search
main
0

На любовь свое сердце настрою…. Системный подход к формированию взаимоуважения и толерантности в многонациональном классе

Свой бывший 11-й «Б» класс, о котором могу говорить много и с любовью, я взяла пятиклашками в далеком сентябре 2003 года, когда «кленовый лист светился, как звезда» и я мечтала о тихом и спокойном счастье, а дети, для которых я должна была вновь стать «мамой», были маленькие, милые и при этом бесконечно заводные. Через неделю стало понятно, что тихого и спокойного счастья не существует в природе, что работы у меня через край, а вопросы множатся…

Пятый класс – сложный в жизни младших школьников, когда дети оказываются в другой, по сути, среде обитания, с другими учителями, в других социально-пространственных условиях. Ситуация осложняется и отсутствием опыта общения. Классному руководителю нужно уметь спрогнозировать и увидеть проблемы, продумать, что делать дальше, помочь детям скорее адаптироваться с минимальными потерями предыдущих достижений в учебе, развивать коммуникативные связи.Проблемы, о которых я пишу, есть у каждого классного руководителя.Сначала было немножко детского доносительства и жалоб друг на друга. Я это очень не люблю, никогда не поощряю, сразу даю понять, как отношусь к разговорам за спиной, и дети быстро осознают, что это не принимается и не проходит. Было немножко воровства, первой жертвой по незнанию стала я. С этой проблемой справились быстро – ребенок оказался честным приобретателем чужих денег и вещей без спроса, сразу признавался во всех грехах, и эта потенциальная беда нас миновала… Были группировки по очень типичным признакам, от гендерных – девочки и мальчики – до статусных – отличники и двоечники… Ничего удивительного, ничего нового.И все же новое было. И это стало впоследствии одним из главных определяющих принципов моей работы с этим классом, стержнем моей системы. В классе оказалось много нерусских детей, беженцев из Абхазии, из зоны военного конфликта….Грузино-абхазская война 1992-1993 годов имела огромные последствия для постсоветского пространства. Эта война блокировала важнейшие транспортные артерии, существенно затруднив сообщение между Россией и Закавказьем. Эта война сделала абхазский вопрос главным в политической повестке дня Грузии и стала важнейшим препятствием для развития российско-грузинских отношений. Такую оценку дали этому событию политики, историки, журналисты.Я дала свою оценку – материнскую, женскую, учительскую…Передо мной оказалось 11 детей – ровесников военного времени, потерявших свой дом, свою родину, вывезенных родителями в Сочи, спасенных от безумства. За 3 дня августа 1992 года из Абхазии в Россию были вывезены 15 тысяч человек, среди которых были и они, уже родившиеся и еще нет. Некоторым довелось прийти в этот мир в нашем городе.У одного из любимых моих поэтов, Иосифа Бродского, в стихотворении «Письмо сыну» есть такие строки:Сын! Если я не мертв, то потомучто знаю, что в Аду тебя не встречу.Апостол же, чьей воле не перечу,в Рай не позволит занести чуму.У меня в классе оказались 11 детей, к которым могли быть обращены эти стихи тогда, в год их рождения, 1992-й, в год их изгнания. В их детский, светлый, ангельский рай не должен был попасть возбудитель чумы войны и смерти, чумы безумия и братоненавистничества, разрушающий психику, озлобляющий и уничтожающий человеческое в человеке.11 человек. Кто они, эти дети? Грузины, абхазы, сваны, мингрелы, армяне. И что интересно, девять человек – из села Ганахлеба Гульрипшского района Республики Абхазия! Между всеми этими детьми было исключительное братство. Все их объединяло: родной язык, война, судьба, одинаковые горькие потери, неожиданная смена места жительства и родной страны, древние традиции кавказских народов, родители, знавшие друг друга с детских лет, выросшие в одном селе.Это была особая группа детей, рано повзрослевших, не видевших военных событий, но четко знавших о войне и о том, как сломала она жизни их родных людей, лишила их близких, забрала возможность и право жить на родной земле. Их имена для меня до сих пор звучат как удивительно красивая грузинская музыка: Акакий, Баграт, Леван, Зураб, Имеда, Натия, Назико, Ираклий, Нукрий, Мариам, Майико…Кроме того, в моем классе были пятеро детей армянской национальности – Мелик, Сурен, Сергей, Альберт и Вика – и не так уж много русских – Ирина, Елена, Олег, Ярославна, Юлия, Анастасия, Петр, Никита, Дмитрий.Вот такой полиэтнический класс как зеркальное отражение полиэтнической России.Все это мне необходимо было учитывать, выходя в долгий путь формирования группы единомышленников – дружных, порядочных и надежных детей, не отягощенных никакими национальными проблемами, свободных от предвзятого отношения друг к другу.Пятый классПервый год своего общения с самым любимым моим классом я начинала со знакомства с семьями, с родителями. Мне нужно было понять, что главное в воспитании этих детей, какие ценности главные в их семьях. Были родительские собрания. Были совместные праздники, поздравления родителей, выступления с концертами, серьезные разговоры о необходимости учиться, о взаимоотношениях в семьях и о роли родительской любви в правильном воспитании ребенка.Я не могу сказать, что это было просто. Воспитанные люди, родители слушали меня, соглашались со всем, но я чувствовала, что понимания пока нет. И все же к концу года я поняла, что стало значительно теплее, пришли легкость в общении, уважение друг к другу, желание быть рядом.К сожалению, этого нельзя было сказать о ситуации в России и в мире. Проблема национальных отношений в России есть, иначе просто и быть не может. Это предопределено уже тем, что мы одна из самых многонациональных стран мира. Более 150 национальностей насчитывает население России, самых крупных народов – 7, среди них самые большие по численности – русские и татары. Каждая нация имеет не только свой язык, здесь общность происхождения людей, их историческая судьба, духовные ценности, культура, традиции, национальная память. Главная черта этнической географии России – чрезвычайная перемешанность народов при преобладании русских в большинстве регионов.Для русского народа никогда не было характерно пренебрежительное, высокомерное отношение к другим народам. Русские, живя рядом с другими народами, смешивались с ними, перенимали их навыки и умения и в свою очередь передавали им все, чем владели сами. Эти традиции надо продолжать. Добрососедские отношения между народами – необходимое условие нормального существования и успешного развития России.В мире не одна Россия многонациональна. Очень пестрый национальный состав в США, в Индии, Индонезии, Нигерии, Кении, странах Латинской Америки. Мой класс стал капелькой огромного многонационального мира людей, и моих маленьких и таких разных представителей своих народов и культур нужно было объединять, сближать, делать такими, когда ближе не бывает…Шестой классВторой год мои подопечные активно осваивали Сочи и его окрестности. Мы смогли побывать везде, увидеть все, мы ездили в театр и в музеи, гуляли по городу, смотрели фильмы, были в цирке, у елок на городских площадях. Кроме того, мы взялись создать на территории своего пришкольного участка зону отдыха. Главной задачей стало высаживание деревьев, кустарников, цветов, пальм. Процесс оказался долгим, не всегда благодарным, но дело было доведено до конца. Пустой, залитый водой каменистый и глинистый участок преобразился с появлением здесь сосен и кленов, спиреи и роз.Мне нужно было добиться, чтобы ребята были вместе, чтобы их объединяло общее дело, чтобы им было комфортно и радостно, и этот год трудов и путешествий принес свои плоды.Седьмой и восьмой классыМоим детям уже по 13-14 лет, они явно взрослеют, и моя программа действий предусматривает более серьезные цели.Назовем этот раздел программы так: «Мой класс знакомится с культурой Грузии». Итак, как уже было сказано, в моем классе всего 25 детей, из них грузин – 11, русских – 9, армян – 5. Удивительно: в российской школе в среднестатистическом классе русских – 9 человек из 25, или 36%. Не очень много, и такая ситуация у нас практически во всех классах.Приходилось поначалу мириться с тем, с чем, казалось, невозможно было сражаться вообще: ежеутренние поцелуи всех нерусских мальчиков друг с другом, постоянные рисунки грузинских флагов на обложках дневников, учебников и тетрадей, неожиданные детские выкрики на уроках о Тбилиси и президенте Грузии. И постоянная грузинская музыка тоже была в кабинете, и видеоклипы в телефонах с грузинскими храмами, грузинской природой, и грузинская речь… Противостоять этому было бы глупо. Разные у меня были мысли, часто противоречивые. Особенно когда слышала об уме и порядочности грузинского президента, о его достойных качествах, его исключительной роли в развитии своей маленькой страны. Это были мысли взрослых, родителей моих детей, какие озвучивались дома ежедневно. И кто из нас возьмется это осуждать? Не знаю… Никто.Я пыталась уйти от осуждения, пыталась понять.И поняла, что моя задача сложна, но выполнима: нужно найти что-то, что моим детям дорого на генном уровне, на уровне подсознания, что передано им навечно и будет передано ими дальше. И тоже навечно. Мне нужно было рассказать о культуре, обычаях, традициях, известных людях Грузии, помочь найти выход горькой, но сильной любви моих маленьких грузин к родине, иначе эмоции разрушат все и всех…Я давала задания рассказывать на классных часах о своих семьях и традициях, о национальных костюмах и любимых блюдах с демонстрацией того и другого. Мы начали проводить вечера. Собирались вместе и говорили обо всем…На Новый год мальчишки пришли в бурках, в каких-то свалявшихся мохнатых шапках, при холодном оружии и горячем желании танцевать грузинские танцы. Это было и вправду горячо!Девчонки принесли огненно-острые блюда из фасоли, разного рода выпечку, особенно хорошо пошли хачапури, что вызвало настоящую радость у их авторов. Хачапури сопровождали нас до 11-го класса, до выпускного вечера.А потом пришло время бесед, душевных разговоров. О художнике Нико Пиросманишвили, о  Тимуре Апакидзе, командире единственного в России полка военно-морской авиации, базирующегося на единственном в России авианесущем крейсере «Адмирал флота Н.Кузнецов», об Анзоре Хубутия, главном враче Института скорой помощи имени Н.В.Склифосовского в Москве, о  Булате Окуджаве и его стихах, о Тамаре Гвердцители, грузинской певице, о грузинском кинематографе, об удивительных и трогательных микрофильмах с участием Баадура Цуладзе, о Михаиле Калатозишвили, знаменитом Михаиле Калатозове, режиссере фильмов «Летят журавли», «Красная палатка», «Валерий Чкалов». Так, по крупицам, по капельке, не один год, собирали мы образ Грузии и ее народа, говорили о том, что маленькая страна дала нам великих людей, прославивших и свою родину, и Россию.А потом было главное. Потом у нас было знакомство с уникальной женщиной, живущей в Сочи. Я нашла ее благодаря газете «Черноморская здравница», где была большая статья с рассказом о жизни и нравственных принципах этой удивительной грузинки. Это произошло 24 декабря 2008 года. Классный час «А иначе зачем на земле этой вечной живу?..» отчетливо дал понять: дети мои – это группа соратников, сплоченных, дружных, добрых, толерантных и понимающих смысл того, что мы делаем.Сценарий классного часа «А иначе зачем на земле этой вечной живу?..»Цель: создание условий для формирования и развития патриотизма, осознания необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей, улучшения психологического климата в классе с многонациональным составом.Задачи: 1. Ознакомить школьников с удивительной судьбой удивительной грузинской женщины Норы Ираклиевны Лепсверидзе.2. Сформировать у детей нравственное представление о необходимости любви к своей малой родине, о толерантности по отношению к людям других национальностей.Оборудование: слайды, музыкальные фрагменты.Классный руководитель: …Для человека национальностьи не заслуга,и не вина.Если в стране утверждают иначе,значит,несчастная эта страна.Эти стихи Роберта Рождественского определяют содержание нашей сегодняшней встречи. О чем пойдет речь? Какую проблему мы будем обсуждать, касается ли она каждого из вас? Ответы очевидны: проблема межнациональных отношений, умение жить в согласии, понимание особенностей и традиций, обычаев и культуры народов разных национальностей, воспитание в себе толерантного отношения к людям, какой бы национальности они ни были.Наш класс многонациональный. Можно даже утверждать, что в классе есть диаспора, которую составляют ребята из Абхазии, их 11 человек. Это грузины, сваны, мингрелы, абхазы, армяне. Все они оказались вне страны своего происхождения, вне своей родины. Всех их судьба привела в нашу школу, более того, они попали в один класс. Наш класс.Кто мы? Какие мы? Как нам живется? Как чувствуют себя в нашем классе ребята других национальностей? Давайте посмотрим презентацию, подготовленную вашими одноклассниками. Демонстрация презентации – знакомство с классом. Беседа с гостьей классного часа.Классный руководитель: Сегодня у нас в гостях необычная женщина, настоящая грузинка, Нора Ираклиевна Лепсверидзе, депутат городского собрания, почетный гражданин города Сочи, награжденная знаком отличия «За безупречную службу городу», победительница конкурса «Женщина города Сочи» в номинации «Женщина – общественный и политический деятель», президент клуба друзей «Дороже всех титулов – доброе сердце», единственный в городе заслуженный работник торговли России.Назико Габуния, ученица: У поэта Булата Окуджавы есть стихи, которые мы хорошо знаем и любим. Одно из таких стихотворений я посвящаю сейчас Норе Ираклиевне (читает стихотворение «Грузинская песня»). Нора Ираклиевна, пожалуйста, расскажите нам о своей жизни, о чем вы мечтали, чего хотели, получилось ли то, что вы задумывали? И наш главный вопрос: пришло ли к вам понимание того, зачем человек живет на этой вечной, как сказал поэт, земле?Нора Лепсверидзе отвечает на вопросы. Фрагмент ответа: «Теперь постараюсь ответить на ваш главный вопрос, ребята. Да, я могу сказать, зачем на земле этой вечной живу. Для того чтобы видеть и изменять к лучшему мир, для того чтобы работать и жить в любимом и родном Сочи, чтобы мой город, наш с вами город, стал еще красивее, еще гостеприимнее. Живу для своих друзей. Живу для своих близких людей. Хочу радовать всех тех, кого люблю. Хочу дарить добро тем, кто приходит ко мне как к депутату, кто очень нуждается в моей помощи. Хочу увидеть Сочи в дни Олимпиады-2014, гордиться им, гордиться нашей страной». Полностью ответы даются в дополнительных материалах к статье на сайте «Учительской газеты».Имеда Кварацхелия, ученица: Нора Ираклиевна, мы с Еленой Николаевной, нашим классным руководителем, готовясь к этой встрече, спросили тех, кто работает с вами, какая вы, что в вас самое главное. Нам рассказали о вас столько хорошего, что трудно было даже сразу на чем-то остановить свой выбор. И мы придумали плакат, он на доске. Посмотрите на него, пожалуйста (на доске акростих):Надежна, честна,Остроумна, весела,Радушна, добра,А еще – красива и умна…Эти добрые слова сказали о вас люди, много лет работающие с вами. И нам было приятно, мы хотели встретиться с вами поскорее.Нора Лепсверидзе: Спасибо, мои дорогие, я первый раз получаю такой необычный и очень дорогой подарок.С удовольствием отмечаю, сколько в вашем классе детей, близких мне не только по национальности, но и по духу. Вижу, что между вами дружба, понимание, любовь, согласие. Я это ощущаю, это тепло наполняет ваш класс, ваши сердца. Желаю вам оставаться такими всегда. Добрые и воспитанные люди всегда уважаемы, всегда востребованы в обществе. Мы же стремимся быть цивилизованной страной, в которой все народы, все нации одинаково ценятся, имеют равные права и возможности. Пусть так будет всегда.Я тоже привезла вам подарки на память о нашей встрече. Каждому – по энциклопедии. А еще каждый из вас получит мой сладкий подарок. Добра всем вам, мои дорогие дети!Ответы на вопросы и пожелания участников встречи гостям и друг другу (эти материалы также выложены на сайт «Учительской газеты»).Несколько слов о кроссенсеПримечание: в тексте использованы размышления Марины Никоарэ, учителя истории и обществознания средней школы №30 города Вологды, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011» (см. «Учительская газета»: http://www.ug.ru/method_article/214).Кроссенс – хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить «повесть временных лет» образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.Кроссенс – это головоломка, нетрадиционная форма проверки знаний по обсуждаемому вопросу, проблеме, теме.Я применила этот метод на классном часе. Как уже было сказано, довольно долгое время мы с ребятами говорили об интересных людях – грузинах, ставших известными не только в своей стране, но и далеко за ее пределами.Готовя головоломку о Н.Пиросмани, я не сомневалась, что мои дети непременно вспомнят все, что они знают о художнике и его не совсем счастливой судьбе.Работа с кроссенсом способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией, что очень важно для современного школьника. Толкование кроссенса – в дополнительных материалах на сайте «Учительской газеты».Классный руководитель: Ребята, пришла пора расставаться. Давайте напоследок скажем друг другу главное, пожелаем доброе и хорошее…Натия Кварацхелия, ученица: Дорогая Нора Ираклиевна, спасибо вам. Желаем вам здоровья и радости, спокойного сердца и любви, пусть рядом будут ваши друзья, пусть поддерживают всегда своим теплом близкие люди.Нора Лепсверидзе: Ребята, спасибо за все. Я очень надеюсь, что эта наша встреча не последняя, что мы будем дружить с вами. Звоните мне, приезжайте ко мне в офис, приглашайте к себе на праздники. Я постараюсь быть с вами, дождаться вашего выпуска из школы. Всем – счастья, успешной учебы, умения дружить, быть добрыми. Нора Ираклиевна Лепсверидзе сделала главное, чего я так ждала от ее прихода к детям, – показала, что национальные проблемы в головах тех, кому нужно их создавать, но не в сердцах людей, принадлежащих разным нациям. Как же помогла мне эта и последующие встречи с Норой Ираклиевной!Все в классе у нас пришло в норму. Каждый понял свою значимость, свою роль в коллективе, свою индивидуальность, которую ценят, замечают, уважают. До самого выпуска наш класс участвовал во всех интересных делах школы, в соревнованиях и конкурсах, спартакиадах и концертах, непременно занимая первые места, постепенно становясь предметом школьной гордости, символом надежности и умения всегда и все делать вместе и качественно.К нам приходили интересные люди, которые рассказывали интересные вещи о службе на подводной лодке и авианесущем крейсере, об учебе в Нахимовском училище и профессиях парикмахера и программиста, о том, как жить, дружить, любить друг друга, учиться, развиваться.Доброй традицией стало для нас посещение Сочинского дома ребенка, непременно с подарками. Мы стали участвовать в городских театрализованных праздниках, достойно представляя на них нашу школу. Мы очень хорошо прожили отведенные нам судьбой годы. И расставались тяжело. На Последнем звонке мои грузины танцевали свой грузинский, самый родной для них танец. Их родители, настоящие грузины, плакали. О чем думали они в минуты такого эмоционального стресса? Вряд ли о ненависти к русским. Никогда не поверю в это. Тогда, 25 мая, мне казалось, что ради таких вот минут и живет человек на Земле…Вот такие у нас межнациональные отношения в России. Разные. Как выстроишь их, такими они и будут…У нас потеряно не одно поколение. Вопрос интернационального воспитания серьезно западает в школах. Наше равнодушие способствует вседозволенности. Не имеет права учитель не замечать, как смеются дети, когда произносишь на уроке слова: «армянский народ», «Армянское нагорье», «армяне». Сразу и однозначно нужно ставить все на свои места и говорить об абсолютно равных правах и обязанностях, о равном количестве порядочных и умных людей у обеих наций и об одинаковом числе дураков и у нас, и у них. Никогда не молчу, если такое бывает. Да, собственно, уже и не бывает, дети давно поняли, что это мне не по душе, против этого восстаю сразу и всерьез…Верю, что уроки доброты, которые помогли мне провести известные люди, жившие и живущие ныне в России, прославляющие нашу страну своими делами, любящие Россию как свою родину, переживающие о ее судьбе, остались в памяти тех, к кому были обращены. Пусть эта доброта станет надежной основой, на которой мои ученики будут строить нормальные взаимоотношения с людьми разных национальностей.P.S. Дополнительные материалы к статье, к сценарию классного часа «А иначе зачем на земле этой вечной живу?..», а также презентация – знакомство с классом выложены на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/538. ​Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №18 города Сочи Краснодарского края, победитель VII Всероссийского конкурса «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте