У психолога Татьяны Львовой трое детей: два мальчика и девочка. И педагоги, и родители часто жалуются ей на то, что даже семи – девятилетние дети “их больше не слушаются”. Но почему?
Потому, что взрослые потеряли авторитет даже в глазах маленьких детей! Ведь педагогика во многом основана на авторитете старшего. Как потерялся авторитет? Незаметно. Видите ли, когда у нас раньше, с начальной школы, культивировался героизм взрослых – военный и на великих стройках, – уважение детей к старшему поколению было естественным. Сегодня при слове “подвиг” еще загораются глаза пяти – шестилетних детей. Но культовые фигуры ребят семи – одиннадцати лет: рогатые покемоны, “крутые” инопланетяне, подростки – рейнджеры. Сейчас растет первое поколение детей, которое совершенно не знает героев прошлого и не имеет понятия о героях дня сегодняшнего. А виноваты в этом сами взрослые. Потому что они вдруг решили, что героика устарела.
– Почему так снизился возраст “неисправимых” школьных хулиганов до семи-восьми лет?
– Все по той же причине. Отменив игру “Зарница”, мы наплодили в стране компьютерные игры на сюжеты из жизни монстров и мафии. А игра в неокрепшем сознании быстро превращается в образ жизни, в реальность. Меж тем тяга к подвигу у мальчишек – от самой их природы. Просто образ подвига поменялся.
– Часто приходится слышать от учителей начальной школы, что труднее всего они ладят с мальчишками из неполных семей.
– И понятно почему. У таких мальчиков воспитание женское. Учитель ждет от них именно мужской линии поведения. А они смелость ставят на последнее место. В результате они безынициативны и беззащитны.
– Так что же, поощрять драки?
– Поощрять отвагу, выносливость, собранность. Без риска жить, конечно, спокойнее. Но только до поры до времени, пока ребенок находится под защитой родителей и учителей, то есть в начальной школе. Чем позже такой мальчик выйдет в “самостоятельное плавание”, тем будет ему хуже.
– А как действовать первой учительнице, когда к ней в класс приведут очень медлительного мальчишку?
– Ориентируя его на мужское поведение, пусть не торопит, это лишь приведет к невротизации личности, но хвалит за обстоятельность. За то, что он выполняет задание не тяп-ляп, а с толком и расстановкой. Ошибка учителей начальной школы и родителей – думать, что, пристыди ребенка, укажи они ему на его ошибки, он тут же исправится. Обычно бывает наоборот. Мальчишка сразу чувствует себя оскорбленным. И он хватается за свою обиду, как за соломинку, чтобы ничего в себе не менять.
– Тогда как же вести себя учителю?
– “Назначить” труса смельчаком, а жадину – добрым и щедрым. Однажды мы с коллегой на наших коллективных занятиях с детьми возвели в ранг “героя” ребенка, у которого было множество страхов. Он боялся и собак, и темноты, и врачей, и боли… К тому же сломал руку. Но мы наперебой стали превозносить перед ребятами его смелость, выносливость, героизм. Малыш был ошарашен – он-то знал о себе правду. Но возражать нам не стал. И, наоборот, начал стараться во всем отвечать своему новому имиджу.
– А без какого качества, на ваш взгляд, первому учителю не обойтись?
– Без чувства юмора. Многие педагоги считают: нет успехов в учебе – нет поводов для веселья. А ведь дети самой природой созданы для радости! Они могут школу возненавидеть, если в ней им всегда только грустно. А не шутит учитель, они сами вытворят такое! Чтобы только посмеяться! Как ни странно, но, смеясь, детям легче всего расстаться и со страхами, и с обидами, и с капризами. Смех защищает человека, делает его смелее и неуязвимее.
– Так что же, научить малышей смеяться над своими недостатками?
– Нет. Этому учить не надо. Иначе ребенок может затаить на вас злобу. Если ребенка побольше хвалить, он повысит свою самооценку и сам начнет над собой смеяться.
Важно, чтобы первые учителя не превратили себя в “дикарей”, о которых пел еще Андрей Миронов: “на лицо ужасные, добрые внутри”. Не стоит бросаться и в другую крайность: разрешить какому-нибудь ученику превратиться в шута. Обычно эта роль уготована детям, которые, копируя своих ироничных родителей, привыкли смешное видеть абсолютно во всем. Да еще и сообщать свое мнение на весь класс. Переделать такого ребенка сложно. А ведь он постоянно мешает учителю на уроках. Но изменить можно и его. Только при этом не подавите, пожалуйста, его природную жизнерадостность.
Кристина САНДАЛОВА
Комментарии