В город Кедровый Томской области попасть непросто. Это своего рода остров среди глухой сибирской тайги. До нефтяного месторождения “Лугинецкое”, которому он обязан своим основанием, сто двадцать километров. Преодолеть это расстояние можно лишь по воздуху – по земле не позволяют болота. До областного центра около пятисот километров, из них больше ста – по зимнику через тайгу. Летом с Томском есть регулярное воздушное сообщение, зимой – только вахтовые рейсы, дважды в месяц привозящие и забирающие очередную смену нефтяников. Для простых жителей города путь на “материк” один – заплатить немалые деньги водителю-частнику. Вернуться еще сложнее – найти машину можно только в Кедровом, томские таксисты не поедут ни за какие коврижки.
Бездорожье не остановило проповедников одного из эзотерических учений – “Теории причинности”, разработанной доктором технических наук, академиком Российской академии медико-технических наук Василием Гочем.
Как завяз коготок
Вкратце суть “Теории причинности” вот в чем: корень всех болезней и житейских неурядиц в нарушении конкретным человеком законов бытия. Вольно или невольно он создает себе негативную карму. Кармой Гоч называет все плохое и хорошее, что совершил сам человек, его предки. От нее напрямую зависит, как складывается жизнь. Что-то не ладится – значит, карма плохая. Исправить положение, считает Гоч, можно только одним способом – установить, какой закон бытия нарушен. После этого можно и наказание, которое обязательно следует за любым таким нарушением, свести к минимуму, и человека на будущее предостеречь от ошибок.
“Работать в Причине”, то есть корректировать свою или чужую карму, утверждает Гоч, непросто и даже опасно. Под силу только людям, поднаторевшим в “Теории причинности”. А уметь это делать должен каждый. Значит, каждый должен приобщиться к “Теории причинности” под руководством опытного наставника. Мало того, самое подходящее время для этого – детство. В книге “Причина и Карма” Василий Гоч пишет, что основы “Теории причинности” должны изучаться в школе. Этот постулат его учения и пытаются воплотить в Кедровском отделении томской региональной общественной организации “Свет истины”.
…Трудно установить, кто и когда приобщил к “Теории причинности” жителя Кедрового Анатолия Нечаева. Но карму ему явно настроили на оптимальный лад. Раньше жизнь Анатолия Власовича, что называется, не складывалась – работал электриком в нефтегазодобывающем управлении “Лугинецкнефть”, безбожно пил. Из-за пьянства в итоге лишился работы.
И вот Нечаев преобразился – пить бросил, а вскоре устроился на работу. Да на какую – учителем ОБЖ в Кедровскую среднюю школу! Одновременно пошел в гору и как проповедник “Теории причинности” – именно он стоял у истоков “Света истины”, зарегистрированного в 1998 году, а сегодня возглавляет эту организацию. А еще раньше – три года назад – предложил директору школы Елене Бояриновой собственные спецкурсы – “Уроки этики” для пятых-шестых классов и “Мы и мир” для восьмых-девятых. В основе этих предметов лежала все та же “Теория причинности”. Особых проблем не было – Елена Владимировна сама охотно приобщилась к учению Гоча. Спецкурсы появились в школьной программе как обязательные предметы.
Урок дурных пророчеств
Вскоре родители забили тревогу. Происходящее на уроках у Нечаева шокировало всех. Казалось бы, что крамольного в рисовании? А созданию зрительных образов на уроках Нечаев уделял немало места. “Вскрывая причинно-следственные связи того или иного явления на занятиях, дети сами по себе отрабатывают их через обычные средства: рисование, лепку, игру, чтение сказок и легенд, медитационные формы”, – пишет Анатолий Нечаев в пояснительной записке к первой части своего спецкурса “Мы и мир”.
Но вот как выглядело вскрытие причинно-следственных связей на деле. “У тебя хороший рисунок, – говорил учитель одному ученику. – Ты молодец, у тебя здоровье хорошее. А вот ты, – переходил он к рисунку другого ребенка, – скоро умрешь”.
А после урока, на котором этот “педагог-новатор” рассказывал об апокалипсисе, с одной восьмиклассницей случилась истерика.
Не проходила бесследно и медитация, которой Нечаев также уделял немало времени. После его уроков детей мучили головные боли.
Кстати сказать, казусы случались не только на уроках у Нечаева. “Светом истины” заразились некоторые педагоги начальных классов. Младшеклассники приходили домой в слезах: “В школе сказали, что мы все умрем и нас съедят черви”.
“Отличилась” и сама Елена Бояринова. Учителя рассказали мне, как она внезапно оборвала их коллегу на уроке анатомии: “Вы рассказываете неправильно (не в духе “Теории причинности. – Р.Ц.)”. “А как же тогда учебник?” – удивилась учительница.
В обход закона
– Какие могут быть проблемы? – убеждала меня завуч Кедровской школы Марина Черных. – Нечаев уже два года здесь не работает. Ну ошибался человек, ну с кем не бывает…
Нечаев сейчас живет в Томске. Перебрался туда после того, как родители написали жалобу в областное управление образования и главный специалист облуо Нина Колесникова предъявила к его спецкурсам немало претензий. С тех пор они в школе не преподавались.
Но осенью прошлого года в облуо вновь посыпались жалобы. На первом родительском собрании директор предложила преподавать шестиклассникам факультатив со знакомым названием “Уроки этики, или Дорога к себе”. Родители возмутились. Была у них еще одна претензия – 15 сентября Елена Бояринова, завуч Любовь Шлыкова и учитель немецкого языка Светлана Танцева (автор спецкурса “Уроки этики, или Дорога к себе”. – Р.Ц.) уехали в Севастополь на двухнедельные курсы по изучению все той же “Теории причинности”, фактически бросив школу на произвол судьбы. Все время их отсутствия уроки истории, обществоведения и немецкого не велись. Из 80 пропущенных учебных часов заместить удалось лишь половину.
Не читал, но расстрелять?
Елена Бояринова связь между спецкурсами и “Светом истины” отрицает. По ее версии, то, что она сама и разработавшие спецкурсы Нечаев и Танцева играют далеко не последнюю роль в этой организации, лишь случайное совпадение, никак не отражающееся на учебном процессе.
– Все вопросы по “Свету истины” не ко мне, – начала разговор Елена Владимировна. – Это не имеет никакого отношения к школе. Да, мне в “Свете истины” нравится, я там встречаюсь с интересными людьми, меня привлекают новые научные воззрения. Это мое право иметь свои увлечения.
Ну а родители, по ее мнению, поднимая шум, толком не представляют, против чего восстали. “Никто из них не был на уроках, дети их тоже на этот факультатив не ходили, – поясняет она. – Просто они нас не любят”.
Говоря “нас”, директор имеет в виду “Свет истины”. А организацию те горожане, которые в ней не состоят, и правда в большинстве своем не жалуют. Членов ее между собой зовут барабашками или щелкунчиками – за то, что во время собраний поклонники “Теории причинности” то и дело щелкают пальцами. Считается, будто этот жест оздоровляет ауру.
Слова Бояриновой о том, что спецкурсы не имеют отношения к “Свету истины”, – неправда. Это сейчас, после того, как областное управление образования не дало на них “добро”, учителя – приверженцы учения Гоча ведут себя осторожно. А вот Нечаев в своих изысканиях на педагогические темы порой высказывается куда откровенней.
Духовно-нравственное воспитание – это, цитирую пояснительную записку к первой части его спецкурса “Мы и мир”, “выведение человека из негативных причинно-следственных связей, кармических наработок”. Иначе говоря, если у ребенка карма плохая, воспитывать его бесполезно.
Председатель родительского комитета Кедровской школы Елена Колесникова рассказала мне об инциденте в летнем экологическом лагере: десятилетний (!) мальчишка напился и был за это строго наказан. А по возвращении в город к Елене пришла выяснять отношения мать нарушителя, поклонница “Теории причинности”. “Какое вам дело? Что вы вмешиваетесь? – наседала она на Колесникову. – Значит, на роду ему написано водку пить”. Она уверена, что сын с ранних лет пьет, потому что у него плохая карма. А исправлять ее – дело не родителей, не педагогов, а Нечаева и компании.
Вместо партбилета
Учителя, которые решились со мной встретиться, просили не упоминать их имен. “Вы приехали и уедете, – поясняли они. – А мы останемся с тем же директором. И хоть сам министр сюда пожалует из Москвы, ничем он нам не поможет”.
Я понимаю этих людей. Если что, им идти больше некуда, разве что уезжать – школа в Кедровом одна. Потому так возмущены и родители – давно бы забрали детей, а куда?
Малейшее высказывание против Бояриновой или “Света истины” влечет репрессии. Наталья Шейко и Любовь Никитенко уже поплатились – они больше не завучи. Любовь Ильинична о своем понижении узнала, когда в день зарплаты получила меньше, чем полагалось.
Теперь все завучи Кедровской школы из “своих” – состоят в “Свете истины”. Педагогам – членам организации создан режим наибольшего благоприятствования. К остальным в лучшем случае пренебрежение.
Рука руку моет
“Знаю, некоторые родители очень хотят снять директора, – заявила заведующая городским отделом образования Наталья Назарова. – Но мы у них на поводу не пойдем. Мало ли чего им еще захочется”.
Причины такой лояльности заведующей городского отдела образования к директору школы, возможно, прояснит одна деталь. В Кедровской горпрокуратуре находится в производстве дело по обвинению Назаровой в совершении должностного подлога. Следствием доказано, что Наталья Назарова неоднократно оформляла на работу в Кедровскую школу подставных лиц, зарплату которых фактически получал ее муж, работающий в школе завхозом.
Бездуховная “духовность”
Попав под влияние “Света истины”, очередной житель Кедрового резко меняет круг общения. В его окружение допускаются только собратья по организации. С остальными, включая родственников и прежних знакомых, не принято даже здороваться. И это в городе с населением чуть больше 2,5 тысячи, где, как в деревне, в порядке вещей сказать “здравствуйте” первому встречному! Меняются интересы – работа, семья, прежние увлечения вытесняются на второй план.
Постижение основ “Теории причинности” – удовольствие не из дешевых. Участие только в одном семинаре стоит 250 рублей с человека, сеанс лечения – 100. Лечение к тому же незаконное – лицензии на него у “Света истины” нет. Горожане, начав приобщаться к “Теории причинности”, влезают в колоссальные долги: более-менее сносные заработки здесь лишь у нефтяников.
На семинары “Света истины” приходят те, у кого в жизни что-то не ладится: больные, матери-одиночки, люди, терзаемые другими проблемами. Они приходят с надеждой на лучшее, с желанием самосовершенствоваться: ведь им обещают, что научат их правильно жить. И попадают в рабство – психологическая зависимость от “Теории причинности”, вера в фальшивую правильную жизнь не лучше героинового плена. Идейные наркотики тоже опасны.
У Нечаева и его приближенных выгодный бизнес. Есть средства даже на оплату поездок активистов организации в зарубежный Севастополь, где обосновался сам создатель учения Василий Гоч.
Так, может быть, именно это привлекает в “Свете истины” Елену Бояринову? Ведь только морального удовлетворения от своей работы любому человеку мало. А директор Кедровской школы заслуживает особого упоминания еще и потому, что – самое обидное! – она очень хороший специалист. Ее стараниями на базе школы был открыт техникум, где получает новые специальности чуть ли не полгорода. Она добилась, чтобы в школе появился центр довузовской подготовки при Томском государственном университете – из областного центра в Кедровый возят специально преподавателей ТГУ. А потом выпускники без проблем поступают на самые престижные факультеты.
Так почему же приверженцы учения Гоча так усердно рвутся в школу? Да потому, что хотят в будущем сделать свой бизнес еще выгоднее. Вот и стремятся заинтересовать “Теорией причинности” как можно больше людей, причем с самого раннего возраста.
Руслан ЦАРЕВ
Кедровый – Москва
Комментарии