search
main
0

На каких традициях создаются наши новации?

Посвящено 100‑летию основания детской трудовой колонии имени М.Горького и тимбилдингу

В воспоминаниях об авторе «Педагогической поэмы» его брат Виталий Семенович описывал такой эпизод: «В 1907 году молодой учитель Антон Макаренко провел педагогический эксперимент. По итогам оценок за четверть он расставил всех учеников своего класса по местам – от 1‑го до 37‑го. Мальчик, который занял последнее место, проплакал половину урока и ушел домой на первой же перемене. Мальчика звали Дима Примак, и он получал плохие оценки, не потому что не хотел или не мог учиться, а потому что болел туберкулезом и часто пропускал занятия».

«На следующий день Дима в школе не появился. Не пришел он и через день. И через неделю. А на десятый день во время урока, который вел Макаренко, в класс зашел отец Димы и сказал:

– Сегодня ночью мой мальчик умер. Я пришел сказать вам об этом и еще спросить: зачем вы поставили его на последнее место? Зачем вы обидели мальчика, которому оставалось всего десять дней жизни? Это вы, Антон Семенович, нехорошо поступили… Я знаю, что он все равно бы умер, но зачем было причинять мальчику ненужные страдания?

Учитель стоял бледный как полотно. Класс молчал. Антону Макаренко было 19 лет. Он второй год преподавал в железнодорожном училище города Крюкова и после этого случая никогда не пытался классифицировать детей по оценкам».

Почти каждому думающему учителю приходилось переживать если не нечто подобные, то вполне драматичные эпизоды. Ведь мы приходим в класс в начале нашей карьеры в состоянии некоей раздвоенности: с одной стороны, неуверенность, а с другой – полное убеждение, что мы все знаем и авторитет наш определен самим статусом: «Я учитель!» И только по прошествии многих-многих лет начинаешь понимать, как много надо знать и уметь, чтобы стать «инженером человеческих душ»…

Сегодня перед школой встает проблема, решение которой определит будущее человечества: как воспитать человека, способного не слиться в своем стремлении к успешности с искусственным интеллектом? В попытках решения таких невероятных по важности и масштабам задач мы не можем пренебрегать лучшими достижениями нашей педагогики.

Макаренко остается одним из признанных в мире великих педагогов. (По решению ЮНЕСКО в 1988 году названы великие педагоги ХХ века: итальянка Мария Монтессори, американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и русский педагог Антон Макаренко.)

Совершенно логично, что 24 марта 2021 года в Музее московского образования Московского городского Дома учителя состоялась Международная научно-практическая конференция «Воспитательная система А.С.Макаренко в современном образовательном пространстве», посвященная 100‑летию основания детской трудовой колонии имени М.Горького, главного детища Макаренко. Именно там реализовалась и утвердила свое право остаться в будущем его педагогическая система.

Конференция была организована Российской макаренковской ассоциацией в сотрудничестве с Итальянской макаренковской ассоциацией, ведущими университетами и педагогическими вузами России при активной деятельной помощи Московского городского Дома учителя.

В работе конференции приняли участие ученые-макаренковеды и педагоги-практики из Италии, Украины, Беларуси и России – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Перми, Воронежа.

В ходе пленарного заседания и круглого стола было сделано 27 докладов по различным теоретико-методологическим и научно-практическим аспектам реализации педагогического наследия и опыта Антона Семеновича в зарубежной и отечественной образовательной практике.

Участникам очно-дистанционной конференции представили новые архивные документы о биографии и творчестве Антона Семеновича Макаренко, они впервые увидели оригиналы двух альбомов фотографий из коллекции библиотеки имени К.Д.Ушинского, могли ознакомиться с единственной на территории Российской Федерации музейной экспозицией «Свой среди чужих, чужой среди своих», посвященной жизни и деятельности классика мировой и отечественной педагогики.

На конференции прошла презентация медали А.С.Макаренко «За заслуги в области образования и педагогической науки», учрежденной Российской макаренковской ассоциацией и выпущенной при содействии столичного Департамента образования и науки и Московского городского Дома учителя.

В числе первых награжденных – коллеги из Красноярска, из Италии – президент Международной макаренковской ассоциации, профессор университета La Sapienza Никола Сичилиани де Кумис, президент Итальянской макаренковской ассоциации, профессор этого же университета Агостино Багнато, а также профессор, иностранный член РАО Серена Веджетти. Награды Российской макаренковской ассоциации будут торжественно вручены в посольстве России в Италии в ближайшие дни.

На конференции были обсуждены современные проблемы российского образования и стран-участниц, идеи и события в контексте новой востребованности макаренковской педагогики, а также реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая может служить основой для разработки современной педагогической модели подросткового и молодежного воспитания.

Макаренковская «педагогика жизни» не исчерпала свой потенциал, особенно в производительном, социально ценном труде как факторе воспитания во всех его аспектах (политическом, хозяйственном, педагогическом, этическом, экономическом, правовом), в реабилитационной педагогике, воспитании в учреждениях интернатного типа, кадетских корпусах, работе по месту жительства.

Последние изменения Закона «Об образовании в РФ» подчеркивают необходимость направить усилия на развитие личности ученика, создать необходимые для этого условия. И очень полезно вспомнить о советах Макаренко: «У нас к личности предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это соединение требований к личности и уважения к ней – не две разные вещи, а одно и то же. Наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям».

Принципы Макаренко теперь возвращаются к нам. В виде корпоративных мероприятий, тимбилдинга и умения работать в команде. В виде воспитания сотрудника путем повышения его мотивации.

Можно смело утверждать, что конференция, состоявшаяся в Музее московского образования, была единственной в России, странах СНГ и мире. Этот приоритет закреплен уникальной памятной медалью к 100‑летию детской трудовой колонии имени М.Горького.

Сотрудниками Музея образования при Московском городском Доме учителя была создана замечательная атмосфера гостеприимства и дружелюбия. Каждый участник конференции получил памятную медаль, а также папку и блокнот с логотипом «Московский городской Дом учителя».

Александр ФЕДОСОВ, доктор педагогических наук, РГСУ;
Татьяна КОРАБЛЕВА, президент РМА, кандидат филологических наук, РНИМУ имени Н.И.Пирогова;
Юлия МИХАЙЛОВА, Московский городской Дом учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте