Деньги у населения все-таки есть
Россия – страна контрастов. Стоит только выехать за Московскую кольцевую дорогу, и вот тебе картина “до самых до окраин” – разбитые дороги да неухоженные дома. Не шикует народ ни в селе, ни в городе. Зарплаты не позволяют. Однако социологи считают, что деньги у населения (особенно в крупных городах) все-таки есть. Образование своих детей готовы оплачивать не только “новые русские”. Обычные семьи, затягивая пояса, экономят и копят деньги от семестра к семестру. Вот цифры социологических исследований. Еще семь лет назад только 15 процентов первокурсников полностью оплачивали свое образование. В 2000 году число “платежеспособных” выросло до 44 процентов. А сегодня на платной основе в государственных и частных вузах учатся уже 54 процента первокурсников. В общей численности платный контингент студентов достиг 40 процентов.
Значительные средства семьи тратят и на преодоление барьера “школа – вуз”. По данным экспертных оценок, на эти цели расходуется до 30 миллиардов рублей в год! Естественно, большая часть этих денег не поступает в вузы, а уходит в “теневой” сектор: на репетиторов и взятки за поступление. Масштабы этой “тени”, считают эксперты, зависят от двух причин. Первая – неэффективность действующей экзаменационной системы на выходе из школы и при поступлении в вуз. Вторая – сложившаяся система финансирования высшего образования. Отсюда “растут ноги” хорошо знакомых нам проблем – детям из малообеспеченных семей и отдаленных районов качественное высшее образование практически недоступно, поэтому в лучших московских и петербургских вузах студентов из провинции совсем немного. Не каждый может позволить себе вояж “в Москву и обратно” в случае провала на вступительных экзаменах.
Как исправить эту ситуацию? Многолетнюю проблему недофинансирования вузов (они получают 35% от потребности) правительству в одночасье не решить. Вузы выкручиваются из безденежья, набивая платные отделения. И, как ни парадоксально, борются не за лучших, а за худших студентов, ведь один “платник” тянет на себе одного, а то и двух бюджетников. Платежеспособные двоечники помогают вузам сводить концы с концами, доплачивать преподавателям, латать дыры обветшавшей материальной базы. В бюджете страны на это денег нет, недаром денежную прибавку вузовской науке и профессорско-преподавательскому составу правительство обещает только в 2003 году. Вместе с тем, чтобы пробить стену “школа – вуз” в прошлом году население умудрилось найти сумму, равную тридцатимиллиардному бюджету образования. Учитывая все эти обстоятельства, правительство и решилось на эксперимент по ГИФО.
Слово из четырех букв
Государственное именное финансовое обязательство. Именно так расшифровывается загадочная аббревиатура. Выдаваться ГИФО будет по результатам сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). Каких-то особых документов печатать не собираются. По замыслу разработчиков эксперимента, ГИФО будет выглядеть как надпечатка на свидетельстве о сдаче ЕГЭ. Таким образом, государство возьмет на себя обязательство перед конкретным российским гражданином профинансировать за счет бюджетных средств его обучение в вузе или ссузе в течение всего определенного госстандартом срока. Однако в этом году ссузы остались за бортом эксперимента, и механизм нормативного финансирования профессионального образования будут отрабатывать на вузах в трех регионах: Марий Эл, Чувашии и Якутии. Регионы выбраны не случайно, в прошлом году там впервые проводился эксперимент по единому госэкзамену. Этим летом к ЕГЭ прибавится ГИФО. Новый механизм нормативного финансирования примерят на себя шесть вузов: Марийский госуниверситет, Марийский государственный технический университет, Марийский госпедуниверситет, Чувашский госуниверситет, Чувашский госпедуниверситет и Якутский государственный университет.
Кто и сколько получит?
Итак, по результатам ЕГЭ будут выдаваться 5 категорий ГИФО: “А+” (1-я категория), “А” (2-я категория), “Б” (3-я), “В” (4-я) и “Г” (5-я). При этом надо учитывать, что в рамках ЕГЭ должно сдаваться не менее 5 экзаменов – два обязательных (русский язык и математика) и по крайней мере три – по выбору. Оценка результатов осуществляется по 100-балльной шкале. Те, кто отлично сдал единый экзамен или стал победителем международных и всероссийских олимпиад, получают ГИФО 1-й категории “А+”, чуть хуже – ГИФО “А”, хорошо – “Б”, средне – “В”. В категорию “Г” попадают те, кто показал на экзамене самые плохие результаты. Брать финансовые обязательства по отношению к таким выпускникам государство фактически не будет. Тем, кто учился спустя рукава, придется самостоятельно оплачивать высшее образование в полном объеме. Разработчики эксперимента допускают и то, что в результате ЕГЭ выявится группа выпускников, которые и вовсе окажутся не в состоянии сдать этот экзамен. Им тоже не придется рассчитывать на помощь государства.
Цена зависит от категории
Но не надо думать, что ГИФО в виде купюр станут выдавать абитуриентам в банках. Государство перечислит деньги в тот вуз, куда принесет свое свидетельство по результатам ЕГЭ – ГИФО конкретный человек. Сколько же денег будет приходиться на каждую из пяти категорий ГИФО? По замыслу разработчиков, это зависит от расчетной шкалы: умеренной (когда сумма по “А+” не слишком отличается от “А”) или радикальной (когда обладатели категории “А+” получают значительно больше категории “А” и всех остальных). По какой шкале в итоге пойдет финансирование, станет ясно только после нескольких лет эксперимента. А пока в арсенале разработчиков два расчета.
В варианте радикальной шкалы (то есть сильного отличия высоких категорий ГИФО от средних значений) ГИФО должны были бы составить:
А+ – 18,7 тысячи рублей;
А – 10,6 тысячи рублей;
Б – 5,3 тысячи рублей;
В – 2,7 тысячи рублей;
Г – 0,0 тысячи рублей.
В варианте умеренной шкалы ГИФО картина выглядела бы так:
А+ – 13,3 тысячи рублей;
А – 10,6 тысячи рублей;
Б – 5,3 тысячи рублей;
В – 4,3 тысячи рублей;
Г – 0,0 тысячи рублей.
Однако на первый год эксперимента Минобразование приняло третий, “компромиссный” вариант. Таким образом, утвержденные на 2002 год ГИФО по категориям составляют:
А+ – 9375 рублей;
А – 7500 рублей;
Б – 3750 рублей;
В – 3000 рублей;
Г – 750 рублей.
Правила игры
Планируется, что финансовое наполнение и количество ГИФО каждой категории будут устанавливаться ежегодно в законе о федеральном бюджете. Соответственно, чем больше денег в госбюджете, тем больше придется на каждое конкретное ГИФО. Важно понимать, что по ГИФО распределяется не весь бюджет высшего образования. В этом году, например, это меньше 60%, куда входят зарплата, начисления на нее и текущие расходы (оздоровление студентов и др.). Вот и получается, что бюджетное финансирование каждого вуза не будет исчерпываться только финансированием по ГИФО. В вузы поступят также бюджетные средства на инвестиционные программы (в том числе на обновление учебного и лабораторного оборудования, на информатизацию учебного процесса, пополнение библиотек), на выплату академических и социальных стипендий, на оплату коммунальных услуг и капитальный ремонт.
В 2000-2001 учебном году на 1 студента-бюджетника приходилось от 8 до 11 тысяч рублей в год (это 100%). В нынешнем году вузы могут рассчитывать на такие цифры:
За того, кто получил “А+” (1-ю категорию), из бюджета вузу поступит 9375 рублей по ГИФО и еще от 8 до 10 тысяч рублей по остальным бюджетным статьям. За того, кто получил ГИФО категории “А” – от 6 до 8 тысяч рублей, кроме тех денег, которые принесет сам абитуриент по ГИФО.
Средства по ГИФО выплачиваются в течение всего срока обучения, установленного госстандартом.
Если выпускник школы не удовлетворен результатами ЕГЭ, то на следующий год он может пересдать единый экзамен бесплатно и получить новое ГИФО (улучшенную категорию), соответствующее новым баллам по предметам, полученным при новой сдаче ЕГЭ.
За ошибки в выборе жизненного пути придется расплачиваться: при переходе в другой вуз с потерей года студент будет терять и один год оплаты по ГИФО. При взятии академического отпуска ГИФО будет сохраняться.
Установлено, что не менее 50% студентов, поступивших в вуз и лучших по рейтингу оценок (баллов), полученных на ЕГЭ, будут обучаться в вузе только за бюджетные средства, распределяемые на основе ГИФО. Эта доля обеспечивает норму Закона “Об образовании”, согласно которой 170 человек на 10000 населения должны учиться в госвузах на бюджетной основе.
Важные детали
При переходе на систему ГИФО вузы будут сами устанавливать стоимость обучения по каждой специальности и направлению подготовки, а также требования по профильным предметам.
Например, вуз объявляет, что на его физическом факультете стоимость обучения составит 20 тысяч рублей в год, а предъявляемые требования к сдаче профильных предметов следующие:
По математике – не ниже 80 баллов, по физике – не ниже 85 баллов, по химии – не ниже 70 баллов. Либо требования могут звучать так: зачисляются все имеющие оценки по физике не ниже 70 баллов и категории ГИФО не ниже “В”.
Выпускники школ, сдавшие ЕГЭ и получившие сертификаты с оценками и ГИФО, направляют свои заявления в выбранные вузы. Они заранее узнают предъявляемые требования и стоимость обучения и соответственно знают, сколько им придется доплачивать, если по рейтингу они не попадут в число лиц, которых вуз берется обучать только за ГИФО. Если же они прошли рейтинг “образование только за ГИФО” или их устраивает размер доплаты, то они подтверждают свое обучение в данном вузе. Если же, скажем, абитуриент не попал в число лучших, а размер доплаты для него велик, он дает согласие на обучение в вузе, где цена обучения ниже.
Еще один принципиальный момент. Величина ГИФО зависит только от сдачи ЕГЭ и не зависит от результатов последующего обучения студента в вузе. По замыслу разработчиков, это предотвратит “некорректное” поведение вузов, другими словами, пресечет взяточничество за возможное уменьшение доплаты за обучение.
К каким целям стремимся?
В чем же, по мнению разработчиков, основные цели эксперимента? Главное – навести порядок на образовательном рынке. В результате введения нормативного финансирования каждый получит по заслугам. Выиграют престижные сильные вузы, где дают качественное образование и куда принесут максимальное количество денег абитуриенты с ГИФО “А+” и “А”. Средние вузы останутся на плаву, а вот слабые явно проиграют. Вузам придется конкурировать между собой, повышение качества образования будет стимулироваться экономическими механизмами.
Золотые медали со временем станут моральной наградой за отличную учебу. Льгот по ним не предполагается. Поэтому “дотягивание” до медали или ее покупка потеряют актуальность.
В идеале ГИФО должно сделать качественное образование более доступным. Насколько это удастся в реальности, покажет эксперимент. Его итоги Министерству образования поручено обобщить и представить в Правительство России в форме доклада до 1 ноября 2004 года.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии