search
main
0

На конкурс за вдохновением!

Педагогическое сообщество Ленинградской области давно и широко включено в конкурсное движение. Тысячи учителей, воспитателей, психологов, педагогов дополнительного образования, мастеров производственного обучения участвуют в различных профессиональных конкурсах. Ежегодно победители регионального этапа того или иного конкурсного состязания представляют Ленинградскую область на всероссийском уровне. В 2020 году, несмотря на его постпандемическую сложность, были проведены финалы таких масштабных и ярких конкурсов, как «Учитель года», «Учитель будущего», «Воспитатель года». Этот же 2020 год стал урожайным на победы ленинградских педагогов. Мы решили дать возможность учителям-лидерам самим рассказать о том, почему они решили участвовать в конкурсах и в чем, на их взгляд, уникальность таких мероприятий.

 

Эльвира КАЛИНИЧЕНКО, воспитатель детского сада 8, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2020, г. Сосновый Бор:

На конкурс за вдохновением!

В течение моей долгой педагогической деятельности (а это уже 28 лет) мне предлагали участвовать в ежегодном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» дважды. Честно признаюсь, я отказывалась, понимая, какая это большая ответственность. Но все-таки настал момент, и я согласилась! Творческого материала накопилось много, почему бы не поделиться своим опытом с коллегами.

Я достаточно легко справилась с заданиями на городском этапе конкурса, а вот областной этап конкурса проходил в условиях карантина, и все задания приходилось выполнять в режиме онлайн. И каково же было мое удивление, когда стало известно, что я заняла первое место и буду представлять наш регион на федеральном этапе!

Что такое всероссийский конкурс? Когда представляешь себе нашу страну, безграничную и великую, приходит осознание грандиозности предстоящего события. Я почувствовала большую ответственность, ведь я демонстрировала не только свою работу, представляла свой детский сад, свой город, но и всю Ленинградскую область. Началась командная работа, меня поддерживали коллектив и, конечно, семья и друзья. Это очень помогало.

Дольше всего продолжался творческий поиск, в процессе подготовки с поразительной частотой отметались одни задумки и появлялись другие. Потому нередко приходилось отказываться от предыдущих наработок. Я впервые столкнулась с курсами актерского мастерства, снялась в видеоролике, принимала участие в видеоконференциях.

Самым сложным моментом во время всероссийского этапа для меня стало преодоление страха сцены. Если в первые дни испытаний при работе с детьми я чувствовала себя как рыба в воде, то мастер-класс окончательно убедил меня в том, что я все-таки воспитатель, а не оратор. Вся конкурсная неделя была невероятно эмоциональной. Я получила огромное удовольствие от работы с малышами, а мастер-класс позволил выявить недочеты, над которыми предстоит поработать.

Сам конкурс – это праздник! Да, есть волнение, переживания, ночи без сна, совместная с коллегами подготовка к занятиям. Но все-таки конкурс – это обмен опытом с единомышленниками, встречи с новыми интересными людьми. Финал оказался совсем непредсказуемым: на жеребьевке я вытянула тему занятия, название которой до этого звучало в другом контексте. Пришлось с нуля готовить материал буквально за вечер. Но мы с моей командой справились, и это стало, пожалуй, моим лучшим выступлением на конкурсе.

Мне посчастливилось побывать в Перми, прочувствовать атмосферу этого города, получить огромное удовольствие от общения с пермяками, безгранично любящими свой край.

Конкурс подарил мне много полезных практических советов. Меня вдохновили мастер-классы коллег, до сих пор с интересом их пересматриваю. Многие идеи точно возьму на вооружение. Участие в подобных мероприятиях – это знакомство с талантливыми людьми, обмен опытом, возможность вытянуть свой счастливый билет.

 

Мария ТИМЧЕНКО, учитель математики и информатики Агалатовского центра образования, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021:

Крутить педали – это классно!

Жизнь – как движение велосипеда: чтобы сохранять равновесие, ты должен двигаться. Я считаю, что именно под таким девизом живет каждый учитель, профессионал своего дела. Настоящий педагог в душе всегда находится в поисках такого волнительного движения, чтобы не останавливаться на месте и поверить в себя. Ведь для большинства педагогов профессиональный конкурс – это лучшие курсы повышения квалификации.

Мой профессиональный путь тоже начинался с конкурса, причем дважды. В начале своего учительского пути, только что выйдя из вуза с дипломом в руках, я совсем не понимала на практике, как преподавать математику, информатику, как выстраивать взаимоотношения с детьми разных возрастов, с особенностями развития. И обычная школьная информационная рассылка о конкурсе «Педагогический дебют» буквально дала ответы на многие вопросы. Начался творческий поиск: подготовка конспекта, создание презентации и конкурсного проекта. Появилась возможность творить, реализовывать свои методические находки и представлять их компетентным зрителям – детям и жюри. А дальше были конкурс «Учитель года» и победа на региональном этапе. Это следующая ступень профессионального повышения, переосмысления, изменения и движения вверх.

Конечно, для того, чтобы победить на любом уровне, необходимы качественная предварительная подготовка, поиск идей, интересных практик. Но участие в конкурсе также подразумевает знакомство с такими же творческими и интересными людьми, появляется возможность приобрести новых друзей, которые становятся частью твоей команды и, возможно, жизни. Влившись в конкурсное движение, ты можешь, как сейчас принято говорить на молодежном сленге, «прокачать свои скилы». Ведь давать урок незнакомым и не подготовленным заранее детям очень непросто.

Главная цель конкурса – популяризация и повышение престижа педагогической профессии. Он позволяет выявить лучших педагогов, оценить уровень профессионализма учителей, стимулирует развитие системы образования региона, способствует поддержке и поощрению лучших учителей, а также создает условия для обмена опытом и распространения его в профессиональном сообществе.

Ошибочно полагать, что в педагоге ценят только профессионализм и предметные компетенции. Сегодня не менее важными являются личностные навыки, которые предполагают умение договариваться с людьми, добиваться успеха в работе и в жизни, управлять временем, контролировать свое эмоциональное состояние, работать в команде и так далее. Такие качества сложно отследить и продемонстрировать. Но именно их можно натренировать и воспитать, пройдя конкурс профессионального мастерства. Именно эти качества – будущее многих профессий.

Для того, чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, в руках которых будущее ХХI века, наши ученики. Учитель не должен останавливаться на достигнутом, он должен чувствовать в себе силы и желание двигаться вперед, к новым победам.

 

Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, победитель Всероссийского конкурса «Учитель будущего»-2020:

Будьте реалистами – стремитесь к невозможному!

Профессия учителя – это уникальный сплав творчества, новаторства, постоянного поиска и следования педагогическим традициям. Это и ежедневные уроки, и работа с документацией, и творческие мастерские, и выступления перед коллегами. Наверное, нет в мире профессии, которая совмещает в себе так много ярких граней. Одна из этих граней – конкурсное движение.

Его центральное событие – это Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель года», который собирает учителей-«пеликанов» со всей России. Конкурс имеет свои историю, традиции, вокруг него сложилось целое сообщество педагогов.

В 2019 году президентская платформа «Россия – страна возможностей» запустила новый проект, который получил название «Учитель будущего». Конкурс имеет уникальный формат, который позволяет по-новому взглянуть на профессию учителя. Во-первых, это федеральный конкурс, участниками которого являются не отдельные конкурсанты, а учительские команды по три педагога из одной образовательной организации. Во-вторых, это атмосфера сотворчества, сотрудничества педагогов. Особенно ярко это проявилось в полуфинале. На каждое конкурсное испытание две команды участников случайным образом объединяли в одну, которой и предстояло проходить один из этапов «педагогического триатлона»: дебаты, методический конструктор и кейс-сессию. В итоге конкуренция между командами уступила место единению и взаимопомощи.

В-третьих, конкурс «Учитель будущего» отличает надпредметный и междисциплинарный характер испытаний. На первое место при оценке участников выходило владение такими навыками, как умение публично выступать, лидерские качества, адаптивность, коммуникативность, эмоциональный интеллект и т. д. А такое классическое на первый взгляд испытание, как урок, требовалось провести командой в контексте преподаваемого каждым ее участником предмета. В итоге наша команда соединила биологию, математику и обществознание в коллаборацию под названием «Язык Бога, или К чему может привести знание кода?».

Конкурс – это не только возможность проявить себя. В первую очередь это поиск чего-то нового, площадка, где можно многому научиться у коллег, получить заряд оптимизма и любви к своей профессии. Возможно, новый конкурс «Учитель будущего» и оставил определенное послевкусие таинственности: уроки команд-финалистов не транслировались и не выкладывались в Сеть, критерии оценивания были недоступны конкурсантам… Но главное, что он состоялся и будет теперь проводиться ежегодно, создавая творческую атмосферу праздника следующим поколениям конкурсантов. А еще у него есть «младший брат» – конкурс «Учитель будущего. Студенты». И это не может не радовать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте