Во всех сферах жизни события сменяются с такой скоростью, что иногда мы не успеваем осознать значение этих перемен и оценить их важность влияния на день завтрашний. Отчасти хранить в памяти прошлое и знакомиться с проектами будущего нам и помогают музеи. Есть разные по степени известности и популярности хранилища раритетов. Но дело не в популярности этого храма памяти, а в том, какую смысловую аккумулирующую нагрузку он в себе несет. Даже маленькая экспозиция не только рассказывает об эпохе, времени, но всегда выступает в роли активного стратегического ресурса. Музей московского образования вошел как подразделение в Московский городской Дом учителя совсем недавно. Да и создан он был только в 2005‑м.
Москва прихорашивается, меняется, наполняясь новыми, современными содержанием и интерьером. Такой музей очень важен для города. Ведь, опираясь на традиции прошлого, в XXI веке Москва создает уникальную систему образования. Складывается новая биография российской школы. И у музея образования открываются большие возможности и в плане сохранения истории нашего образования, наших достижений, и в плане отражения событий сегодняшнего дня.
Московский музей образования расположен в старинном купеческом особняке в объединенной охранной зоне южной части исторической Москвы, в заповедной зоне Замоскворечье. Памятник истории и культуры федерального значения (находится под охраной государства) «Дом жилой (палаты) конца XVIII-XIX вв.» с восстановленными реставраторами фасадами и интерьерами купеческой усадьбы Ленивовых в Вишняковском переулке, дом 12, представляет собой сегодня интересное место и как живой свидетель жизни московского купечества, и как пример возможности активного участия подлинного старинного дома в современном образовательном процессе…
Музейное дело стремительно срастается с образовательными, воспитательными, культурными запросами современного общества. Яркой иллюстрацией этого процесса является совместная программа департаментов культуры и образования «Урок в музее», успешно реализуемая Московским центром музейного развития. Наш музей еще очень молод, но стремится наглядно отразить все самое ценное из того, что существует в системе московского образования. Постепенно формируются фонды музея. Сегодня в фондах хранится более трех тысяч исторических документов и предметов, иллюстрирующих развитие московского образования. Эти документы позволяют организовать интереснейшие и полезные экспозиции и для учителей, и для учащихся, студентов. Ведь формирование новых педагогических систем всегда идет через анализ прошлого опыта. Мы же свой опыт еще только накапливаем, но очень стараемся. Ежедневно в музее проводятся экскурсии, интерактивные театрализованные программы, концерты и спектакли коллективов художественной самодеятельности Дома учителя.
С 2017-2018 учебного год Музей образования реализует новую театрализованную образовательно-развлекательную программу-путешествие «Московский первоклассник». А в путешествие первоклассники отправляются вместе с настоящими актерами. За первые две недели этого учебного года «Путешествие на машине времени в XIX век» совершили 306 первоклассников и 50 взрослых сопровождающих (учителей и родителей). Все посетители отметили насыщенность программы интересными познавательными моментами, например учились писать пером и чернилами. Мы воссоздали интерьер (или части его) школы прошлого. И уроки в этом интерьере ведут настоящие классные дамы. А старые парты оказываются вне конкуренции с современной школьной мебелью.
Запись желающих попасть на экскурсионную программу «Московский первоклассник» идет полным ходом! А встречает всех пришедших в музей Михаил Васильевич Ломоносов. Узнаете? На базе музея уже несколько лет активно работает Московская Макаренковская ассоциация. Регулярно проходят «Макаренковские среды» с участием членов правления Московской Макаренковской ассоциации. Также регулярно проводятся международные конференции, посвященные развитию педагогической теории А.С.Макаренко. В этом году конференция прошла с участием ученых-педагогов из Италии и многих городов России. Музей развивается и как культурная площадка. Здесь постоянно проходят спектакли коллективов художественной самодеятельности МГДУ, работают лектории для молодых педагогов, постоянными стали выставки московских живописцев-педагогов.
Музей уже может гордиться отзывами тех, кто успел побывать здесь.
– Прекрасный насыщенный музей, в котором будет интересно и взрослым, и детям. Есть экспозиции, посвященные истории образования, рассказывающие о событиях Великой Отечественной, но и о современности не забывают. Экскурсии крайне интересные, особенно посвященная Антону Семеновичу Макаренко. Для специалистов нередко проводятся семинары и чтения, – говорит Александр Ярцев.
– Очень необычный и интересный музей. Он ознакомил меня с истоками и развитием образования в России. В нем все хорошо продумано, каждый экспонат рассказывает об определенном этапе становления и распространения грамоты на нашей необъятной территории, какие трудности преодолевались, как менялась письменность. Сколько же труда и желания было вложено меценатами, крупными российскими учеными в улучшение и совершенствование качества обучения! Мне было очень приятно видеть парту, за которой я когда-то училась читать и писать. А школьная форма вызвала теплые и радостные воспоминания. В ней в свое время я с удовольствием посещала школу. Спасибо, что предоставляете столько полезной информации о первых школах, университетах, реформах образования! Это всегда было полезно и необходимо, чтобы разрешать простые или сложные вопросы в нашей нелегкой скоротечной жизни, – отмечает Нина Воробушек.
В настоящий момент Музей московского образования работает над концепцией новых экспозиций.
Всякое новое и непривычное дело сопряжено с трудностями. Но мы чувствуем огромную ответственность перед городом и стараемся создать музей, отражающий творческий поиск образовательной системы Москвы. В ближайшем будущем посетители музея получат возможность ознакомиться с авангардными тенденциями в области преподавания и педагогики на примере московской системы образования. Музей московского образования – место, где сегодня на наших глазах прошлое встречается с будущим.
Наша аудитория – ученики, учителя, студенты – будущие педагоги, родители, все, кто живет в ритме мегаполиса с богатейшей историей и традициями и пребывает в пространстве непрерывного образования.
Лариса ЧЕРНИЧЕНКО
Комментарии