search
main
0

На кластеры рассчитайсь. или Как «продвинуть» школу

Информатизация образования – широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Основным организационным инструментом здесь могут стать повсеместно разрабатываемые программы информатизации школы. Методика разработки и реализации программ развития достаточно хорошо разработана и освоена в деловом мире, в полной мере поддержана средствами ИКТ. Однако перенос методов и инструментов проектного управления из области строительства или разработок новой техники невозможен. При разработке программ развития школы не всегда очевидны даже практические ориентиры, которые должны определять содержание необходимых изменений. Нередко школа использует ложные ориентиры, уводящие от решения задач современного общего образования (например, успешность сдачи ЕГЭ).

Несколько лет назад я описал подход к определению направления развития школы, который основан на построении пространства задач информатизации школы. Предложенная схема опирается на опыт внедрения компьютеров в школу и совмещает две составляющие: периодизацию процессов информатизации школы (четыре этапа) и обобщенную модель распространения нововведений (описание типичного поведения субъектов инновации). Этот подход дает возможность относить школы к тому или иному этапу, основываясь всего на нескольких признаках. Вместе с тем это явное упрощение процесса развития школы, которое может приводить к недоразумениям и ложным оценкам. Например, провоцирует рассмотрение информатизации школы как последовательного процесса, который неизбежно начинается с введения курса информатики, что далеко не так. Предложенную модель естественно назвать одномерной моделью, которая полезна для понимания процесса в целом, его ключевых ориентиров. Для построения программ информатизации школы необходима более точная и многомерная модель, которая описывает соответствующие процессы с большим числом существенных деталей.

Предлагаемая многомерная модель разрабатывается совместно с заместителем директора школы №550 города Санкт-Петербурга Г. Водопьяном и является развитием одномерной модели. Состояние школы в пространстве информатизации задается набором параметров, которые описывают отдельные стороны процесса. Среди этих параметров наряду с доступностью ИКТ (изменения в информационной среде, технической оснащенности учебного заведения), выделяются: готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях; фактические изменения в уровнях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение «процессов», регламентов, процедур, работы школы); изменения в методах и организационных формах работы отдельных педагогов, учащихся и педагогического коллектива школы в целом (распространение ИКТ – поддержанных методов и форм учебной работы); изменения в содержании учебной работы (формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни); изменения в управлении учебно-воспитательным процессом и школой в целом (поддержка этих процессов средствами ИКТ – базы данных, автоматизированный учет, общешкольный портал и т.п.), изменения во взаимодействии с ближайшим окружением школы (родители, общественные организации, спонсоры, муниципальные органы власти). Значения этих показателей задают многомерное пространство состояний информатизации образовательного учреждения, каждая точка в котором соответствует отдельному состоянию. Развитие процесса информатизации отдельной школы описывается последовательностью таких состояний. Для работы с объектами в этом пространстве используются процедуры кластерного анализа, которые позволят оценивать близость отдельных образовательных учреждений по состоянию информатизации, объединив их в близкие устойчивые группы (кластеры). Переход из одного кластера в другой интерпретируется как шаг развития.

Проведена работа по оценке жизнеспособности предложенной модели, разработана анкета для оценки показателей, определяющих состояние информатизации школы; собраны, проанализированы и обработаны данные по примерно ста школам Петербурга, Красноярского края, Алтайского края, Самары, Москвы, Ленинградской области и других регионов. Вся работа – ввод и группировки данных, расчет корреляций, факторный анализ, кластерный анализ, подготовка промежуточных отчетов – выполнялась стандартными средствами пакетов SPSS и MS Office. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. При разбиении на разное количество кластеров в них сохраняются устойчивые сочетания случаев. Это свидетельство в пользу устойчивости получающейся классификации. Наблюдается значительное сходство кластеризации по факторам, в которых учтены только основные показатели, с кластеризацией по основным показателям. Несколько экспертов, знакомых со школами, которые вошли в экспериментальную выборку, подтвердили естественность объединения знакомых им школ в соответствующие группы.

Предложенная многомерная модель может быть полезна при решении трех взаимосвязанных задач: подготовка программ информатизации образовательных учреждений; мониторинг развития процессов информатизации образования в регионах; оценка эффективности проектов.

Многомерная модель может лечь в основу систематической процедуры для определения приоритетных направлений развития школы в ходе построения программ информатизации. Такая процедура – современная версия системы обобщения и распространения опыта работы школ. Предлагается в каждом кластере выделить одну-две школы, для которых составляются развернутые описания опыта информатизации или «истории». Эти образовательные школы можно назвать «фокусными школами».

Каждая из фокусных школ подготавливает по заданной форме свою «историю»: описание опыта информатизации школы. Подготовленные истории проходят необходимое редактирование, и на их основе формируется база данных с описанием опыта информатизации фокусных школ. Каждая школа, команда которой разрабатывает программу информатизации и которая желает воспользоваться этим опытом, подготавливает анкету с ответами на вопросы для отнесения ее к одному из кластеров пространства состояний. После выполнения кластеризации для нее автоматически подготавливается индивидуальная справочная форма, позволяющая сопоставлять данную школу с фокусными школами и содержащая ссылки на соответствующие записи базы данных с описанием опыта информатизации фокусных школ. Справочная форма содержит описание школы (готовится на основе представленной школой анкеты); список фокусных школ (со ссылками на их историю), отсортированных по дельта-близости; «закладки» для перехода к данным о различных группах (кластерах) школ. При выборе закладки со своей группой члены школьной команды получают доступ к упорядоченному списку фокусных школ своей группы и их «историям». При выборе закладки «чужой» группой они получают доступ к фокусным школам «другой» группы, который упорядочен по близости в соответствии с одним из факторов. При желании можно переупорядочивать этот список по другим факторам. С помощью справочной формы члены школьной команды (разработчики программы информатизации школы) изучают опыт фокусных школ в своей группе и в других группах, получают доступ к сайтам фокусных школ и при необходимости связываются с их педагогами. В результате у членов школьной команды формируется образ желаемого будущего для своей школы, на основе которого они разрабатывают программу информатизации школы в соответствии со стандартной методикой.

В процессе разработки программ команда каждой школы может несколько раз заново описывать свое желаемое состояние, проверять его место в пространстве информатизации, получать новые версии справочных форм, анализировать опыт «близких» им фокусных школ и корректировать разрабатываемую программу с учетом дополнительных данных. Информационная поддержка этой работы может проводиться автоматически, а информация предоставляться непосредственно на рабочее место членов школьной команды через интернет.

Многомерная модель может использоваться для проведения интегрированной внешней оценки выполнения программы информатизации школы (мониторинг развития процессов информатизации образования в регионах). Для этого школы до разработки программы информатизации готовят анкеты, фиксирующие их текущее состояние, а после разработки программы – анкеты, фиксирующие их «желаемое состояние». По завершении планового периода вместе с отчетами о выполнении своих программ школьные команды готовят анкеты с описанием своих новых состояний.

В результате для каждой школы фиксируются три состояния в пространстве информатизации: исходное (на момент разработки программы), желаемое (планируемое) и результирующее (на момент завершения программы). Сравнивая первые два состояния, можно определить, планируется или нет, «переход» школы в новый кластер. Сравнивая все три состояния, можно определить один из трех вариантов развития:

– школа осталась в исходном кластере;

– произошел незапланированный переход в другой кластер;

– произошел запланированный переход в другой кластер.

На этой основе можно с помощью модели готовить аналитический материал с рекомендациями по развитию работ в области информатизации конкретной школы, генерировать аналитические справки с оценкой эффективности выполненной работы (продвижения школ в пространстве информатизации).

Многомерная модель может использоваться для оценки влияния широкомасштабных проектов (региональных, федеральных) на информатизацию школ. Для этого соответствующие замеры (анкетирование школ) надо проводить как в регионах проекта, так и в контрольных регионах (за пределами действия проекта) до и после выполнения проекта. Эти замеры можно использовать для построения «распределения продвижений школ» (дельта-смещения) в регионах проекта и в контрольных регионах. Затем эти распределения сравниваются, что позволяет проследить разницу изменений состояния школ проекта и школ из контрольных регионов по отдельным кластерам и по выборке в целом.

Александр УВАРОВ, заведующий лабораторией «Телекоммуникации в образовании» РАН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте