Что такое туризм для ребят с ограниченными возможностями здоровья? Это красивое чувство собственной победы, способ вырваться из привычной среды ограничений.
Мне приходилось работать с ребятами с самыми разными отклонениями в здоровье. И многие из них, впервые оказавшись в незнакомых условиях, в частности в походе, сначала пугаются и становятся словно беспомощными. «Как заварить чай?», «Я не могу собрать рюкзак, не получается» – вот слова, которые они произносят в первые дни. Особенная тема – как одеться по погоде. Обычно на маршрут, когда во время движения становится жарко, подростки надевают пуховики и свитера, а по приходу на стоянку, когда малейшее дуновение ветерка сразу же вызывает озноб, раздеваются до футболок. Сказывается жизнь в интернате, где не нужно принимать самостоятельные решения в быту, где расписано все до мельчайших подробностей.
И тем интереснее наблюдать за такими юношами и девушками буквально через несколько дней путешествия, когда они втягиваются в походную жизнь, рюкзак им перестает казаться слишком тяжелым, каша на костре – самым сложным блюдом кулинарного искусства, а про себя они начинают думать, что, в общем-то, они все могут. Сами!
Обычно к этому времени специалист «Лаборатории путешествий» уже рассказывает за вечерним чаем возле костра о всевозможных полезных мероприятиях, в которых дети могли бы участвовать. И особый интерес постоянно вызывает московское событие, поразительно сильно отличающееся от других, – Открытые соревнования по спортивному туризму на Кубок мэра среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
После расспросов «А что делать надо будет?», «А мы сможем?», «А я на лыжах никогда не стоял, как тогда?», «А ты сможешь нас потренировать?» ребята понимают, что они очень хотят участвовать в Кубке мэра.
Поскольку это соревнования, то всем подросткам хочется показать себя с лучшей стороны. И многие школы задолго до соревнований начинают тренировки: дети учатся вязать узлы, бегать на лыжах, пользоваться компасом… Понятно, что сплошь и рядом у школьных педагогов нет необходимых навыков. Тут-то на помощь приходят специалисты «Лаборатории путешествий». За 11 лет проведения Кубка мэра были опробованы самые разные формы подготовки школьных команд. Несколько лет подряд по заявкам школы специалисты «Лаборатории…» выезжали на занятия и учили детей брать азимут, вязать узлы, ставить палатки, готовить кашу. Однако в этом варианте был серьезный минус – согласитесь, ведь нечестно, когда будущие судьи начинают готовить команды, тут же появляются «свои» дети, которым и на дистанции хочется помогать.
Вторым неоспоримым ограничением становится то, что специалисты могли работать в школах в течение лишь небольшого периода в пару недель, но чтобы освоить серьезную программу соревнований, нужно значительно больше тренировок. Лучше всего этому посвятить не один месяц.
К тому же все специалисты преподносили материал по-разному, ведь кто-то приверженец водного туризма, а кто-то знает, как поставить палатки даже на песке так, чтобы их не сорвало никаким ветром, а кто-то профи в пеших походах и не расстается с компасом, поэтому лучше всего объяснит, как брать азимут.
Наконец был найден новый способ, используемый и по сей день. Специалисты «Лаборатории путешествий» разработали и сняли видеоролики, которые подробно рассказывают и показывают, как надевать страховочную систему, как вяжутся узлы, как водружается палатка. С этими мастер-классами любой участник соревнований может ознакомиться, доступ к ним открыт, они выложены в специальном разделе «Теория путешествий» на сайте «Лаборатории путешествий» goulp.ru.
Ролики в интернет-пространстве способствуют тому, что уже сами ребята начинают активно искать информацию и по другим вопросам, часто узнавая, что узлов существует гораздо больше, чем предложенные шесть.
Скажу с гордостью, что уже несколько лет наши соревнования носят статус открытых, и мы приглашаем к участию команды из регионов. К таким командам, к сожалению, специалисты никак не могут приехать, поэтому видеоролики стали серьезным подспорьем в подготовке далеких друзей.
С появлением доступа к мастер-классам ответственность руководителя команды значительно повысилась, теперь к нему прибегают ребята с вопросами: «А я правильно связал узел?», «А это булинь?», и здесь уже невозможно сказать: «Давайте на занятии спросим у специалиста». И многие руководители, изначально не знакомые с туризмом, внимательно изучают материал и становятся хорошими тренерами.
А на самих соревнованиях ребята активно кричат, завидев ведущего мастер-класса из видеоролика: «Это же Ваня! Который палатка!», что значит: «Это же Ваня, который учил нас ставить палатку на видео!»
Огромное счастье видеть, что все больше детей, даже далеких от туризма, начинают принимать участие в соревнованиях, а многие помимо наград за отличный старт показывают класс на конкурсной программе, удивляя всех превосходным знанием и отличной практической подготовкой!
Последнее вот что. Видеоролики стали замечательной возможностью приобщать к туризму не только спортсменов-участников, но и болельщиков: уже четвертый год существует программа для ребят без нарушений здоровья из общеобразовательных школ. Они приезжают на Кубок мэра поддерживать школы-участницы, и для них разработаны особые (свои!) задания из туристического блока.
Мы – члены команды «Лаборатория путешествий» – никогда не забываем о названии нашего учреждения, и поэтому в этом году команды ждет еще один эксперимент: по запросу мы готовы встретить в стенах «Лаборатории…» руководителей команд для восполнения пробелов и обучения недостающим навыкам. Это поможет решать дополнительную задачу – «Лаборатория…», которой руководит известный во всем мире путешественник М.Д.Шпаро, стремится нести туризм в школы.
Открытые соревнования по спортивному туризму на Кубок мэра среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья уникальны, на два дня собираются более 700 единомышленников, в числе которых и те, кто абсолютно безвозмездно готов делиться своими знаниями, туристскими секретами и премудростями, жизненными советами, и те, кто только начинает свой путь в спорте и туризме.
Комментарии