В XII конкурсе «Сто друзей» участвовали биологи не только из общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, но и из учреждений дополнительного и профессионального образования.
Учитель начальных классов школы №18 города Череповца Вологодской области Любовь ГАРЕЕВА прислала программу и конспект занятия кружка «Зеленый дом» для учащихся коррекционных классов.
Весьма внушительный комплект проверочных работ по курсу «Общая биология» в 9-м классе создала учитель химии и биологии школы №11 Ейска Краснодарского края Наталья ГОДЛЕВСКАЯ. Чувствуется, что это итог многолетнего труда.
Наталия ГОРЯЧЕВА, учитель географии и биологии Белорусской школы Псковской области, представила урок в 9-м классе по теме «Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения». В нем подробно и наглядно рассмотрены все способы изучения наследственности.
Учитель Детчинской школы Калужской области Валентина ЗЯЗИНА выставила на конкурс урок биологии в 10-м классе на тему «Генетика пола». Ученики осваивают новый материал с использованием цифровых образовательных ресурсов Сети.
Ирина НАГИМОВА трудится на Станции юных натуралистов города Чайковского Пермского края. В своей педагогической деятельности она активно использует КСО – коллективный способ обучения. И в ее конкурсных работах этот подход представлен весьма ярко и внушительно.
Рита ЧЕРЧЕСОВА, учитель биологии школы №1 Алагира Республики Северная Осетия – Алания, отправила в редакцию целый арсенал работ, одна из которых – урок на тему «Выделительная система». Особенность в том, что на этом занятии есть не только компьютер, обучающие CD и интерактивная доска, но и настоящая почка свиньи.
Благодаря педагогу дополнительного образования Детского эколого-биологического центра Бийска Алтайского края Ирине ШАРАВЬЕВОЙ мы теперь знаем, как можно создать в своем саду заповедник для беспозвоночных. Грамотное сочетание теории и практики в ее работе дало отличные результаты.
Учитель школы №6 Кольчугино Владимирской области Елена КОЛЕСОВА очень много времени уделяет развитию познавательного интереса учащихся средствами биологии во внеурочное время. Своим опытом она решила поделиться и с нами.
Селенгинская гимназия Кабанского района Республики Бурятия делегировала на конкурс своих лучших педагогов – учителя биологии и химии Эллу ГОРДОЕВУ с уроками «Происхождение человека» и «Профилактика лор-заболеваний», а также Оксану БАЛДАКОВУ с уроками «Классификация органического мира» и «Бесполое размножение». Судя по всему, в лицее очень сильное естественно-научное направление.
Лиана ХУДЯКОВА, учитель химии и природоведения школы №6 Копейска Челябинской области, представила на суд жюри два сценария уроков в 5-м классе, на которых удачно использована технология развития критического мышления.
Кандидат философских наук Надежда БАЗЕЛЮК, учитель биологии и краеведения школы №4 Ахтубинского района Астраханской области, автор качественных разработок уроков, описаний технологий, методик, сценариев и даже учебного пособия по общей экологии «Биосфера и общее экологическое значение абиотических факторов».
Интегрированный урок биологии и математики в 6-м классе на тему борьбы с курением прислали учителя Николо-Кормской школы Ярославской области Татьяна ФЕДОРОВА и Любовь ПАВЛОВСКАЯ. Взятые в качестве эпиграфа слова Цицерона «Человек – сам себе злейший враг» хорошо отражают главный смысл занятия: каждый из нас в ответе за свое здоровье.
Мария ЮКТЕШОВА, учитель биологии и химии Есинской школы села Усть-Таштып Республики Хакасия, написала программу элективного курса предпрофильной подготовки с интригующим названием «Почему у слонихи рождается только слоненок?».
Елена МАТЮНИНА, преподаватель основ медицинских знаний Усманского педагогического колледжа Липецкой области, построила свой урок на тему «Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет» с использованием ИКТ, сделав упор на внутридисциплинарные и междисциплинарные связи.
Учитель-логопед Менделеевской школы Карагайского района Пермского края Ольга КУЗЬМИНА практикует здоровьесберегающий подход к обучению. Ее цикл занятий с детьми-логопатами выстроен с учетом психологических, физиологических и возрастных особенностей ребенка, и его с успехом могут использовать коллеги из других школ.
Наши учителя все активнее овладевают новыми технологиями обучения, включая интерактивные. Редко какая работа обходится без презентации PowerPoint и не продублирована в электронном варианте. Однако, стремясь удивить ученика (да и жюри тоже), педагоги порой забывают об элементарных вещах – подведении итогов, проверке знаний, домашнем задании и т. д. Хочется пожелать коллегам и впредь повышать ИКТ-компетентность, но не за счет других составляющих педагогической деятельности.
Комментарии