Тема: «Времен связующая нить…». Сравнительный анализ оды Гавриила Державина «Снигирь» и стихотворения Иосифа Бродского «На смерть Жукова».
После биографического и исторического комментариев сложная для восприятия современного читателя ода становится понятной, усиливается ее торжественное и горестное звучание. читают оду «Снигирь». Всем ли понятна лексика XVIII века? Наши историки могут сделать необходимые пояснения.Прежде чем прозвучит стихотворение «На смерть Жукова», хотелось бы вспомнить факты биографии прославленного русского полководца XX века. подготовили справку, им слово. читают стихотворение Бродского. Историкам предлагается прокомментировать устаревшую и специальную лексику.По плану семинара каждая группа получила свое задание. расскажут о том, кто из русских художников запечатлел на своих полотнах поэтов – Державина, Бродского, полководцев – Суворова, Жукова.
Общедидактическая цель: организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.
Цели для учащихся:
– обогатить свою память знаниями о русской литературе, истории, живописи;
– развивать умение производить анализ поэтического текста;
– научиться устанавливать связи между фактами и произведениями искусства.
Планируемый результат
Учащиеся самостоятельно находят сведения о русских поэтах и русских полководцах, выявляют черты сходства и различия между поэтическими текстами, готовят выразительное чтение стихов, подбирают репродукции картин русских художников, отвечают на проблемные вопросы.
Форма организации образовательного процесса: семинар.
Оборудование урока:
– портреты поэтов и полководцев;
– репродукции картин русских художников;
– мультимедийные средства.
Задания группам учеников
Общее задание для биографов, историков, искусствоведов, чтецов, группы технической поддержки:
«Для гостиной своего петербургского дома министр юстиции Г.Р.Державин заказал портрет. Хозяин дома изображен на фоне снегов, освещенных зарей; со скалы низвергается водопад. Как было принято в XVIII веке, эта картина – аллегория, и каждая деталь имеет значение. Подпись по-латыни поясняет, что изображают розовый восход, скала и белизна снегов.
Каким хотел остаться в памяти потомков Державин? Какие три качества ценил в себе поэт? Что обозначают аллегорические образы на портрете?»
Биографы
1. Составить словарную статью (150-200 слов) с описанием жизни и творчества поэта, указав основные факты жизни и творчества.
2. Ответить на вопросы:
– что в биографии Г.Р.Державина и И.А.Бродского поразило вас?
– какие черты личности сближают этих поэтов?
Историки
1. Составить словарную статью (150-200 слов) с описанием жизни великого русского полководца, указав основные факты воинской карьеры.
2. Назвать устаревшую и специальную лексику в оде Г.Р.Державина «Снигирь» и стихотворении И.А.Бродского «На смерть Жукова», дайте толкование слов.
Литературоведы
1. Какие основания для сравнения двух поэтических текстов вы можете назвать?
2. Почему именно образом снегиря начинается и заканчивается стихотворение, посвященное памяти великого русского полководца?
3. Почему в названии оды Державина мы читаем «Снигирь» вместо привычного «Снегирь»?
Искусствоведы
Кто из русских художников запечатлел на своих полотнах русских поэтов Г.Р.Державина, И.А.Бродского, русских полководцев А.В.Суворова и Г.К.Жукова?
Чтецы
1. Прочитать стихи наизусть.
2. Что может считаться связующей нитью между веками?
Группа технической поддержки
1. Какие черты личности сближают двух великих полководцев – А.В.Суворова и Г.К.Жукова?
Ход урока
1. Организационный этап
Учащиеся рассаживаются по группам: биографы, историки, литературоведы, чтецы, искусствоведы, группа технической поддержки.
2. Этап проверки домашнего задания и подготовки к работе на основном этапе
Учитель: Сегодня, сравнивая поэтические тексты Г.Р.Державина и И.А.Бродского, мы попробуем установить связь между XVIII и XX веками. Эпиграфом к теме исследования могут служить бессмертные строки А.С.Пушкина:
О, сколько нам открытий
чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Надеюсь, что в ходе нашей совместной работы каждый из вас сделает свое, пусть небольшое, открытие.
Перед вами план разбора лирического произведения (см. приложение), он станет для нас ориентиром в работе. Кроме того, каждая группа получила свое задание. Первое знакомство со стихами у нас уже состоялось, сегодня мы учимся сравнивать.
3. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель: Итак, ода Гавриила Романовича Державина «Снигирь». Необходим биографический и фактический комментарий. Слово о поэте скажут биографы.
Учитель: А что знаем мы об А.В.Суворове? Слово о полководце говорят историки.
После биографического и исторического комментариев сложная для восприятия современного читателя ода становится понятной, усиливается ее торжественное и горестное звучание. Чтецы читают оду «Снигирь». Всем ли понятна лексика XVIII века? Наши историки могут сделать необходимые пояснения.
Перенесемся в XX век. Иосиф Александрович Бродский пишет стихотворение «На смерть Жукова», где в заключительных строках мы читаем: «Бей, барабан, и, военная флейта, громко свисти на манер снегиря». Случайно ли, спустя более 170 лет, появились эти строки?
Обратимся к фактам. Что могут сказать биографы о Бродском?
Прежде чем прозвучит стихотворение «На смерть Жукова», хотелось бы вспомнить факты биографии прославленного русского полководца XX века. Историки подготовили справку, им слово.
И к Суворову, и к Жукову судьба не всегда была благосклонна, но жизнь полководца XX века наполнена большими драматическими событиями, поэтому усиливается трагизм звучания в стихотворении Бродского. Послушаем чтецов.
Чтецы читают стихотворение Бродского. Историкам предлагается прокомментировать устаревшую и специальную лексику.
Учитель: Какие, на ваш взгляд, черты личности сближают поэтов – Державина и Бродского?
Пришло время послушать литературоведов. Безусловно, перед ними стояла самая трудная задача: сравнительный анализ поэтических текстов. Сделать анализ кратко, обратить наше внимание на самое главное.
По плану семинара каждая группа получила свое задание. Искусствоведы расскажут о том, кто из русских художников запечатлел на своих полотнах поэтов – Державина, Бродского, полководцев – Суворова, Жукова.
(Предполагаемый ответ: сообщение о картинах – И.Репина «Пушкин на лицейском акте», В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», П.Корина «Портрет маршала Жукова».)
Учитель: Все группы, кроме литературоведов, получили одно общее задание: ответить на проблемный вопрос. Послушайте это задание (см. выше).
(Предполагаемый ответ. Подпись по-латыни поясняет: «Правосудие изображается скалой, пророческий или поэтический дух – розовым восходом, верное сердце – белизной снега». Сегодня это верность закону, незамаранная честь, принципиальность, поэтический дар и искренность, чистота помыслов.)
Учитель: Таким хотел остаться Державин в памяти потомков. Не правда ли, очень современны и востребованны эти качества сегодня? Мы многое узнали о наших выдающихся соотечественниках, давайте попробуем определить, какие черты объединяют личности русских полководцев – Суворова и Жукова, русских поэтов – Державина и Бродского, русских художников – Репина, Сурикова, Корина?
4. Этап подведения итогов
Учитель: Итак, сегодня на семинаре мы еще раз вспомнили, что подразумевает задание «литературоведческий анализ текста», попытались провести сравнение поэтических текстов, установить связь между веками.
Что же может считаться связующей нитью между веками?
(Предполагаемый ответ: родной язык как средство передачи знаний, память поколений людей, знание истории своей страны, знание литературы и других видов искусства и др.)
Учитель: Вопросы факультативного занятия исчерпаны. Все группы подготовились хорошо.
5. Этап рефлексии
Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Какое открытие вы сделали сегодня, какой урок вынесли для себя? Запишите свой краткий ответ.
Екатерина ЛОБАЧЕВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора средней школы №70, победитель XII конкурса «Сто друзей», Киров
Приложение
План разбора лирического стихотворения
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения.
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умолчанию.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, эпитет.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: перифраза, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлаботоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишие, трехстишие, четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие, сонет, онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Комментарии