search
main
0

На новом уровне. Специалисты разработали рекомендации по реализации программы распространения проектов энергосбережения в образовательных учреждениях

Собрать специалистов в области энергосбережения со всей России – это задача непростая. И реализовать ее в полном объеме можно только с помощью современных технологий, обеспечивающих возможность онлайн-общения людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Именно благодаря таким технологиям в Москве был проведен ряд семинаров, в ходе которых специалисты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обсудили дальнейшие возможности внедрения энергосбережения в образовательных учреждениях и планы на будущий год.

1-2 октября 2013 года на базе Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России в Московском городском машиностроительном университете (МАМИ) состоялась серия семинаров, направленных на профессиональное обсуждение методических рекомендаций, касающихся распространения современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях. Специалисты в области энергосбережения из всех федеральных округов подвели итоги работы в 2013 году, а также поделились своими разработками, методиками и проблемами в этой области.Организатором мероприятий выступил Северо-Кавказский федеральный университет. Семинары объединили более 1000 специалистов в области энергосбережения из Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Казани, Красноярска, Новочеркасска и Владивостока. Активное участие в мероприятиях приняли не только созданные в прошлом году 8 комплексных центров обучения в области энергоэффективности, но и многие вузы, заинтересованные в проведении такой работы. Причем интерес к семинарам проявили не только представители вузов и органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, но и депутаты, представители органов местного самоуправления, а также бизнеса. И, как оказалось, каждый нашел своих слушателей. Потому что вопросы энергосбережения затрагивают самые различные области – от разработки финансовых и юридических механизмов до решения производственных и образовательных задач.Участники обменялись опытом реализации энергосберегающих мероприятий в различных регионах страны, обсудили теоретические и прикладные вопросы повышения энергоэффективности образовательных учреждений, возможности использования нового энергоэффективного оборудования и материалов, а также те препятствия, которые возникают на пути реализации задач энергосбережения в образовательных учреждениях.Открыл мероприятие Дмитрий Калачев, начальник отдела Департамента управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации, поделившийся с участниками материалами исследований хода реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в образовательных учреждениях на уровне субъектов Российской Федерации. В целом образовательные учреждения активно включились в реализацию энергосберегающих мероприятий. Практически полностью выполнен план реализации беззатратных и организационных мероприятий. То есть все твердо усвоили, что необходимо утеплять окна, не оставлять включенным свет в неиспользуемых помещениях, закрывать краны и форточки.При этом внедрение современных технических решений в области энергосбережения на сегодняшний день идет не столь активно, как хотелось бы. И это понятно, так как они связаны с существенными материальными затратами со стороны образовательных учреждений. И если установить специальные механизмы, запрограммированные на включение и выключение искусственного освещения в соответствии с особенностями светового дня и активностью в использовании помещений, еще не слишком затратно, то серьезная регулировка системы отопления требует существенных материальных и технических вложений. А ведь наибольшие возможности для сбережения энергии заключены именно в повышении эффективности систем теплоснабжения.Кроме того, при всем стремлении к экономии необходимо соблюдать существующие нормы законодательства и СанПиН. Поэтому на сегодняшний день можно сказать, что образовательные учреждения реализовали наиболее простые и малозатратные мероприятия и впереди у них решение более серьезных и технически сложных задач.В рамках серии семинаров директор Центра энергоэффективности ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Антон Петров представил методические рекомендации по корректировке структуры и содержания мероприятий по распространению во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях. В основу рекомендаций легли результаты проведенного специалистами Северо-Кавказского федерального университета анализа качества программно-целевых инструментов, направленных на повышение энергоэффективности в образовательных учреждениях.Участники мероприятия активно включились в обсуждение текущей ситуации и потребностей образовательных учреждений для решения поставленных задач по повышению энергоэффективности. По итогам обсуждения было собрано более 60 предложений по доработке представленного документа.Также пристальное внимание участников привлекли перспективы и возможности применения энергосервисных контрактов в России. Действительно, именно энергосервисный контракт может стать реальной альтернативой финансирования энергосберегающих мероприятий из федерального бюджета. Однако непроработанность финансовых и юридических механизмов заключения такого рода контрактов не позволяет эффективно использовать их для реализации программ энергосбережения.По словам руководителя Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения ФГБУ ИПК Минобрнауки России Владимира Фролова: «Сегодня у некоторых образовательных учреждений уже есть опыт успешной реализации энергосервисных контрактов. Однако пока это только первые ласточки. И наша задача создать такой финансово-правовой механизм, который сделал бы заключение энергосервисных контрактов выгодным для всех его участников».Большой интерес участников мероприятия вызвали доклады научных сотрудников вузов о перспективных материалах, способных обеспечить энергосбережение на новом уровне. Особое внимание привлек к себе доклад доктора технических наук, профессора, директора института биорефайнинга древесины и нанотехнологий в лесном комплексе Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров Эдуарда Акима, представившего вниманию собравшихся перспективные разработки в области создания биотоплива и развития биоэнергетики. Вообще Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров принял самое активное участие в работе семинаров.Еще одной важной проблемой, которая была затронута в ходе проведения серии семинаров, посвященных профессиональному обсуждению современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях, была подготовка ответственных за энергосбережение. Выступавшие отметили, что качество подготовки не всегда соответствует уровню задач, которые приходится решать ответственным за энергосбережение. Тем более что для их решения требуются знания из самых различных областей: финансовой, юридической, технической и управленческой. И чем сложнее задачи, которые стоят перед образовательным учреждением в области энергосбережения, тем более квалифицированным должен быть человек, отвечающий за их решение.По итогам проведения серии семинаров участниками были разработаны рекомендации по реализации программы распространения современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях. Министерству образования и науки Российской Федерации предложено:1. Организовать систему информационного взаимодействия подведомственных организаций по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности.2. Расширить перечень реализуемых проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.3. Разработать методы и меры финансового поощрения подведомственных организаций за внедрение энергоэффективных технологий (особенно при капитальном строительстве).4. Разработать единый механизм реализации энергосервисных контрактов в подведомственных организациях.5. Стимулировать подготовку вузами специалистов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.6. Активно внедрять ведомственный стандарт администрирования процессов повышения энергоэффективности.Кроме того, участники мероприятий выделили целый ряд ключевых проблем, которые сдерживают развитие энергосбережения и энергоэффективности в образовательных учреждениях. В числе наиболее значимых были названы недостаток мотивации, информации, опыта финансирования проектов и недостаток организации и координации.И решение этих вопросов должно быть безотлагательным, так как в будущем году перед образовательными учреждениями стоят весьма амбициозные задачи. При этом очень важно, чтобы и сами образовательные учреждения перешли от потребительского отношения к развитию систем мотивации к деловому. Ведь сэкономленные в результате эффективного внедрения энергосберегающих мероприятий средства могут распределяться по усмотрению самого образовательного учреждения в том числе и на решение мотивационных вопросов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте