search
main
0

На границе с бедностью?

Учителям опять обещают златые горы, а они не верят!

Педагогам постоянно что-то обещают. А они почему-то относятся к этому скептически. Но, похоже, у них на это есть все основания. Например, совсем недавно по всем СМИ прошла информация – в России намерены создать единую зарплатную систему для учителей. И теперь оплата труда не будет зависеть от региона, в котором расположена школа. Об этом рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов, уточнив, что систему оплаты необходимо обосновывать едиными принципами, одинаковыми от Москвы до Камчатки. На данный момент сложилась ситуация, при которой в соседних школах одного города педагоги нередко получают «сильно по-разному». Министерство предлагает сделать этот процесс полностью синхронизированным, чтобы «каждый учитель знал, за что ему платят».

 

Сэкономили на главном

В социальных сетях слова Сергея Кравцова педагоги разобрали на цитаты и проанализировали сказанное. Остроумия нашим учителям не занимать! Будьте уверены, профсообщество понимает, за что ему платят, неясным остается только, отчего же так мало.

– Единую тарифную сетку отменили официально в 2008 году. Но де-факто в некоторых регионах отмена произошла раньше. В образовании ЕТС отменена с 2002 года фактически, а в 2008 году уже новую систему оплаты труда в образовании ввели повсеместно, – напоминает о ситуации председатель Профсоюза работников образования города Череповца Наталия Кукушкина, которая уверена, что на учителях, а следовательно, и российской школе экономили больше десятка лет. Напомним, ранее при ЕТС оклад по первому разряду был равен МРОТ. У педагогов разряды начинались с 9-го, если не было высшего образования. Большинству учителей с высшим образованием сразу присваивался 12-й разряд.

Больше всего педагогов беспокоит то, что изменения анонсируют из месяца в месяц, из года в год, но на деле ситуация не меняется. Вопросы учителей возникают и по дополнительным выплатам: их беспокоит, как оцениваются занятость на экзаменах, сверхурочные занятия с детьми, оплата работы в группах продленного дня, проверка тетрадей, двойное ведение электронного и бумажного журналов, а также прочая отчетность, которую уже давно обещают сократить, но воз и ныне там.

 

ЕГЭ за 100 рублей

Один из омских педагогов разместил в соцсетях эмоциональный пост об оплате работы учителя в резервные дни проведения единого госэкзамена. Нередко они совпадают с отпускным периодом. Обращаясь к региональному Министерству образования, блогер рассказал, что уже не первый год учителя в июле вынуждены выходить из отпуска, чтобы работать на ЕГЭ.

При этом условия труда не самые лучшие: по 6-8 часов приходится работать в маске (хотя масочного режима уже нет), без воды и еды. Да и пункты сдачи экзамена находятся далеко от дома. А платят за такую работу всего 100 рублей за экзамен. Министерство образования Омской области обещало разобраться в ситуации и ответить по существу.

Между тем нередко звучат предложения доверить регламентацию работы педагогов на ЕГЭ федеральному центру. Тогда даже оплату за выход в отпускные и рабочие дни можно было бы синхронизировать по регионам и сделать справедливой.

Прокуратура в помощь

На официальном сайте прокуратуры Оренбургской области появилось сообщение о том, что учитель не смог выйти на досрочную пенсию. Он трудился в школе-колледже №45 Оренбурга. Для того чтобы добиться положенной по закону льготы, ему пришлось обратиться в региональную прокуратуру. Во время проверки обстоятельств дела выяснилось, что на момент трудоустройства колледж работал по программам основного общего и среднего (полного) общего образования. Поэтому отказ Пенсионного фонда считается нелегитимным. Материалы дела были переданы в суд, который после рассмотрения обязал ПФР назначить учителю досрочную страховую пенсию по старости.

Но стоит напомнить, что по закону педагоги имеют право на досрочное назначение страховой пенсии независимо от возраста. Основными условиями для ее назначения являются стаж работы на соответствующих должностях в соответствующих учреждениях не менее 25 лет и необходимое количество заработанных пенсионных коэффициентов.

 

Устранить перекосы

Преподаватель математики с 25‑летним стажем Рина Иванова из Алтайского края, например, уверена, что необходимо провести ревизию педагогических пенсий, сохранив именно эти реальные 25 лет для льготного выхода на заслуженный отдых.

– Для того чтобы ввести справедливую оплату труда, наверное, сложно все отследить и исправить перекос, – комментирует учитель ситуацию, связанную с заработной платой профессионального сообщества. – Для этого еще целый год нужно анализировать. Обещают аж к 1 сентября 2023 года представить проект новой системы оплаты труда. По сути, так просто собрать данные: количество часов учителей, зарплата без стимулирующих и классного руководства. Ну и одно разделить на другое – тогда и понятно будет, сколько на самом деле нужно учителей, чтобы было у каждого по ставке, и не более, и сколько на самом деле получают те, кто еще остался в школе. Заодно бы выяснили и количество учителей до 30 лет, и сколько именно они получают. Тогда бы снялся вопрос, почему же молодежь не идет в школу.

 

Переработкам – нет!

О ситуации с переработками рассказывает автор «Учительской газеты» Надежда Казакевич из Санкт-Петербурга. У нее 17 лет научного стажа, с 1992 года она преподает химию и физику, а с 2009 года является экспертом ЕГЭ по физике.

– Я проводила благотворительные консультации – мне так было удобно, мне они не оплачивались, для детей они были бесплатными тоже, естественно, – вспоминает педагог. – Но на самом деле неоплачиваемого труда быть не должно. Никто не должен сидеть с детьми после уроков, да еще бегать за ними, уговаривая прийти на дополнительные занятия. Да и родители сами начнут протестовать, что их чадушек оставили после уроков. Вообще же следует иметь в виду: обучение – это процесс взаимодействия, а не одностороннего воздействия. Нельзя научить того, кто не хочет научиться. Консультации эти я проводила раз в неделю по полтора часа после уроков с 15.00 до 16.30. Мы работали по шестидневке, и у нас седьмых уроков практически не было, так что время всех устраивало. Для чего я это делала? Дети знали, что все вопросы можно решить на этих консультациях. Со срочными вопросами обратиться можно в любое время, но в перемену. А длительные разговоры после уроков.

 

Не обязан, но должен

О том, что учителя вынуждены работать для получения достойной зарплаты больше, чем на ставку, знает теперь даже министр просвещения России. Но есть еще много невидимой работы, на которую учителя соглашаются, чтобы ученики успешно сдали экзамен. Как сказал один из педагогов, он не обязан проводить консультации вне уроков, но невозможно подготовиться к экзаменам, только изучая школьную программу. Вот и соглашаются учителя на дополнительные нулевые и последние уроки, чтобы подготовить тех, у кого нет и не предвидится репетиторов.

Из разряда летних инициатив – в Курганской области губернатор поручил организовать патрулирование несанкционированных мест купания с привлечением сотрудников органов власти и образовательных организаций. Новость вызвала общественный резонанс. Возможно, теперь учителям не придется выполнять функции полицейских или им эту работу во время выходных и отпусков оплатят отдельно.

 

Чей опыт заимствуем?

Между тем председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал обратиться к опыту дореволюционной России при разработке собственной системы образования.

– Когда вы говорите о том, что неправильно учитывать опыт царской России, вот здесь с вами не соглашусь, – подчеркнул он. – Огромное количество ученых с мировым именем, которые реально сделали открытия, совершившие развитие многих отраслей, прошли подготовку в школах, вузах того времени. И сегодня мы используем их открытия, достижения.

Кстати, в 2016 году Счетная палата Российской Федерации опубликовала, сколько получали разные категории населения в 1913 году в переводе на современные деньги. Проще говоря, какой была покупательская способность тех зарплат, если сопоставить ее с покупательской способностью 2016 года. Так, средняя зарплата учителя гимназии согласно ведомству в 1913 году составляла 85 рублей в месяц (1020 рублей в год), что в перерасчете на цены 2016 года аналогично зарплате в 128669 рублей. Это было больше, чем жалованье среднего чиновника (62 рубля в месяц) и слесаря (56,8 рубля), и намного больше, чем зарплата, например, красильщика (27,9 рубля) или дворника (18 рублей). Однако если сравнить эти цифры с зарплатой земских учителей, а таких, как мы помним, было больше, чем преподавателей гимназий, – 30 рублей в месяц, то положение педагога кажется очень незавидным. Выходит, что чиновник среднего звена получал жалованье в два раза выше, слесарь тоже существенно выше, а оклад красильщика лишь немногим уступал учительскому. Если попытаться перенести месячную зарплату земского преподавателя на покупательскую способность по методике Счетной палаты, то по современным меркам выйдет сумма в 45,5 тысячи рублей.

 

Кто работать будет?..

Помимо того что учителям в современной России недоплачивают, в скором времени система образования столкнется с дефицитом педагогов. Об этой ситуации свидетельствует тревожная статистика. По данным РБК, с 2019 по 2030 год Россия лишится 1,9 млн человек работоспособного населения. Такую оценку в среднем варианте демографического прогноза дали эксперты НИУ ВШЭ в дайджесте «Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России». Вместе с сокращением общей численности людей, способных что-то производить и что-то делать, изменится и возрастной состав этой категории граждан, прогнозируют они. К 2030 году доля тех, кому меньше 40 лет, в составе рабочей силы сократится до 37,4% (с 42% в 2019 году). Старение рабочей силы ускоряется, поскольку в трудоспособный возраст вступает малочисленное поколение 1990‑х и 2000‑х годов, а повышение пенсионного возраста продлевает трудовую жизнь старших поколений работников.

Поэтому вопрос о том, кто будет работать, если не уменьшить количество бумажной отчетности и не поднять учительские зарплаты до приемлемого для жизни уровня, кажется банальным и уже набившим оскомину.

 

Пока верстался номер

Госдума отклонила законопроект о базовой ставке зарплаты учителей не менее двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Думский Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов пояснил, что «нормы в случае принятия законопроекта будут изначально нереализуемыми на практике». Ранее законопроект был внесен в Госдуму депутатами от фракции КПРФ. Предлагалось установить для учителей размер базовой ставки зарплаты не менее двукратного МРОТ, который установлен в конкретном регионе. По мнению авторов инициативы, данный документ мог бы обеспечить учителям достойный уровень зарплаты. Законодательную инициативу не поддержал и Комитет Совфеда по социальной политике. В Правительстве РФ считают, что авторы поправок вводят «новые понятия «минимальный размер оплаты труда, установленный в субъекте РФ» и «базовая месячная ставка заработной платы педагогических работников», но отсутствует порядок их установления».

Мария ГОЛУБЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте