Кажется, что сегодня определить место одного из самых знаменитых писателей в мире легче всего на этом разломе эпох и даже целых цивилизаций. Указ о праздновании юбилея Горького подписал президент Владимир Путин. Юбилей писателя отмечали в США, Италии, Франции и других странах Европы и Азии. 27 октября во время фестиваля «Возвращение в Сорренто: к 150‑летию М.Горького» итальянцы приветствовали открытие памятника русскому литератору. И совершенно органично Московский городской Дом учителя совместно с Институтом мировой литературы имени Горького РАН и издательством «Просвещение» организовал и провел городскую открытую гуманитарную конференцию, посвященную 150‑летию со дня рождения нашего певца мечты о новых людях.
Конференцию можно определить как чрезвычайно своевременную и актуальную. И дело вовсе не только в факте юбилея писателя. Литературоведы отмечают, что сегодня о Горьком заговорили по-новому. Исчезают штампы «пролетарский писатель», «буревестник революции». Сегодня отмечается необыкновенный рост интереса к личности писателя, сказавшего когда-то: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».Слова писателя оказались близки ментальности наших современников. Действительно, жизненный путь Горького – это исключительный пример самопостроения и саморазвития личности, о чем теперь так много говорится. Если проанализировать круг вопросов, связанных с произведениями писателя во всех жанрах, с его общественной деятельностью и биографией, то все их можно обобщить: это размышления о человеке. Действительно ли «Человек – это звучит гордо»? Участие в конференции заставило многих учителей и литературы, и истории по-новому взглянуть на творчество самого известного и самого противоречивого русского писателя.Максим Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем в 1918-1986 годах: общий тираж изданий составил 242,621 млн экземпляров. Среди русских писателей в этом Горький уступает лишь Л.Н.Толстому и А.С.Пушкину. Горький пять раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928 и 1933 годах.Освоение нового материала, новых подходов и новых технологий в преподавании Горького – факт профессионального роста учителя. А многообразие тем, исследований и докладов подтверждает, что профессиональный интерес учителей выходит за рамки школьных программ. Судите сами по кругу вопросов, предложенных учителями к обсуждению: «Метафоры революции» (А.В.Замелюк, учитель истории и обществоведения школы №1449), «Идейно-художественное своеобразие сказки М.Горького «Товарищ» (И.А.Бимаева, учитель русского языка и литературы школы №1466), «Неизвестный Горький. «Рассказ о безответной любви» (Г.В.Афанасьева, учитель русского языка школы №2128), «Несвоевременные мысли». Публицистика Горького в школе» (И.В.Гришина, учитель русского языка и литературы школы №1501), «Город желтого дьявола» Культурологический образ Нью-Йорка в русской литературе» (Е.А.Кузнецова, учитель русского языка и литературы школы №1770). Произведения М.Горького, глубокие по мысли и написанные с большим мастерством, дают возможность не только приблизиться к пониманию «сущности жизни» (так о нем писал Стефан Цвейг), но и результативно использовать самые современные методики и технологии, чтобы освоить хоть частичку горьковских мыслей о жизни и человеке.Практический опыт такого использования представили учителя русского языка и литературы Д.А.Хаустова из школы №1257 («Смарт-доска при изучении творчества М.Горького в школе»), Т.В.Сафонова из школы №1449 («Развитие ассоциативного мышления при изучении рассказа «Челкаш»), Н.А.Алексеева из школы №1574 («Формирование положительного эмоционального опыта при чтении «Сказок об Италии»). С большим интересом были восприняты исследовательские работы по творчеству М.Горького и других учителей: О.С.Ковалевой (школа №979), С.Ю.Прантиковой (школа №1948), Н.А.Александровой и Н.А.Хурды (школа №962), Г.И.Михеевой (МПЭ «Колледж имени Плеханова»), С.В.Кулешовой (школа №956). Публичные выступления – это очень результативный способ развития профессиональных навыков.На конференции выступили и ученые. Институт мировой литературы РАН представлял доктор филологических наук А.В.Гулин. Александр Вадимович с большим интересом слушал педагогов, участвовал в обсуждении и подвел итог своим впечатлениям:- Это не первая конференция по литературе, организованная московским Департаментом образования и городским Домом учителя, в работе которой мне посчастливилось участвовать. Мои впечатления уже традиционно радостные. 150‑летие Максима Горького оказалось еще одним поводом для самой серьезной творческой работы учителей и школьников. Доклады, подготовленные московскими учителями, были очень содержательными, а самое главное – неформальными, отмеченными подлинно исследовательским духом. Еще раз убеждаюсь, что такого рода конференции необыкновенно важны, просто незаменимы в смысле научного и профессионального роста московских педагогов.Участники конференции с благодарностью отметили внимание академической науки не только в плане очного общения с педагогами. К юбилею Горького сотрудники института подготовили совершенно новую книгу о Горьком, в которую вошли исследования ученых за последние годы. Книга издана небольшим тиражом, но именно она с дарственной надписью автора Л.А.Спиридоновой, доктора филологических наук и руководителя группы по изучению наследия Горького, была подарена учителям! Дорогой и важный подарок. Ведь нечасто сокращается дистанция между учителем и ученым, по книгам которого сам педагог учится.Проведение и организацию юбилейных конференций по факту можно считать серьезным культурологическим проектом Дома учителя, академического института, издательств «Просвещение» и «Русское слово», литературных музеев Москвы. Объединение этих структур направлено на качественное развитие системы московского образования.Издательство «Просвещение» участвует в этих проектах словом и делом. Щедрое награждение участников замечательными книгами издательства делает конференцию праздником. А выступление автора учебника по литературе, сотрудника издательства кандидата педагогических наук Виктора Петровича Журавлева внесло полную ясность в проблемы изучения Горького сегодня:- Произведения Горького не могут уйти из школьной программы, но будут прочитаны и изучены иначе: через личное восприятие и сопереживание герою, без навязывания штампа о Горьком как «певце революции».Совершенно закономерно, что доклады учителей, заявленные на конференции, стали основой уроков, помещенных в МЭШ. Это работы Т.В.Сафоновой, Д.А.Хаустовой, Е.А.Кузнецовой, М.П.Котовой и других. А работы И.В.Гришиной, Л.В.Ереминой, Г.И.Михеевой представлены на страницах ваковского журнала «Русская словесность» и в сборниках ИМЛИ РАН. Итак, начинается новое время в чтении и изучении великого писателя. Он и сегодня помогает людям объединяться для созидания новой действительности, а не застывать в позе потребителя и наблюдателя происходящих перемен. Мы еще только на пути к пониманию утверждения Горького: «Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда».Замечательно, что учителя вместе со своими учениками обсуждали эти проблемы. Запомнились интересные выступления А.Пустовит (школа №1527); учащихся школы №1574 А.Трубачевой-Гудович, Г.Никитина, А.Детковского; А.Сакмаровой, А.Шагаловой, А.Артемовой, А.Каламбетовой из школы №1770; С.Ерашовой, А.Рыбаковой из школы №1501; А.Каменяки из школы №962. В рамках горьковского проекта неожиданно возник конкурс чтецов. Мы как организаторы эту инициативу участников поддержали. И были отблагодарены прекрасным чтением не только стихов Горького, но и его прозы, а общий восторг вызвал диалог Барона и Сатина из пьесы «На дне» в исполнении ребят из 11‑го кадетского класса школы №1574 Кирилла Мацнева и Алексея Евсикова. Все отметили, что у ребят есть актерское дарование. Наверное, оно пригодится и военным. Также вдохновенно читали студенты МПЭК имени Плеханова Катя Жигина, Ани Чалабян, Ася Айвазян, Марьям Бусуева, Катя Селиджанова, Денис Ефремов, Кристина Саркисян. Ну что ж! Горький победил время. Его читают, им интересуются, у него учатся.Хочется поблагодарить школу №1501, которая приняла участие в организации горьковского проекта, и всех участников, сохранивших любовь к слову и желание сберечь нашу культуру, которая остается признанной всем человечеством.В 1918 году, поздравляя Горького с 50‑летием, Ромен Роллан писал: «Вы родились в конце зимы и на пороге весны, в пору весеннего равноденствия. И это совпадение довольно символично, ибо ваша жизнь связана с концом старого мира и с возникновением среди бурь мира нового. Вы были как бы гигантской аркой между этими двумя мирами, между прошлым и будущим, да и поныне служите аркой между Россией и Западом. Я склоняюсь перед аркой. Она возвышается над дорогой. И те, кто придет после нас, еще долго будут видеть ее, даже когда она останется далеко позади». А нам остается только помнить об этом.Лариса ЧЕРНИЧЕНКО,Московский городской Дом учителя
Комментарии