Жизнь полна неожиданностей. Я уже приготовилась углубиться в проблему дефицита преподавателей в ссузах, когда Владимир Малеков, главный специалист по СПО Министерства образования и науки Нижегородской области, сказал: “А у нас этой проблемы нет”.
Кому как не Владимиру Михайловичу, проработавшему в этой системе 20 лет, знать все беды и успехи нижегородских техникумов и колледжей. “Проблемы текучести кадров у нас нет, – говорит он. – Единственная сложность – недостаток преподавателей спецдисциплин в некоторых учебных заведениях. Например, в Нижегородском радиотехническом колледже (бывший радиотехникум) требуются электронщики с высшим образованием, а в автотранспортном техникуме необходимы специалисты на “Техническое обслуживание и ремонт автомобилей”. Причина общеизвестна – дело в зарплате. Средние специалисты, не говоря уж о профессионалах высокого класса, всегда найдут работу, которая оплачивается в 3-4, а может, и в 10 раз выше, чем в учебных заведениях.
Средняя зарплата преподавателей ссузов – около 2000 рублей. Но есть учебные заведения, которые имеют возможность больше платить своим педагогам. И не только в виде зарплаты. Например, Перевозский строительный колледж оплачивает преподавателям все коммунальные услуги, электроэнергию, санаторное лечение. Созданные непосредственно при колледже предприятия выпускают колбасы, хлеб, овощи, и эта продукция реализуется сотрудникам колледжа по цене в два раза ниже обычной.
Зная о некотором дефиците учителей иностранного языка, истории, словесников в школах, мне как-то не особо верилось в полное отсутствие этой проблемы в среднем профобразовании. Решив проверить это на конкретном примере, я абсолютно наугад ткнула пальцем в телефонный справочник. Выбор пал на Нижегородский строительный техникум. Ответила мне зам.директора по учебной части Альбина Кашицына. “А мы сами выращиваем преподавателей, – сказала она. – Это как раз одна из традиций нашего техникума. Секрет того, что у нас нет текучки кадров, прост. Все наши преподаватели-специалисты, в том числе и уже пенсионного возраста, – выпускники нашего техникума”.
Среди преподавателей общеобразовательных предметов НСТ дефицита не наблюдается уже длительное время. Даже если и образуется какая-то вакантная должность, то здесь могут выбирать и на конкурсной основе – обычно дается объявление в газеты. Раньше приходили в основном пенсионеры, сейчас – люди среднего возраста. Это связано с тем, что техникум тесно сотрудничает со службой занятости, а там в настоящее время основной контингент – женщины 35-45 лет с высшим образованием.
Преподаватели спецдисциплин НСТ – большей частью выпускники нижегородских вузов. Но сначала практически все они закончили строительный техникум. Здесь еще в ходе учебы обращают внимание на студентов, которые не только учатся на “хорошо” и “отлично”, но обладают организаторскими способностями, владеют навыками правильной речи, достаточно воспитанны. Лучшие выпускники техникума могут поступать сразу на третий курс архитектурно-строительного университета по трем специальностям – это возможно благодаря заключенному с вузом договору о взаимном сотрудничестве. Получив высшее образование, молодые специалисты, с которыми техникум также заключил соглашение, возвращаются в свою альма-матер уже преподавателями.
Сложности, сетует Альбина Алексеевна, в методике преподавания. Из педагогического приходят действительно учителя. А вот специалисты, инженеры подчас очень хорошо знают свое дело, но не могут научить этому других, потому что не умеют. И тогда в техникуме действует еще одна, ставшая традицией, система. Каждый вновь пришедший в качестве преподавателя молодой специалист проходит “Школу педагогического мастерства”. В техникуме она действует с первого дня в течение всего года. Там занимаются отдельно с молодыми и не очень молодыми – по возрасту и по стажу работы.
Из 75 штатных преподавателей совсем молодых – 30, уже вышедших на пенсию – 25, остальные – предпенсионного возраста, получается, что средний возраст педколлектива строительного техникума сейчас около 50 лет. Однако коллектив постепенно омолаживается, за последние пять лет к нам пришли 12 молодых преподавателей. Их и ставим рядом с ветеранами, чтобы учились, набирались опыта. Чем привлекаем молодежь? Зарплата – как у всех. Но, наверное, кроме материального стимула, есть еще и моральные… – рассуждает Альбина Алексеевна. – Честно говоря, я их заинтересовываю работой. Здесь есть возможность роста карьеры. Заместителями директора, заведующими отделениями работают люди уже предпенсионного возраста. Так или иначе они уйдут, поэтому руководителя лучше вырастить своего.
Есть возможность заниматься научной работой, пожалуйста, а если потребуется, то профинансируем обучение. В прошлом году три молодых преподавателя НСТ поступили в аспирантуру, и сейчас на выходе две кандидатские диссертации”.
В этом направлении администрация техникума не ошиблась, потому что, как оказалось, научный потенциал (база техникума + база вуза + опыт работы) очень высок. Не в каждом техникуме преподаватели пишут и издают учебные пособия, по которым обучаются все строители.
Позаботилась администрация о лицензии на дополнительно-образовательную деятельность, а значит, у преподавателей – профессионалов своего дела – есть возможность на базе техникума организовать различные подготовительные курсы. По договору со службой занятости желающие могут здесь получить профессию столяра, плотника, маляра-штукатура. Вроде бы по-разному заинтересовывают педагогов в Нижегородском строительном техникуме, а сводится все к одному – к работе.
– Вот научатся у вас молодые всему, чему можно, получат степени, звания и уйдут преподавать в вузы? – пугаю Альбину Алексеевну.
– Не уйдут они никуда от нас, – смеется она. – Потому что уходили. И все-таки возвращались!
Ирина МАЛИНИНА
Нижний Новгород
Комментарии