30 июля наша страна отмечает День Военно-Морского Флота. Накануне праздника морской рати России на вопросы «Военного образования» отвечает заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом по воспитательной работе – начальник управления воспитательной работы ВМФ вице-адмирал Федор СМУГЛИН.
– Федор Савельевич, каковы основные направления воспитательной работы на Российском флоте?
– Человек – главный ориентир строительства и развития Вооруженных Сил. Выдвижение на первый план человека, который служит нашему Отечеству, управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия – решающее условие успеха любой социальной деятельности, тем более военной. Без настроя военнослужащих, их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы нельзя ожидать весомых результатов в реформировании Российских Вооруженных Сил.
Воспитательная работа – составная часть строительства и развития ВМФ, способствующая поддержанию устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих, успешному решению задач, поставленных флоту. Она представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. Мы активно выполняем требования министра обороны России о создании и внедрении в силах (войсках) ВМФ системы воспитания военнослужащих, отвечающей современным условиям.
В последние годы заметно активизировались деятельность сил ВМФ в морской зоне, их участие в обеспечении внешнеполитических акций государства. Многоцелевые подводные лодки, надводные корабли и суда ВМФ в 2005 г. совершили 29 морских походов, 45 визитов и деловых заходов в порты 24 иностранных государств. Успешно решен весь спектр задач сил и войск ВМФ в мирное время.
Для укрепления связей с военно-морскими силами иностранных государств и демонстрации военно-морского флага России корабли ВМФ в 2005 г. участвовали более чем в 10 международных учениях. Наиболее показательны – «Блэксифор», «Черноморское партнерство-2005», международное учение НАТО по спасению экипажей аварийных подводных лодок «Сорбет Роял – 2005», поход корабельной авианосной группы Северного флота в Северную Атлантику. Отряды боевых кораблей Тихоокеанского флота с судами обеспечения участвовали в совместных учениях – российско-китайском «Мирная миссия -2005» и российско-индийском «Индра-2005».
– Лучшие воспитатели – кто они?
– Прежде всего отмечу заместителя командующего Северным флотом (СФ) по воспитательной работе – начальника управления воспитательной работы контр-адмирала А. Дьяконова. Он кандидат наук, опытнейший офицер-воспитатель, талантливый организатор, творчески, инициативно мыслящий человек. Под его руководством на флоте создана и эффективно функционирует на всех уровнях система воспитательной работы. В частности, в управлении воспитательной работы СФ с использованием информационного канала «Военный вестник», готовят и направляют на корабли, находящиеся в море, информационные обзоры событий в стране и за рубежом. Это помогает работе офицеров-воспитателей.
Добрых слов заслуживает и заместитель командующего Кольской флотилией разнородных сил СФ по воспитательной работе, продолжатель флотской офицерской династии в четвертом поколении, кандидат психологических наук капитан 1 ранга М. Юрченко. Среди лучших – и заместитель командира Новороссийской военно-морской базы по воспитательной работе кандидат психологических наук капитан 1 ранга А. Томилин. Он более 7 лет руководит организацией воспитательной работы в этом важном объединении. Грамотный, разносторонне развитый офицер, работает над докторской диссертацией.
Эффективно организована информационно-пропагандистская работа на кораблях Черноморского флота под руководством заместителя командующего ЧФ по воспитательной работе – начальника управления воспитательной работы контр-адмирала А. Пушкарева. Целенаправленно внедряются в учебный процесс современные технологии, компьютерная и оргтехника. В Интернете функционирует созданный в 2003 г. сайт, на котором размещены тематические планы общественно-государственной подготовки, методические рекомендации, лекции, другие материалы в помощь руководителям и слушателям групп общественно-государственной подготовки (ОГП). Важную роль играет и телецентр Черноморского флота. Его программы, транслируемые по местному кабельному телевидению, используются для занятий по ОГП, информирования моряков. Результатам итоговых и контрольных занятий посвящены специальные телерепортажи, интервью с офицерами.
В числе передовых офицеров-воспитателей – тихоокеанцы капитан 1 ранга Н. Лапшин, полковник М. Любецкий, старший лейтенант М. Селявский, балтийцы – капитан
1 ранга И. Кирбай, подполковник А. Каминский, североморец – капитан 2 ранга А. Заикин и черноморец капитан
2 ранга А. Ушкачев. Среди руководителей культурно-досуговых учреждений отмечу начальника ансамбля песни и пляски Черноморского флота подполковника В. Бойко и руководителя драматического театра Северного флота капитана 2 ранга М. Онищука.
– В чем проявляется военно-социальная направленность работы воспитательных органов?
– Особое внимание уделяется семьям начинающих офицерскую службу выпускников военных вузов. Практически все молодые семьи, в которых есть дети, обеспечены жильем. В объединениях, соединениях и в частях ВМФ с участием женского актива проводятся «Дни молодого офицера», «Неделя молодой семьи», «Лейтенантские балы», встречи выпускников и их семей с командованием флотов, объединений, соединений, кораблей и частей, знакомство с историей и традициями кораблей и частей флота. Ведется работа по трудоустройству жен молодых офицеров. Данные об их образовании, специальностях передают в центры занятости. Людей информируют о порядке решения социальных проблем через местные органы власти и командование. Женский актив знакомится с жилищными условиями молодых семей, им помогают в доставке контейнеров, приобретении предметов первой необходимости.
Традиционно большая работа связана с организацией летнего отдыха детей военнослужащих и гражданского персонала, проводятся инструкторско-методические занятия, встречи с представителями медицинской службы, администрациями городов. Налажено взаимодействие с благотворительными организациями и фондами, шефами – субъектами Федерации, городами, федеральными министерствами и ведомствами, промышленными предприятиями. Женский актив флота участвует в организации работы детских летних площадок в гарнизонах.
– В каких учебных заведениях готовят флотских воспитателей?
– Базовый вуз подготовки офицеров-воспитателей – Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова (ВМИРЭ). В нем высок уровень методологической культуры научно-педагогических, научно-технических кадров (более 60% из них – ученые), сконцентрированы мощные научные силы в трех диссертационных советах по защите докторских диссертаций, в том числе по проблемам военной педагогики и психологии.
Институт радиоэлектроники – компьютерная база ВМФ. А будущие офицеры-воспитатели должны обладать компьютерной грамотностью, знаниями современной информационной среды. К тому же ВМИРЭ расположен в прекрасном историческом месте – Петергофе, рядом с ведущими гуманитарными образовательными центрами – Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, другими университетами и академиями, преподавателей которых можно привлекать для обучения будущих офицеров-воспитателей. Все эти факторы учитывали при выработке решения об открытии факультета подготовки офицеров-воспитателей для ВМФ именно в этом вузе.
Профессиональная образовательная программа разработана на основе госстандарта высшего профессионального образования «Психология». Квалификация дипломированных специалистов – «Психолог. Преподаватель психологии». Вступление ВМИРЭ в учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области психологии оформлено в январе 2002 г. В апреле того же года также издан приказ министра обороны РФ № 024, который ввел в перечень специальностей для ВМИРЭ новую специальность со сроком обучения 5 лет – «Организация морально-психологического обеспечения сил флота».
– Как вы оцениваете уровень подготовки в вузе кадров для воспитательных структур флота?
– Учебно-методической основой создания гуманитарного факультета ВМИРЭ и организации учебного процесса на начальном этапе стала кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Все ее преподаватели обладают высшим гуманитарным образованием и достаточным педагогическим опытом. На кафедре 7 докторов наук, профессоров и 7 кандидатов наук, доцентов. У 85% преподавателей педагогический стаж – более 5 лет.
Руководит гуманитарным факультетом опытнейший, целеустремленный, инициативный, волевой офицер-воспитатель капитан 1 ранга А. Лимбаков, который большую часть офицерской службы провел на Северном флоте, в соединении и объединении атомных подлодок. Под его руководством на факультете создан благоприятный, здоровый морально-психологический климат, способствующий эффективному учебно-образовательному процессу.
Главное направление подготовки будущего специалиста воспитательной работы ВМФ – обучение и воспитание офицера, способного выполнять обязанности заместителя командира по воспитательной работе. Для этого на военно-профессиональные дисциплины отведено 3166 учебных часов.
Большое внимание командование института и факультета уделяют подбору младших командиров. Все старшины прошли сбор в психолого-педагогической службе института, собеседование с заместителем начальника института по воспитательной работе. Для формирования командных воспитательных навыков старшинами и заместителями командиров роты назначают курсантов старших курсов, которые ранее были младшими командирами. С ними проводят учебно-методические сборы, посвященные практике организации учебно-воспитательного процесса, поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины.
На факультете у будущих офицеров целенаправленно развиваются навыки воспитательной работы, формирования здорового морально-психологического климата через коллегиальные органы управления и общественные организации. Неформально, интересно проходят заседания совета факультета, подведения итогов учебной и воспитательной работы, поддержания правопорядка и воинской дисциплины, общие собрания военнослужащих. Там выпускают стенную печать, а с марта 2006 г. организован выпуск ежемесячной газеты «Курсантский вестник». На ее страницах публикуются различные материалы, отражающие многообразную, увлекательную жизнь факультета.
Еженедельное информирование готовят и проводят сами курсанты, в том числе и в подшефных школах. В роте активно создают видеотеку и библиотеку с лучшими отечественными фильмами и литературными произведениями. По инициативе курсантов создана команда КВН. Она успешно выступает в отборочном цикле команд КВН Санкт-Петербурга. Устанавливаются шефские связи со школами и вузами города.
По согласованию с командованием Ленинградской военно-морской базы с переходом на третий курс курсанты регулярно участвуют в воспитательных мероприятиях на кораблях и в частях, а также сами готовят и проводят их.
Хороших результатов в учебе, дисциплине и общественной жизни факультета добились главный старшина С. Захаренко, старшина 1 статьи А. Мельников, курсанты А. Замлынский, С. Мельников, Э. Драпкин,
В. Аксенов, В. Суворов, М. Суворов, Н. Столяров.
– Одна из распространенных форм помощи Российскому флоту – шефство над ним. Ряд надводных кораблей и подлодок носят названия российских городов, администрации которых поддерживают подшефные экипажи. Насколько, на ваш взгляд, перспективно подобное сотрудничество?
– Желание помогать Военно-Морскому Флоту есть во многих регионах России, во всех слоях населения. Ему в нашей стране в той или иной форме помогают все регионы, над кораблями и частями шефствует более 400 административно-территориальных образований и предприятий России. Шефская помощь предприятий, городов, субъектов Федерации благоприятно влияет на морально-психологическое состояние моряков, повышает престиж флотской службы в глазах призывной молодежи.
Мы высоко оцениваем вклад шефствующих организаций в боевую подготовку экипажей кораблей. Дело не в рублях и крупе, компьютерах и квартирах, получаемых моряками от шефов, а в неоценимой моральной поддержке народа России, которая проявляется в шефстве. Для несущих вахту в отсеках подлодок, на боевых кораблях, для морских пехотинцев и летчиков, офицеров штабов исключительно важно, чтобы их социальный статус в российском обществе был достойным.
Комментарии