Ведь вспомните, сколько нам твердили (а некоторые и твердят, но как-то уже тихо), что таблицу умножения учить не нужно: просто решите сотни три примеров, и она выучится сама. В результате распухает учебник для второго класса и мозги малышей. А долбицу все равно приходится учить, то есть долбить. ╚Дважды два, трижды три и пр.╩.
Только зубрежке она и поддается. И так было и век назад, и два века назад, и с этим принципом изучения так называемые ╚алгоритмики╩ принесли ее в Европу из арабского мира. Ее никогда не учили иначе, и это заставляет думать: раз так, может быть, в этом есть смысл? Может быть, это не так уж и плохо?
Так что же такое она, эта всеми ненавидимая зубрежка? Главное в ней – и это всем, разумеется, очевидно – активизация моторно-вербальной памяти: я проговариваю много раз некие слова (╚дважды два╩), и в мозгу откладывается последовательность мышечных импульсов. Страдают те, у кого, следовательно, память этого вида работает туго, но в общем и целом рано или поздно все таблицу запоминают. А если ╚внедрять╩ какую-то новую методу (в той или иной форме ╚активизм╩, решение массы упражнений с верой, что ╚так само получится╩), я утверждаю, что ╚так не получается╩, и ученики тайно зубрят. И в этом весь секрет успеха новых метод.
Поэтому единственно, что возможно (если уж мы так ненавидим зубрежку – а так ли уж мы ее ненавидим?) – это свести ее к минимуму. Итак, таблица умножения – квадрат 10 на 10, всего будет 100 ячеек. В каждой ячейке – последовательность чисел, явно меньшая стандартного телефонного номера (7х8 = 56 – ╚семь-восемь-пятьдесят шесть╩, а телефонные номера семизначны).
На самом же деле нужно запомнить гораздо меньше 100 четырехзначных последовательностей. Во-первых, ни к чему запоминать таблицу умножения на 1 и на 10. Во-вторых, за счет переместительного (комутатив ного) закона из двух последовательно стей 3,7,21 и 7,3, 21 можно запомнить только одну (например, первую).
В результате остается 36 ╚действий╩, соответствующих светлым клеткам таблицы. Но и это еще не все. Умножение на 2 можно заменить сложением . ╚3,3,9╩ – тоже легко запоминается, так как числа маленькие. Умножение на 9 подчинено очень простому правилу: первая цифра результата – множитель без единицы, а вторая – его дополнение до 10. Умножение на 5 – это умножение на 10 и последующее деление на 2, впрочем, таблица умножения на 5 никогда не представляла трудности – там все в рифму. Кроме того, рифмуются: ╚6,6,36╩, ╚6,8,48╩, ╚6,4,24╩ (умножение 6 на четное число). Все эти ╚действия╩ зубрить не нужно.
Остается настоящая таблица умножения. Вот она:
3х4=12,
3х6=18,
3х8=24,
4х4=16,
4х7=28,
4х8=32,
6х7=42,
7х7=49,
7х8=56,
8х8=64.
Как видите – совсем немного, всего 11 строк!
Научить ребенка таблице умножения должны, наверно, все-таки родители. Дело в том, что это умение приобретается индивидуально. Нужно просто сесть и выучить. Самому. И лучше всего – зная как. А в классе, в коллективе – это практически невозможно. Именно родители, следовательно, должны однажды своего ребенка засадить за изучение таблицы, объяснив, что нужно делать. Потом – проверить. Иначе будут большие неприятности для него самого и для родителей тоже: хорошее знание таблицы умножения – обязательный компонент успешности человека в школе и в жизни.
Поэтому, вот несколько советов, как учить таблицу умножения.
Сначала – зубрежка. Много-много раз повторять 11 вышеприведенных ╚трудных╩ ╚действий╩ и гораздо меньшее число раз – ╚легкие╩ ╚действия╩. Можно использовать карточки, на одной стороне которых написано ╚действие╩, на другой ╚результат╩. Но крутить их нужно, постоянно проговаривая вслух или про себя сами числа.
В один прекрасный день можно будет считать, что таблица более или менее заучена. Теперь наступает второй этап: тренировка ╚на скорость╩. Для этого я предлагаю использовать компьютерные тренажеры: если покопаться в компакт-дисках с обучающими программа ми, там наверняка что-то подходящее найдется. К сожалению, говорящая китайская игрушка ╚Доктор математики╩, несмотря на свою немалую цену, не подходит для наших целей (как выясняется на практике).
Но если нужная программа на компакт-диске не находится, напишите программу сами или наберите вот эту (которую автор данной статьи написал для своих детей). Бейсик есть, по-моему, в любой версии ДОС:
SCREEN 7
COLOR 8 : LINE (95,65)-(235,132),,BF
COLOR 5 : LINE (100,70)-(230,128),,BF
COLOR 7
LOCATE 13,16 : PRINT ╚УМНОЖЕНИЕ╩
scale$ = ╚CDEFGAB╩
PLAY ╚L16╩
FORi% = 0 TO 6
PLAY ╚O╩ + STR$(i%)
PLAY ╚X╩ + VARPTR$(scale$)
NEXT i%
CLS
SCREEN 7:
i = 0
DO
COLOR 4: LINE (112,70)-(220,130),,BF
COLOR 7 : LINE (180,90)-(210,110),,BF
COLOR 10
PRINT ╚правильно решено:╩; i; ╚прим.╩
RANDOMIZE TIMER
A = INT(RND *9)+1
b = INT(RND *9)+1
LOCATE 13,16
PRINT A; ╚х╩; b; ╚=╩;
d=A * b
IF d >9 THEN dec = 1 ELSE dec = 0
IF dec = 1 THEN
dec1 = INT(d/10)
DO
LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(dec1 + 48)
MyRow% = CSRLIN
MyCol% = POS(0)
PRINT dec1
ed = dMOD 10
DO
LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(ed + 48)
LOCATE MyRow%, MyCol%
PRINT dec1 * 10 + ed
ELSE
DO
LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(d + 48)
PRINT d
END IF
scale$ = ╚DC╩
PLAY ╚L4╩
FORi% = 0 TO 0
PLAY ╚O╩ + STR$(i%)
PLAY ╚X╩ + VARPTR$(scale$)
NEXT i%
CLS
i = i +1
LOOP
END
Если вы не умеете программиро вать, то просто аккуратно наберите программу в соответствующем поле и нажмите кнопку ╚RAN╩. Перед выключением не забудьте запомнить ее, иначе придется потом набирать снова. Если нет компьютера, то ядро программы можно набрать и на программируе мом калькуляторе, хотя звуков и цветов не будет, но суть та же самая, зато учить можно во время прогулок в лес и загорая на реке.
Действительно, каникулы – лучшая пора для изучения таблицы умножения!
Комментарии