Министерство науки и высшего образования РФ в прошлом году выделило 1,5 млрд рублей для 24 проектов, где использованы технологии интернета вещей и больших данных. Средства также использованы для реализации в вузах образовательного модуля «Системы искусственного интеллекта».
Как сообщает сайт ведомства, финансирование, в частности, получил Южный федеральный университет – на базе вуза создают нейротехнологическую платформу для повышения качества образования. Она позволит более эффективно тестировать студентов, чтобы определить уровень мотивации и компетенций. На этой основе можно выстроить образовательную программу в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащегося.
По словам ректора Южного федерального университета Инны Шевченко, сотрудничество ученых вуза с экспертами в области образования и нейротехнологий позволит создать практический инструмент для управления человеческим капиталом. В настоящее время на высокотехнологичных производствах предъявляются другие требования к сотрудникам. Система ВПО и СПО отвечает на этот вызов организацией обучения по индивидуальным траекториям.
Над проектом работал Научно-исследовательский технологический центр нейротехнологий ЮФУ под руководством главного научного сотрудника Валерия Кироя в 2019–2021 гг.
В Центре фотоники и двумерных материалов Московского физико-технического института (МФТИ) в 2021 году открыли международную лабораторию под руководством профессора Университета Сарагосы (Испания) Луиса Мартина-Морено. Это один из основателей современной нанофотоники. В лаборатории будут проводить фундаментальные и поисковые исследования, а также прикладные работы и создавать проекты гражданского назначения – для решения междисциплинарных задач в нанофотонике. В настоящее время ученые трудятся над проектом «Передовая нанофотоника: квантовые материалы и искусственный интеллект».
В ближайшей перспективе в лаборатории будут работать в нескольких приоритетных направлениях физики квантовых низкоразмерных систем. Многие двумерные материалы представляются ученым перспективными для использования в нанофотонике: например, в резонаторах, волноводах и других устройствах. При переходе от трехмерного пространства к двухмерному проявляется квантовая сущность материи. Это, по словам директора Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ Валентина Волкова, открывает новые возможности, чтобы управлять взаимодействием света с веществом. В лаборатории также намерены разрабатывать и использовать методы машинного обучения, чтобы создавать и изучать новые оптические материалы, оптимизировать нанофотонные устройства на их основе.
В 2021 году разработали и внедрили в вузы России образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта». После обучения студентам предстоит использовать основные методы ИИ в своей будущей работе – в частности, создавать математические и информационные модели изучаемых процессов, явлений и объектов, планировать процесс моделирования др.
В создании модуля участвовала рабочая группа, которую организовало Минобрнауки. В ней участвовали представители федеральных УМО, ведущих образовательных организаций и педагоги.
Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», в Новосибирске было подписано соглашение о создании центра компетенций «Системы искусственного интеллекта». Согласно договору, участники разрабатывают научные проекты в области ИИ, которые затем будут внедрять в промышленное производство.
Комментарии