“Что делать дальше с единственной областью, кое-как сумевшей выстоять в “политических землетрясениях”?” – вопрос, занимающий многие государственные умы. Эта область – образование. В последнем месяце уходящего столетия VI съезд Российского союза ректоров – факт исторический. Научный, культурный, педагогический цвет нации собрался в стенах МГУ им. Ломоносова для обсуждения решений, во многом поворотных. Какой страна войдет в XXI век? Какими в него шагнут наши дети? По замечанию председателя Правительства РФ Михаила Касьянова, “интерес к образованию у молодежи не потерян. Сегодня в стране учится каждый четвертый, а это до 40 миллионов человек. В 2001 году численность студентов в вузах возрастет на 6%, а всего обучающихся станет 530 человек на 10000 населения”.
День первый – проблемный
О представительности форума, на который съехалось 690 ректоров, говорило присутствие не только Михаила Касьянова, но и заместителя председателя Правительства РФ Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Геннадия Селезнева, министра образования Владимира Филиппова, зам. председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерия Кокова, президента Республики Северная Осетия-Алания Александра Дзасохова, мэра Москвы Юрия Лужкова и многих других официальных лиц.
Как оказалось, никто из руководителей вузов не сомневается в неизбежности реформирования системы образования, однако как при этом сохранить то, что всегда отличало российскую школу, – фундаментальность? Вопрос, требующий широкого обсуждения и тщательного анализа. О чем прежде всего говорилось на съезде? О ходе выполнения решений Всероссийского совещания работников образования (январь, 2000 год) в части развития высшей школы и стратегии развития вузов. Прежде чем подойти к анализу ситуации, ректор МГУ им. Ломоносова, президент Союза ректоров России Виктор Садовничий сказал: “Наша высшая школа продемонстрировала гибкость, способность к адаптации, которую за ней не признавали многие критики. Ежегодный прием на бюджетную основу увеличился на 3,5%. Прием аспирантов вырос с 40 до 90 тысяч. Именно высшая школа являет собой область высокой конкурентоспособности в России. Но есть и потери, и главная из них – молодежь. Из университетов уходит наука, нет больших экспериментов и серьезных экспедиций. Кто знает, как это скажется в будущем? Задача высшей школы: определить действия, которые позволят сохранить наши достижения”.
По словам ректора МГУ, в этом году позиция государства в отношении реформирования и перспектив системы образования определилась. Ее результаты – Федеральная программа развития образования, План действий Правительства РФ и Национальная доктрина образования. Важным фактом явилось то, что в третьем чтении утвержден бюджет страны, в котором существенно повышены расходы на образование.
Недвусмысленность позиции правительства подтвердили и финансовые выкладки его председателя: в проекте бюджета на 2001 год расходы на образование увеличены на 16,7 млрд. рублей, что составит почти 49 млрд. рублей. Здесь и повышение стипендий, и деньги на культурно-оздоровительные мероприятия, и санаторно-курортное лечение студентов, и доплаты профессорско-преподавательскому составу за ученые звания и степени, и пополнение фонда учебных библиотек, и оплата коммунальных услуг, и проведение учебно-производственных практик.
Фактически каждый из докладчиков отметил, что недофинансирование вузов приводит к плачевным последствиям: оттоку кадров за рубеж, невозможности вести научно-исследовательскую деятельность, снижению нравственного уровня профессорско-преподавательского состава и т.п.
Говоря о Национальной доктрине образования, Виктор Садовничий сказал: “Трудно избавиться от ощущения, что фактически мы имеем два варианта доктрины. Один – это текст, одобренный Всероссийским совещанием работников образования, второй – текст, утвержденный постановлением N 751 Правительства РФ от 4 октября 2000 года”. Сторонники принятого варианта утверждают, что различия в текстах составляют около 10 процентов. Что же исключено? Из утвержденной доктрины вычеркнуто положение о нормативном финансировании образовательных учреждений. Другими словами, статус педагога, учителя, студента остается прежним, и приоритет в области образования – лишь красивые слова. Еще пример: в варианте, принятом на совещании, государство должно было создать условия для повышения квалификации и переподготовки не реже одного раза в пять лет для педагогов всех уровней образования и выделения для этой цели бюджетного финансирования не менее 4% от фонда заработной платы государственных и муниципальных образовательных учреждений. Ныне текст расплыват. Вполне реальна ситуация, когда вузу придется самому изыскивать средства на осуществление переподготовки.
Стратегия развития образования, изложенная в Плане действий правительства, требует, по мнению ученых, дополнительного обсуждения. В частности, такие ее нововведения, как ЕГЭ, государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), установление особого статуса образовательных организаций вместо статуса образовательных учреждений, введение конкурсного порядка размещения государственного заказа на подготовку специалистов в вузах независимо от их организационно-правовой формы. Главным мотивом для введения ЕГЭ представлена борьба с коррупцией и взяточничеством при поступлении в вуз. Миллиард долларов, который якобы вращается в образовательной сфере, – это многоликое явление репетиторства. Но ни для кого не секрет, что и в общеобразовательной школе есть поборы с родителей. Или же организация дополнительных занятий, которые ведет, как правило, учитель, преподающий в этом же классе. Эти занятия платные. Разве это не репетиторство? Ученик, не посещающий занятия из-за отсутствия денег, может не рассчитывать на высокую оценку. В Плане действий такая ситуация прописана – “предусмотрена возможность финансирования за счет средств родителей преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы финансового обеспечения”. По единому тесту школьник не получит высокого балла, если не будет поступать, как все, то есть платить за дополнительные занятия. Такая ситуация может переместиться в школы, где ученик будет озабочен получением единого сертификата. Тогда в образовательной сфере закрутится не один миллиард долларов. Тестирование существует в ряде стран, но там оно основано на собственных педагогических традициях и требованиях общества. В основе российских педагогических традиций лежит не проверка памяти, а умение творчески мыслить. Тестирование не должно разрушить сложившуюся систему работы с одаренными детьми и сделать бессмысленным существование специализированных школ. Может быть, имеет смысл в некоторых вузах наряду с тестированием принять форму творческого экзамена или собеседования?
Подушевое финансирование (ГИФО) тоже вызвало немало вопросов. Принцип “деньги следуют за студентом” в известной степени привлекателен, но, опять же, вузы в стране разные, есть и такие, где обучение стоит не менее 6-8 тысяч долларов в год, или 30-40 тысяч долларов за полный курс. Готово ли правительство дать сейчас столько денег студенту, чтобы он мог учиться в ведущих университетах страны? Неплохо было бы увидеть реальные расчеты по доходам вузов при так называемом подушевом финансировании. И потом, кто сказал, что, имея ГИФО, провинциальный абитуриент поедет учиться в столицу? Скорее всего он останется в своем региональном вузе. Ведь мобильность передвижений в образовании давно потеряна. Но если будет конкурс на размещение госзаказа на подготовку специалистов в вузах независимо от их организационно-правовой формы, многие из них обанкротятся, и в первую очередь региональные. “Деньги, идущие за студентом” отправятся в сомнительные филиалы. И что принципиально нового в ГИФО, если нормативы вузовского финансирования и сейчас основываются на расчете численности студентов?!
Основным условием, заявленным в Плане действий правительства, является доступность высшего образования для каждого и его качество. Сможет ли оно соблюдаться при неразработанном механизме соучредительства, когда появится возможность приватизации образовательного учреждения?! Платное образование обедневшей стране не под силу. Не следует забывать также, что потерявшие статус государственных вузы могут быть теми, кто готовил специалистов для оборонной промышленности страны. Встает прямой вопрос о ее безопасности.
По утверждению Виктора Садовничего, позиция высшей школы не в том, чтобы все отрицать. Просто единственный путь для оценки последствий предложенных нововведений – эксперимент.
День второй – оптимистичный
Во второй день ректоры работали по секциям. Оказалось, что все многообразие российских вузов могут охватить девять групп – классические университеты, экономические и юридические высшие учебные заведения – председатель секции ректор МГУ Виктор Садовничий, технические – ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров, сельскохозяйственные – руководитель Департамента кадровой политики и образования Минсельхоза РФ Юрий Лачуга, педагогические университеты и институты – ректор МПГУ Виктор Матросов, медицинские – ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Михаил Пальцев, высшие учебные заведения культуры и искусств – заместитель Министра культуры РФ Анатолий Рахаев, физической культуры – заместитель председателя Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму Владимир Нелюбин, военные вузы – начальник Управления военного образования Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Анатолий Сидоренко, негосударственные высшие учебные заведения – ректор Международного университета Геннадий Ягодин.
Одна из самых представительных и многочисленных секций – секция педвузов. Гостей со всей России радушно принимал Московский госпедуниверситет. Здесь в одной из аудиторий судьбу педагогического образования России решали 81 ректор. Не обошели вниманием работу секции первый заместитель министра Александр Киселев и президент Российской академии образования Николай Никандров. Главная тема – программа развития педобразования на ближайшее десятилетие. В центре обсуждаемых вопросов единый национальный экзамен – что делать с аттестатами, как его введение отразится на приеме в педагогические вузы. Без дополнительного экзамена или собеседования “нашим” вузам не обойтись – как иначе выявить тех ребят, которые действительно станут настоящими учителями?!
– У нас уникальная система образования, – уверенно заявил Виктор Матросов, – педвузы неоднократно подтверждали свою конкурентоспособность, нам удалось сохранить в числе педагогических специальностей юриспруденцию, культурологию, физическую культуру, ввести предмет педагогика, вернуть в лоно педвузов русский язык и литературу. У нас сохранилась подготовка специалистов по сдвоенным специальностям – это дает возможность защититься от безработицы, мы готовим учителей для малокомплектных сельских школ… Гордость наших педвузов – ведущие научные школы в Москве и Петербурге. Как бы теперь неосторожными экспериментами все это не сломать! Мы – основа для остальных вузов: никакие успехи ни в технике, ни в науке, ни в культуре невозможны без настоящего учителя. Все начинается со школы, и без наших замечательных учителей не было бы блистательных успехов ведущих специалистов в технике, информатике, физике. Хотим совершенствовать систему нашего образования – значит нужно позаботиться о школьном учителе…
Одна из проблем, обсуждавшихся на секции, – качество подготовки специалистов, низкий уровень знаний в некоторых негосударственных вузах, куда, к сожалению, берут всех без разбора. Любопытный факт: у нас в стране студентов, обучающихся в негосударственных вузах, в 9 раз больше, чем в Западной Европе… Сейчас идет речь о создании Федеральной службы контроля за качеством образования.
На съезд были приглашены руководители педтехникумов и педколледжей. Они полноправные партнеры вузов в педагогическом образовании. В школе работают 400 тысяч выпускников со средним педобразованием (23 %), в дошкольных учреждениях – 490 тысяч (72,5%). Именно они, как правило, работают в сельских школах, в маленьких провинциальных городках российской глубинки. На секции выступила председатель Совета директоров педучилищ и педколледжей Тамара Карпова.
К сожалению, среднее педобразование постепенно уходит в небытие. Зачастую педагогический техникум или колледж становятся заведением коммерции или торговли… Многие же хорошие средние педучреждения отчаянно стремятся стать институтами, и происходит размывание системы: педтехникум развалится, а качественный вуз не появится…
Вспомнили на секции те времена, когда шла принудительная интеграция вузов. Классические университеты без педвузов все равно не могли обойтись. Сейчас необходима интеграция со средними учебными заведениями, это даст возможность превратить систему педобразования в мощное объединение. Кстати, в Ростове 80 процентов поступивших в этом году в педвузы – выпускники педколледжей.
– Большой интерес к подготовке педагогов проявляют и классические университеты, но они не могут составлять конкуренцию педвузам, если речь идет о школьном учителе, – говорилось на секции. – Уникальность педобразования – в его доступности для масс. Вряд ли кто-нибудь будет поступать в мединститут, чтобы стать более эрудированным в общекультурном смысле этого слова. Правда, выпускников педвузов чаще всего упрекают в том, что они не идут работать в школу. Но ведь это не их вина, а государства, которое до сих пор раздумывает: а надо ли учителям вообще деньги платить, может, они и без них проживут…
Итоги работы секции подвел Александр Киселев, еще раз напомнивший: учитель – центральная фигура в обществе. А среди основных рекомендаций, которые выработали ректоры в ходе работы, были: введение запрета на отключение тепла и электроэнергии в школах и вузах, поддержка создания учебных комплексов в системе непрерывного образования, усиление внимания к проблемам высшей школы, погашение стипендий студентам.
После обеда состоялось пленарное заседание. Первым на трибуну поднялся мэр Москвы Юрий Лужков, заявив, что съезд ректоров – важнейшее для страны событие. Юрий Михайлович напомнил – в Москве более 100 вузов, и правительство города старается помочь всем студентам. Даже иностранцам.
– Чтобы сохранить единое культурное и образовательное пространство, мы выделяем квоты для ребят из стран СНГ, причем половину за их обучение платит правительство Москвы.
На протяжении десяти лет высшая школа была предоставлена самой себе. Не секрет – зарплата у наших преподавателей просто нищенская, – отметил мэр, тут же заверив:
– Мы должны поддержать преподавателей, как и московских пенсионеров.
Серьезной проблемой мэр назвал трудоустройство выпускников, лишь 15% из них находят работу по специальности.
Пожалуй, самым резким было выступление заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы России Олега Смолина.
– Деньги нужно выделять для реформ, а не на реформаторов, – заявил он. Изменение статуса образовательных учреждений на образовательные организации Смолин назвал “подготовкой террористического акта против высшего образования”. Олег Смолин предложил запретить сокращение количества бесплатных бюджетных мест.
– Я не принадлежу к противникам единого экзамена. Но не надо даже благую идею доводить до абсурда. Уже сейчас под Омском торгуют тестами для будущего экзамена по 200 рублей.
Итоги. Скандала не случилось
Съезды Российского союза ректоров постепенно стали традиционными. “Организационный”. “Чрезвычайный”. С такими названиями вошли в историю съезды 1992 и 1993 годов. Позже их тематика глобализировалась. В 94-м году на повестке дня были “Реформы высшего образования в единстве с реформами в других областях жизни”. Спустя два года – “Высшая школа России: от кризиса к подъему”. О перспективах размышляли на пятом съезде “Высшее образование для достойного будущего России” (1998 год). Рубеж тысячелетий определил название нынешнего – “ХХI век – век образования”.
Телевизионные СМИ ушли с заседаний разочарованными. Настороженное отношение ректорского корпуса к введению единого экзамена, ГИФО, изменению организационно-правового статуса высших учебных заведений не вылилось в скандальную полемику с реформаторами. Отыскалась только одна “крамола”: за спинами докладчиков алело красное знамя с серпом и молотом – мозаичная реликвия Актового зала МГУ. Она-то и попала в кадры новостей. Возможно, актуальность детали подогрело активное обсуждение в дни съезда государственной символики. Но ректор Садовничий и не собирался драпировать историю вуза так же, как и устраивать показушный прием для участников съезда. Лекций никто не отменял. В дни съезда у студентов (в МГУ их 40 тысяч) шли обычные занятия.
За два дня на пленарных и секционных заседаниях выступили 175 человек. Если обобщить сказанное, получится пять “болевых” вопросов, так или иначе затронутых докладчиками. Первый. Общая оценка подходов к реформе образования (конкретно оценить отдельные пункты реформы сложно было даже министру Филиппову. По его словам, ни он сам, ни девять его замов еще ни разу не видели хоть какого-нибудь проекта ГИФО). Вопрос второй. Законодательно-правовая база вузов. Третий. Содержание и обеспечение учебного процесса и научная деятельность. Четвертый. Экономика и финансы высшей школы. И, наконец, воспитательная работа со студентами.
Ректорский корпус поддержал линию президента Путина и правительства на приоритетность образования, необходимость обеспечения его доступности и высокого качества. Благие намерения возражений не вызвали. Зато некоторые меры Плана действий правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы нуждаются, по мнению ректоров, в широком обсуждениии, серьезном анализе и долгосрочном эксперименте. К числу таких мер относится вопрос о соблюдении принципа бесплатности высшего образования, правомерность и целесообразность перехода в использовании бюджетных средств от непосредственного финансирования образовательных учреждений к подушевому финансированию в виде ГИФО. Предлагается также тщательно взвесить механизм введения единого экзамена, внедрения принципа адресного предоставления стипендий, целесообразность перехода на контрактные взаимоотношения вузов с государством и объединение учебных заведений различных типов в единые комплексы.
Под занавес съезда ректоры приняли проекты трех документов, которые открывают перспективы развития высшего образования России в первой половине нового столетия. Это проект Указа Президента РФ о введении квалификационных рангов для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов. Проект постановления о Советах ректоров высших учебных заведений федеральных округов и проект постановления о стратегии развития высшей школы. Поддержит ли эти инициативы Владимир Путин? Ответ мы узнаем в ближайшее время: президент обещал принять ректоров в середине декабря.
Наталья АЛЕКСЮТИНА,
Ольга МАКСИМОВИЧ,
Светлана РУДЕНКО
Комментарии