В этом небольшом уютном музее, посвященном истории городского освещения, реализуется необычный проект – «Экспериментальная лаборатория «Территория света». Он стал возможен в результате победы на конкурсе «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина, а партнером проекта выступило бюро светодизайна «Культура света».
В рамках «Территории света» музей «Огни Москвы» проводит ряд концертов молодых российских композиторов, создающих партитуру не только для музыки, но и для света. Свет как бы становится еще одним инструментом в произведениях. Во время исполнения включается особое освещение, меняющее цвет в такт музыке.
Со светом как частью музыки экспериментировал в начале прошлого века еще А. Скрябин, его идеи нашли продолжение в работах конструкторского бюро «Прометей» в Казани, где также были попытки сочетать разные виды искусств. Благодаря появлению новых технологий, сегодня эти эксперименты получают новое прочтение.
Произведения часто наполнены и глубоким духовным смыслом — так, композитор Ольга Раева исполнила сочинение «Свет дня святой Троицы», а Анастасия Ващина – вокальный цикл на стихи О.Мандельштама для гобоя, скрипки, виолончели и сопрано. Композитор и будущий дирижер Камелия Хоанг Фам представила публике музыкальную композицию в восьми частях, где каждая часть ассоциировалась со световым контрастом определенного цвета.
– Я обладаю синестезией – цветным слухом, поэтому особой сложностью было передать мои ощущения, – рассказала Камелия Хоанг Фам. – Для слушателей, у которых нет синестезии, это будет просто красивое цветное сопровождение звуков. Однако у каждого человека есть психологические ассоциации, под музыку он может видеть образы, формирующие сюжет произведения. Тем более что музыка звучит особенно проникновенно в старинном красивом помещении музея – палатах XVII века.
Проект «Экспериментальная лаборатория «Территория света»» включает не только концерты. Основная его цель – изучение цветного света. В городском пространстве сегодня появляется много светодиодного освещения, но мы не знаем, какие он вызывает эмоции и чувства, какой он должен быть интенсивности, какая цветовая гамма допустима при создании городского освещения. Исследование цветного света затрагивает широкую аудиторию, например, людей с особенностями зрения, с ментальными особенностями. Это необходимо, чтобы создать цветовую карту города, понять, как лучше использовать новые возможности и технологии.
– Если в сочетании с музыкой цветной свет воспринимается как искусство, то в условиях города некоторых людей он сильно раздражает, – считает директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова. – Например, динамичная подсветка в транспорте плохо действует на тех, кто страдает мигренью, для детей с РАС цветной свет, попадающий в глаза, тоже может стать дополнительным триггером, способным вывести из равновесия. А вот проекторы, которые рисуют на асфальте цветные рисунки, их, напротив, привлекают. Мы в музее пытаемся понять, как воздействуют цвета на детей с ментальными особенностями, включаем цветной светильник и фиксируем их эмоции. Недавно появилась интересная творческая идея: одна из участниц проекта, композитор Татьяна Шатковская, написала композицию по сказке Г-Х. Андерсена «Русалочка», мы подберем под разные ее фрагменты цветовую гамму и спросим у каждого ребенка, какой цвет больше соответствует музыке.
В ходе исследования также выяснились и другие любопытные факты: например, люди, у которых совсем небольшой процент зрения, могут воспринимать только синий свет, а красный и желтый – нет. Или — мы можем положительно воспринимать красный или зеленый цвет, а вот подсветки этих же тонов могут влиять на нас негативно.
По мнению участников проекта, исследование поможет избежать непродуманных световых решений в будущем. Опираясь на его результаты, можно будет подобрать мягкую и в то же время красочную палитру для городского освещения столицы, которая придется по вкусу всем.
Комментарии