search
main
0

На крыльях мечты

Тамбовский Кулибин и его крылатое детище

Если кому-то рассказываю про эту историю с самолетами, многие верят в нее с трудом, а то и вовсе отметают, фантазия, мол. Тем не менее факт постройки двух самолетов, способных парить в небе, плюс малого тягача для их транспортировки достоверен. Мой рассказ со снимками тому доказательство. Место события – село Новоюрьево, что на Тамбовщине. Время – от далеких теперь 80‑х до сегодняшнего дня.

Откуда есть пошло

Гены – они на то и гены, чтобы повторить в родстве все, что было у предков и ручейком памяти перетекло к их потомкам. В этом отношении у героя нашего времени Виктора Белянова все сложилось в лучшем виде. Но первым делом о деде и отце Виктора Дмитриевича. Так вот, его дед Михаил Антонович Белянов был, что называется, настоящим последователем русских самородков-изобретателей Кулибиных – Черепановых, пусть и в меньшей степени. В свое время, а точнее в 1958 году, Михаил Антонович собственноручно изготовил высокопроизводительную сеялку-сортировку для подработки зерна. Была она с ручным приводом и полностью состояла из дерева. Скажите, ведь здорово?! Тем более в тамбовской глубинке, где в лучшем случае пила с долотом составляли в то время все техническое оснащение. Так вот, за эту машину изобретатель был удостоен малой серебряной медали ВДНХ СССР. Рационализацию отца как эстафету принял его сын Дмитрий. На его счету ретроавтомобиль, собранный из металла, что был взят в основном на свалке, да ветряк, осветивший дом Беляновых, когда об электричестве в селе не было и помина. Кстати, всю свою трудовую жизнь Дмитрий проработал учителем труда в родном селе. Словом, наследие в смысле светлой головы Виктору Дмитриевичу досталось по полной программе!

Жил-был на селе мальчишка, звали Витей, ничем особо от остальных сверстников не отличался. Разве что до фанатизма был неравнодушен к технике. Не отходил от колхозного шофера, когда тот ремонтировал грузовик: ключ там подать, по мотору ветошью пройтись. За счастье считал прокатиться в кабине по улицам родного села или за его околицу. Словом, с малых лет был влюблен в технику. Что ж поделаешь, гены сказали свое слово! Так что не было случайностью поступление на мехфак Воронежского сельскохозяйственного института. После его окончания и службы в армии работал учителем труда в одной из воронежских школ. Там впервые и проявилась творческая жилка в деятельности Виктора Дмитриевича. В школе была прекрасная по тем временам техническая мастерская. Вот и задумал учитель труда снегоход собрать, можно сказать, из ничего. Двигатель был взят от списанной мотоколяски, на оснастку пошла прорезиненная лента. Все остальное для изготовления снегохода бралось также из списанной техники. Школьники не отходили от учителя: поедет или не поедет машина? Представьте себе, поехала!

 

Обретение крыльев

По истечении десяти лет работы в Воронежской области Виктор Белянов переехал на малую родину. Трудиться продолжил в школе, которую окончил в свое время, учителем технологии. После уроков вел аэромодельный кружок. Тяга к техническому творчеству по-прежнему не давала ему покоя. Как-то принес на занятие в кружке журнал «Моделист-конструктор» с задумкой построить… самолет. База для этого была что ни на есть основательная. В его личном просторном гараже стояли три станка, сварочный аппарат, другое необходимое оборудование. Главное – была мечта, которая помогла осуществить задуманное. Так что построил Виктор Дмитриевич настоящий самолет, который мог летать. С улыбкой вспоминает его создатель время работы над своим детищем. Двигатель пригодился от снегохода, о котором речь шла выше, газельные рессоры пошли в дело, крылья из фанеры были изготовлены. Летать-то самолет мог, но, как оказалось, с риском для безопасности пилота. Нутром чувствовал он опасность летательного аппарата во время воздушных маневров.

– Очень уж чувствительным оказался аппарат в смысле управления, – вспоминает авиаконструктор-любитель. – Был вынужден отказаться от дальнейшей работы с ним, как бы заманчиво это ни было.

Поневоле пришлось приступать к строительству нового самолета, но уже по собственным расчетам. Ведь опыт-то на этот счет уже был. Также были учтены все недостатки, выявленные в процессе эксплуатации первого воздушного судна. На новый самодел времени ушло ни много ни мало целых три года. И все получилось, как задумал. Собственное имя самолету дал – «Михаил». По словам Виктора Дмитриевича, оно собирательное. Деда так звали, брата, а также односельчанина, который субсидировал покупку подобающего двигателя. Не сосчитать, сколько сил, энергии было вложено в создание «Михаила»! По большому счету в проектировании самолета участвовало много людей из разных городов страны и даже из-за рубежа. Для изготовления крыльев миллиметровую фанеру заказывали в Финляндии, специальную ткань – в данном случае термоусадочную синтетику – получил создатель «Михаила» из Курска. Глушитель для двигателя любезно предложили омичи. Стеклопластик был доставлен из Москвы, а рессоры – из Орла. Ну а если глядеть в глубь этого вопроса, то, безусловно, в целом решение конструкторской задумки – сплав русской смекалки и зрелой инженерной мысли. Пример тому хотя бы поиск штурвала для управления воздушным судном. Виктору Дмитриевичу на глаза попалась нужная деталь от обычной детской игрушки. Представьте себе, подошла. Тормоза были взяты от «Жигулей», а аккумулятор – от мотоцикла.

А теперь поподробнее о технических характеристиках «Михаила». Его вес – 380 килограммов, скорость разбега – 65-70 километров, заправочный литраж составляет 22 литра топлива. Его теоретически хватит почти на часовой полет. Слово «теоретически» приведено здесь не случайно. На деле полет осуществить невозможно. Для этого нужно пройти множество согласований. Это и регистрация воздушного судна, и получение летного свидетельства, и предполетные требования с указанием маршрута полета, высоты, скорости, места базирования. Но деятельный пилот не сетует на все эти запреты, объясняя жесткие требования элементарной безопасностью.

 

Мечты становятся явью

У Виктора Белянова единомышленников чуть ли не все село. Особенно это проявилось при сборке второго самолета. Одни из односельчан вытачивали детали на токарном станке, другие помогали доставать запчасти, третьи морально поддерживали. Особенно заражаются мечтой о небе, конечно же, школьники. Каждый выезд самолета на аэродром становится для них праздником. Ну а когда дядя Виктор разрешал посидеть в кабине, подержаться за штурвал, то счастью не было предела! Особая история про достижение мечты о небе сложилась у Димы Ведищева. Он во время строительства «Михаила» учился в школе. Был одним из фанатов, свято веривших в воплощение мечты о небе, его покорении с помощью дяди-Витиного самолета. И представьте себе, мечта школьника осуществилась! Не без посыла Виктора Дмитриевича после окончания школы Дмитрий поступил в Сызранское высшее авиационное училище. Успешно окончил его и сейчас летает на винтокрылой машине в Жуковском. Когда приезжает в отпуск к родителям, то обязательно идет проведать своего наставника. Берет с собой жену и малолетнего сына Володю. «Пускай привыкает к летной обстановке», – считает Дмитрий. Вот и в этот раз Ведищев со своим семейством и их односельчане пришли на полевой аэродром, чтобы полюбоваться на крылатую машину, пообщаться друг с другом и со своим кумиром, которому по плечу оказалась постройка настоящего самолета.

В один из последних приездов на малую родину Дмитрий подарил наставнику сувенир. Он представляет собой часы в виде самолетного винта. На нем дарственная надпись: «Инженеру-авиаконструктору Белянову от летчика Д.Ведищева. Спасибо за мечту!»

Нисколько не рисуясь, Виктор Дмитриевич рассказывает о своей мальчишечьей мечте покорить небо. В отличие от сегодняшних ребят и девчат, которые нередко выше, чем стать успешным менеджером, не поднимаются в своих планах на будущее.

«А вот и нет, дедушка! – горячатся внук Савва и внучка Есения, невольно вступая в общий разговор. – Зачем тогда ты самолет строил?! Мы тоже космонавтами или летчиками станем».

Еще они рассказывают о машине-самоделке, которую дед собрал с нуля, можно сказать, из металлолома. По словам ее «родителя», это мини-КамАЗ. Мост от «Запорожца», кузов самодельный, благо сварка под рукой, двигатель от тяжелого мотоцикла. Такая машина – незаменимый помощник в сельской местности. Сено с лугов доставить, овощи с дальнего огорода привезти. Ну а самое главное – с ее помощью самолет можно транспортировать из домашнего ангара на летное поле, где никто не запретит летчику совершить разбег в мечту.

А у него новая задумка, еще более дерзкая – вертолет изготовить! Кто-то скажет, что это уж совсем непосильное дело в кустарных условиях. Что возразить? Только один ответ у Виктора Дмитриевича – самолет тоже был в мечтах, а вон, смотри, буравит пропеллер воздух и готов взлететь в воздушную даль. Так что велика вероятность, что и вертушка будет гонять воздух в родном для Виктора Дмитриевича небе. Кроме того, он на короткой ноге с сопроматом и аэродинамикой, гидравликой и прочими науками, которые будут его верными помощниками в создании вертолета. Так что посмотрим, что выйдет из новой затеи Кулибина из тамбовской глубинки.

Валерий ЧИСТЯКОВ, Тамбовская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте