search
main
0

На этом погорели все подряд теории обучения.

Ведь вспомните, сколько нам твердили (а некоторые и твердят, но как-то уже тихо), что таблицу умножения учить не нужно: просто решите сотни три примеров, и она выучится сама. В результате распухает учебник для второго класса и мозги малышей. А долбицу все равно приходится учить, то есть долбить. ╚Дважды два, трижды три и пр.╩.

Только зубрежке она и поддается. И так было и век назад, и два века назад, и с этим принципом изучения так называемые ╚алгоритмики╩ принесли ее в Европу из арабского мира. Ее никогда не учили иначе, и это заставляет думать: раз так, может быть, в этом есть смысл? Может быть, это не так уж и плохо?

Так что же такое она, эта всеми ненавидимая зубрежка? Главное в ней – и это всем, разумеется, очевидно – активизация моторно-вербальной памяти: я проговариваю много раз некие слова (╚дважды два╩), и в мозгу откладывается последовательность мышечных импульсов. Страдают те, у кого, следовательно, память этого вида работает туго, но в общем и целом рано или поздно все таблицу запоминают. А если ╚внедрять╩ какую-то новую методу (в той или иной форме ╚активизм╩, решение массы упражнений с верой, что ╚так само получится╩), я утверждаю, что ╚так не получается╩, и ученики тайно зубрят. И в этом весь секрет успеха новых метод.

Поэтому единственно, что возможно (если уж мы так ненавидим зубрежку – а так ли уж мы ее ненавидим?) – это свести ее к минимуму. Итак, таблица умножения – квадрат 10 на 10, всего будет 100 ячеек. В каждой ячейке – последовательность чисел, явно меньшая стандартного телефонного номера (7х8 = 56 – ╚семь-восемь-пятьдесят шесть╩, а телефонные номера семизначны).

На самом же деле нужно запомнить гораздо меньше 100 четырехзначных последовательностей. Во-первых, ни к чему запоминать таблицу умножения на 1 и на 10. Во-вторых, за счет переместительного (комутатив ного) закона из двух последовательно стей 3,7,21 и 7,3, 21 можно запомнить только одну (например, первую).

В результате остается 36 ╚действий╩, соответствующих светлым клеткам таблицы. Но и это еще не все. Умножение на 2 можно заменить сложением . ╚3,3,9╩ – тоже легко запоминается, так как числа маленькие. Умножение на 9 подчинено очень простому правилу: первая цифра результата – множитель без единицы, а вторая – его дополнение до 10. Умножение на 5 – это умножение на 10 и последующее деление на 2, впрочем, таблица умножения на 5 никогда не представляла трудности – там все в рифму. Кроме того, рифмуются: ╚6,6,36╩, ╚6,8,48╩, ╚6,4,24╩ (умножение 6 на четное число). Все эти ╚действия╩ зубрить не нужно.

Остается настоящая таблица умножения. Вот она:

3х4=12,

3х6=18,

3х8=24,

4х4=16,

4х7=28,

4х8=32,

6х7=42,

7х7=49,

7х8=56,

8х8=64.

Как видите – совсем немного, всего 11 строк!

Научить ребенка таблице умножения должны, наверно, все-таки родители. Дело в том, что это умение приобретается индивидуально. Нужно просто сесть и выучить. Самому. И лучше всего – зная как. А в классе, в коллективе – это практически невозможно. Именно родители, следовательно, должны однажды своего ребенка засадить за изучение таблицы, объяснив, что нужно делать. Потом – проверить. Иначе будут большие неприятности для него самого и для родителей тоже: хорошее знание таблицы умножения – обязательный компонент успешности человека в школе и в жизни.

Поэтому, вот несколько советов, как учить таблицу умножения.

Сначала – зубрежка. Много-много раз повторять 11 вышеприведенных ╚трудных╩ ╚действий╩ и гораздо меньшее число раз – ╚легкие╩ ╚действия╩. Можно использовать карточки, на одной стороне которых написано ╚действие╩, на другой ╚результат╩. Но крутить их нужно, постоянно проговаривая вслух или про себя сами числа.

В один прекрасный день можно будет считать, что таблица более или менее заучена. Теперь наступает второй этап: тренировка ╚на скорость╩. Для этого я предлагаю использовать компьютерные тренажеры: если покопаться в компакт-дисках с обучающими программа ми, там наверняка что-то подходящее найдется. К сожалению, говорящая китайская игрушка ╚Доктор математики╩, несмотря на свою немалую цену, не подходит для наших целей (как выясняется на практике).

Но если нужная программа на компакт-диске не находится, напишите программу сами или наберите вот эту (которую автор данной статьи написал для своих детей). Бейсик есть, по-моему, в любой версии ДОС:

SCREEN 7

COLOR 8 : LINE (95,65)-(235,132),,BF

COLOR 5 : LINE (100,70)-(230,128),,BF

COLOR 7

LOCATE 13,16 : PRINT ╚УМНОЖЕНИЕ╩

scale$ = ╚CDEFGAB╩

PLAY ╚L16╩

FORi% = 0 TO 6

PLAY ╚O╩ + STR$(i%)

PLAY ╚X╩ + VARPTR$(scale$)

NEXT i%

CLS

SCREEN 7:

i = 0

DO

COLOR 4: LINE (112,70)-(220,130),,BF

COLOR 7 : LINE (180,90)-(210,110),,BF

COLOR 10

PRINT ╚правильно решено:╩; i; ╚прим.╩

RANDOMIZE TIMER

A = INT(RND *9)+1

b = INT(RND *9)+1

LOCATE 13,16

PRINT A; ╚х╩; b; ╚=╩;

d=A * b

IF d >9 THEN dec = 1 ELSE dec = 0

IF dec = 1 THEN

dec1 = INT(d/10)

DO

LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(dec1 + 48)

MyRow% = CSRLIN

MyCol% = POS(0)

PRINT dec1

ed = dMOD 10

DO

LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(ed + 48)

LOCATE MyRow%, MyCol%

PRINT dec1 * 10 + ed

ELSE

DO

LOOP UNTIL INKEY$ = CHR$(d + 48)

PRINT d

END IF

scale$ = ╚DC╩

PLAY ╚L4╩

FORi% = 0 TO 0

PLAY ╚O╩ + STR$(i%)

PLAY ╚X╩ + VARPTR$(scale$)

NEXT i%

CLS

i = i +1

LOOP

END

Если вы не умеете программиро вать, то просто аккуратно наберите программу в соответствующем поле и нажмите кнопку ╚RAN╩. Перед выключением не забудьте запомнить ее, иначе придется потом набирать снова. Если нет компьютера, то ядро программы можно набрать и на программируе мом калькуляторе, хотя звуков и цветов не будет, но суть та же самая, зато учить можно во время прогулок в лес и загорая на реке.

Действительно, каникулы – лучшая пора для изучения таблицы умножения!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте