать ОГЭ по физике, всего 1% сдают его на «хорошо» и «отлично». Такие цифры озвучил на конференции ректор НГПУ им. Минина Виктор Сдобняков.

Разрешение сдавать ЕГЭ либо по физике, либо по информатике для поступления на технические специальности привело к тому, что прагматичные старшеклассники и их родители выбирают ЕГЭ по информатике, который все-таки сдать проще. В результате число сдающих физику продолжает снижаться из года в год. Об этом рассказала руководитель комиссии разработчиков экзаменационных заданий по физике, д.п.н. Марина Демидова, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Она проанализировала результаты прошлогодних экзаменов и отметила, что Нижегородская область стабильно показывает результаты выше средних по стране. Так, если средний балл ЕГЭ по физике составил 54,85, то в нашей области он выше – 56,87. Процент выпускников, сдавших физику на 81–100 баллов, по стране – 9,25%. В Нижегородской области их – 12,45%. Не достигших минимальной границы в нашем регионе 5,15%, что ниже средних значений по стране.

Марина Юрьевна подробно рассказала о задачах, вызывающих сложности из года в год, и отметила, что здесь, возможно, имеют место методические недоработки учителей. Например, выпускники плохо решают расчетные задачи высокого уровня сложности, но также, оказывается, затрудняются в применении закона Архимеда для плавания тел, который изучают в 7 классе.

Она познакомила собравшихся с изменениями в экзаменационных заданиях ЕГЭ по физике 2024 года – какие задания исключили, в каких линиях сократили число проверяемых законов и формул. Будут и новые сюжеты, но не сложнее прошлогодних. Государство идет на то, чтобы повысить число сдавших экзамен по физике в 2024 году и дает учителям ясные ориентиры по подготовке учеников. Познакомиться с презентацией Марины Демидовой можно здесь.

Учителя задавали много вопросов, и отмечали, что «проседает» повсеместно способность учеников анализировать физические явления, излагать письменно и устно суть физических процессов с учетом изученных законов и формул, давать обоснование решениям. Сегодняшним ученикам не хватает логики, способности рассуждать и просто элементарной грамотности. А это значит, что «растить физиков» не получится только на уроках физики. Будущему инженеру необходимо и владение речью, и математика, и воображение.

Единодушным на конференции было признание важности экспериментальных и лабораторных работ. Понимание физических законов приходит только через опыты, проведенные своими руками. И оборудование в школах уже есть. Но как успеть учителю проработать это понимание с каждым в отведенные 40 минут урока, если в классе 25-30 человек?

Елена Камзеева, к.ф-м.н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», рассказала о ситуации с ОГЭ в 9-х классах. Вопрос важный, поскольку самая большая преемственность от ОГЭ к ЕГЭ именно по физике. А значит, чтобы увеличить поток сдающих физику для поступления в вузы, надо начинать работать уже с 7 класса.

В ОГЭ тоже есть задания, которые стабильно выполняют немногие: эксперименты, работа с текстами физического содержания, качественные задачи, расчетные задачи высокого уровня сложности. У 9-классников также отмечаются проблемы с развернутыми ответами, с записью полного решения расчетных задач. В своей презентации Елена Евгеньевна дает примеры заданий ОГЭ, вызывающих трудности у учителей и учащихся.

Несколько докладов на конференции были посвящены инструментам для подготовки к экзаменам. Многие ресурсы для педагогов и учащихся были озвучены в презентации Андрея Смирнова, зам. директора МБОУ «Лицей №40», руководителя экспертной группы Нижегородской области на ЕГЭ по физике. Типичные ошибки в решении задач 2 части ОГЭ по физике рассмотрела учитель физики МБОУ «Лицей №87» Александра Овсянникова. Профессор ННГУ и НГПУ, д.п.н. Ольга Лебедева рассказала о бесплатной физико-математической школе на физфаке университета им. Н.И. Лобачевского. На занятиях она делает акцент на понимание самого предмета, на физические опыты. Ей важно, чтобы дети не просто сдавали экзамен, а понимали эту науку, могли в ней творить и экспериментировать.

Большую работу ИПФ РАН со школьниками и учителями осветили, заведующий отделом ИПФ РАН, член-корреспондент РАН Владимир Кочаровский и заведующий научно-образовательным комплексом ИПФ РАН, к.ф.-м.н. Александр Рейман. Они рассказали о факультете Университета Лобачевского «Высшая школа общей и прикладной физики», который находится на базе института, и научно-образовательном комплексе ИПФ РАН, где обучаются студенты, а также 10-й и 11-й физико-математический класс лицея №40. Также важными направлениями работы со школьниками и учителями являются программа ИОН (Индивидуальное обучение наукам), городские олимпиады по физике и по астрономии, Летняя физико-математическая школа (ЛФМШ), Летняя исследовательская смена и научные десанты в районы в рамках Фестиваля наук, искусств и технологий (ФЕНИСТ).

Заместитель директора ИПФ РАН по научной работе, д.ф.-м.н. Вадим Скалыга рассказал о направлениях исследования института, а также о росте престижа ученых в стране. Он говорил, что мифы о том, что ученые в России мало зарабатывают, давно устарели. Но многие родители просто не знают, какие возможности есть у сегодняшних физиков, и не мотивируют детей идти в науку, на инженерные специальности.

Ректор НГПУ им. Минина к.ф.-м.н. Виктор Сдобняков познакомил участников конференции с работой по подготовке будущих учителей физики, а также с программой повышения квалификации работающих учителей по методике преподавания физики – одной из лучших в стране. Для педагогов есть возможность заниматься наукой, поступать в аспирантуру. Также в прошлом году в педагогическом университете был открыт физико-технологический факультет, который сотрудничает с ННГУ, ИПФ РАН, а также с МФТИ.

Один из руководителей Фонда развития Физтех-школ Айрат Идрисов познакомил собравшихся с проектом «Наука в регионы» и предложил нижегородским школьникам и учителям воспользоваться ресурсами технопарка Физтех-лицея им. П.Л. Капицы в Москве. Там создан самый большой в стране естественно-научный школьный кластер с прекрасно оборудованными лабораториями и кампусом.

В системе дополнительного образования также работает много программ по естественным наукам. А Нижегородская область – один из 16 пилотных регионов, где в рамках проекта «Успех каждого ребенка» созданы центры «Вега» по образцу сочинского «Сириуса». Директор регионального центра «Вега» Ирина Зиновьева пригласила педагогов активнее использовать возможности «Веги» по повышению квалификации, а детей – участвовать в олимпиадах и конкурсах.

На протяжении всей конференции неоднократно подчеркивалась важность преподавания физики в школе. В вузах до сих пор присутствует огромный недобор на технические специальности, тогда как на рынке труда ощущается большой спрос именно на инженеров-разработчиков, конструкторов, физиков-исследователей. Министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков, сам по образованию физик-педагог, сообщил, что нацпроект «Образование», реализуемый с 2019 по 2024 год, безусловно, будет продолжен, а главной задачей нового этапа станет способствование технологической независимости страны. Поэтому вопросы изучения школьниками физики будут в приоритете.

Завершилась конференция экскурсией по лабораториям ИПФ РАН.

Ольга Чупаченко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте