search
main
0

На краешке Земли. Полярные будни и зимние каникулы Ирины Морокко и ее учеников

Сурова, неприветлива природа за Полярным кругом: вечная мерзлота, ледяные ветры, полугодовая ночь, когда солнце на небе не появляется даже на мгновение. Поэтому вполне можно было ожидать, что и на людей это накладывает некоторый отпечаток. Но встреча с Ириной МОРОККО из Нарьян-Мара на конкурсе «Учитель года» опровергла такое представление. Она подошла ко мне, сияя лучезарной, доброй улыбкой, которая не покидала ее лица во все время нашего долгого разговора. Улыбалась естественно, искренне. И вообще я потом убедилась, что люди на Крайнем Севере добродушны, приятны в общении. И сам город Нарьян-Мар красивый, приятный. Веселые разноцветные здания, разнообразные по архитектуре, улицы, выложенные плиткой, чисто и уютно.

Я листаю фотографии учеников Ирины Николаевны Морокко. На каждой – жизнерадостные, довольные дети, значит, в школе им хорошо, интересно, комфортно. У них не увидишь равнодушных, скучающих лиц, как это, к сожалению, бывает, когда школа для ребят не желанная встреча с учителями, со сверстниками, где они познают новое и интересное, а место, где они отбывают нудное время ученичества. Школу №2 Нарьян-Мара часто называют домашней. Сюда стремятся все дети, такой школа стала благодаря ее педагогам, и прежде всего учителю английского языка Ирине Морокко.Ирина Николаевна и сама молодая мама, ей трудно было разлучиться даже на две недели со своими собственными детьми – двенадцатилетней Софией и пятилетним Димой. И к своим ученикам она относится с материнской любовью. Она хорошо знает особенности каждого из них, как он успевает по другим предметам, чем увлекается, как ему живется дома. Может спросить, что он ел утром, почему сегодня невеселый, здоров ли. Это те самые вопросы, которые обычно задают своему ребенку родители, бабушки, дедушки. Особенно это важно для тех детей, о которых дома не очень-то заботятся и не интересуются их учебой, и растут они сами по себе. Школа находится в рабочем поселке, а жизнь здесь нелегкая – немало малообеспеченных, трудных, проблемных семей. И у этих учеников здесь оттаивают, отогреваются детские души. Может быть, поэтому питомцы Ирины Николаевны с радостью идут на ее уроки и неохотно расстаются с любимой учительницей. Кстати, и сами родители охотно приходят к Ирине Николаевне, и даже те, которые мало занимаются со своим ребенком, видя заинтересованность учителя, стараются не обидеть ее своим безразличием к школе. Она словно магнитом притягивает их, и они охотно с ней общаются, обсуждают проблемы, возникшие у сына или дочери, а то и просто советуются по каким-то своим чисто житейским вопросам. И еще отцы и матери охотно ходят со своим классом в походы, на экскурсии, в музеи, на прогулки.С детьми у Ирины Николаевны, со всеми без исключения, всегда устанавливаются доверительные отношения. Они могут поведать ей свои секреты, порой такие, о которых даже маме не решаются рассказать. Даже выпускники, ставшие совсем взрослыми, заходят в школу не просто повидаться с любимой учительницей (она и ее бывшие питомцы скучают друг без друга), а поговорить, рассказать о своих удачах и неудачах. Они говорят, что в родной школе отдыхают душой, потому что здесь не казенная обстановка, а домашняя.Рассказывая о своих прежних учениках и нынешних, Ирина Николаевна с радостью отмечает, что они очень трудолюбивы, поэтому у них немало достижений. Следует заметить, что трудолюбию многие питомцы учились у своей учительницы, которая не знает, что такое праздность. Ирина Николаевна сама в детстве и училась старательно, и во всем помогала маме по хозяйству – колола дрова, издалека носила воду и уголь. И сегодня она всегда в труде, и не только на уроках. Кстати, ее воспитанники – дети в возрасте от первого до выпускного класса – от малышей до старшеклассников.Ирина Николаевна побуждает детей самостоятельно находить ответы на вопросы, которые всегда возникают у любознательных.- Мне нравится учить детей любого возраста. Приятно наблюдать, как младшие все новое впитывают как губка, все им любопытно, а старшие проявляют инициативу, активно постигают новые знания. Я радуюсь, когда вижу в их глазах огонек заинтересованности, что означает – им нравится учиться. Многие из них настоящие исследователи. Им мало готовых знаний. Услышали, прочитали, запомнили, а потом, бывает, довольно скоро забыли. Но истина, которую добыл сам в поиске ответа, остается в памяти навсегда.Профессию учителя Ирина Николаевна выбрала еще в школе. У нее был пример – любимая учительница. «Я, как и все в нашем классе, старалась во многом походить на Людмилу Ивановну Овсянкину. И еще очень любила свою школу и не хотела покидать ее. Сначала поступила в педагогический колледж. Конечно, выбрала любимый предмет – английский».Перед самым окончанием учебы директор ее школы сам пришел за ней в колледж и попросил преподавать в ней английский. Потом, уже работая, Ирина Николаевна окончила Шуйский педагогический университет. Вот уже 15 лет только одна запись в трудовой книжке – учитель школы №2 города Нарьян-Мара. Ирина Морокко руководит городским методическим объединением учителей иностранных языков. На семинары к ней приезжают педагоги из дальних деревень. Они особенно благодарны Ирине Николаевне за то, что она помогает им использовать на уроках самые современные методики, показывает их в действии. Они удивляются, что ее ученики бегло говорят на английском, могут подробно и интересно рассказать на чужом языке о своем родном крае. И в больших городах, где много хороших школ, не всегда школьники могут рассказать иностранцу о своем городе, а тем более ответить на неожиданные вопросы. Кстати, сама Ирина Николаевна вот уже несколько лет собирает материалы об истории округа, поэтому и дети хорошо ее знают. Ирина Николаевна часто допоздна задерживается в школе. Конечно, это и подготовка к какому-то вечеру, фестивалю, соревнованию, но больше времени она отдает дополнительным занятиям по своему предмету. На них приходят и те, кто собирается поступать в вуз, и те, у кого что-то не получается. В округе почти нет репетиторства, поэтому Ирина Николаевна занимается с ребятами столько, сколько им нужно, и, разумеется, бесплатно.Она бывает бесконечно рада, когда ее питомцы поступают в педагогические вузы. Об учителях такого уровня часто говорят – это учитель от бога. Я не могу удержаться, чтобы не сказать то же самое об Ирине Морокко. И это справедливо.Ее дети, как и она сама, любят конкурсы, олимпиады, соревнования. Это заставляет их постоянно искать новые знания, расширять и углублять имеющиеся. И потом они ищут, где бы можно было это показать, продемонстрировать. Ирина Морокко растит настоящих исследователей. Начинается это на уроках – ребята привыкают сравнивать, сопоставлять, анализировать. Такой метод постижения новой темы делает их более уверенными, активными, знающими. Поэтому они охотно сами выбирают разные конкурсы, олимпиады, соревнования (региональные, всероссийские, международные). И это радует учителя. Пожалуй, больше других им нравится международный конкурс British Bulldog. Однажды в нем участвовало около 50 ее учеников из разных классов. Особенно отличился Дмитрий Матвеев – победитель регионального конкурса. А Александра Кузнецова (теперь студентка факультета иностранных языков педвуза) показала себя лучшей в другой всероссийской олимпиаде.Учеников Ирины Николаевны волнует состояние экологии родного края. Один из проектов и был посвящен этой проблеме. Ребята составили Красную книгу Ненецкого автономного округа. В проекте «Времена года» дети сравнивали родную природу с природой разных географических широт, составили диалоги на английском «Времена года в нашем округе». Ее класс был активным членом всероссийского клуба «Доживем до понедельника». Цель его – путем очных и заочных соревнований развивать интеллект и художественное творчество учеников, искать и поддерживать наиболее талантливых, а также стимулировать научно-методическую деятельность учителей в специальном конкурсе «Педагогические инновации».Ребята участвуют в конкурсах с азартом. В одном конкурсе наградой должна была стать поездка в Санкт-Петербург всем классом, и ее семиклассники обязательно хотели победить. Все складывалось замечательно, но одного подростка поймали с сигаретой. Одним из требований конкурса было безупречное поведение. Ребята сами разобрались с нарушителем: «Ты подводишь не только себя, а весь класс». Больше во время олимпиады нарушений не было, ребята выиграли приз, и путешествие в город на Неве состоялось.И сама Ирина Николаевна к конкурсам относится серьезно и достойно представляет учителей Ненецкого автономного округа. В финале конкурса «Учитель года-2014», на который ребята провожали ее всем классом, она дала открытый урок в незнакомом классе. Урок в незнакомом классе – это серьезное испытание. Это все равно что дирижеру пришлось бы руководить оркестром, с которым он ни разу не выступал. У Ирины Николаевны все получилось. Дети с полуслова понимали ее и увлеченно общались на английском с ней и одноклассниками. Строгое жюри (видавшее сотни таких уроков) высоко оценило ее работу.Можно жить на самом краешке Земли и иметь яркое представление о городах своей страны и заморских. Ирина Николаевна любит путешествовать, она отлично водит машину, путешествует со своими детьми Софией и Димой. Ездит и с учениками и их родителями по родным местам. Зимой, когда круглые сутки темно, а это тяжело выносить психологически, Ирина Николаевна с ребятами выезжает куда-нибудь на каникулы. Эти поездки, как она считает, обогащают, расширяют знания, ибо сказано: один день, проведенный в других краях, дает больше, чем десять лет жизни дома. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округМетодический материал Ирины Морокко читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/177.Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/41.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте