Сценарий 2-го съезда учителей Беларуси, проходившего в Минске, был слегка переигран. Первый день делегаты провели в узком кругу секций.
А во второй, слегка подустав, произносили строго ограниченные регламентом речи, рассчитанные больше на высокий президиум, в котором находился сам президент страны Александр Лукашенко. Собственно, сценарий съезда и скорректировали под рабочий график главы государства. Его речь, как всегда, была эмоционально окрашенной и тематически разбросанной – от дежурного признания роли учителя и школы в построении процветающей Беларуси до обещания зарплаты в 250 долларов через пять лет. И личной обиды на студентов Белгосуниверситета, не поддержавших на выборах действующего президента…
Педагогический форум в целом одобрил реформу образования, которая в нынешнем году перешагнет через порог начальной школы. В общем, “все неплохо, несмотря на отдельные недостатки”.
Недостатки между тем не устранены еще с прошлого съезда учителей. На уровне благих пожеланий осталась, например, государственная программа “Учитель”. Разработана она была правительством по личному указанию президента в 1998 году. Но и сегодня белорусские педагоги – это люди с умными головами и, увы, пустыми карманами, ибо их средняя ставка в июле 2001 года не превышала 45 долларов, а молодых специалистов – и вовсе 8. Замечательно, конечно, что прямо на съезде победителю конкурса “Учитель года” были вручены ключи от новеньких “Жигулей”. Но большинство его коллег не могут купить себе даже велосипеда. Не говоря о жилье, в котором на сегодняшний день нуждаются 13 тысяч работников системы образования.
В республике практически не строится новых школ, а материальная база имеющихся содержится в основном за родительский счет.
В более выгодном положении оказалась сегодня, как ни странно, сельская школа, которая поправляет свои дела за счет натурального хозяйства. Но и она переживает не лучшие времена: малокомплектные пустуют, содержать их местным бюджетам невыгодно. А общереспубликанская программа “Автобус” опять же требует немалых средств, которых нет.
Будут ли они когда-нибудь у системы образования в достаточном количестве? Новый закон, который находится в стадии согласования, предусматривает выделения на нужды образования 10% от внутреннего валового продукта, но не ранее 2010 года.
Из чисто “педагогических” проблем, обсуждавшихся на съезде, чаще всего упоминались учебники, программы, содержание образования. Новый министр даже сказал в сердцах, что скоро родителям придется возить многострочные фолианты на тележках, настолько они перегружены теоретическим материалом. В резолюции съезда именно задача создания качественных учебников прописана отдельной строкой.
Судя по выступлениям делегатов, школа сегодня пребывает в явной растерянности перед молодым поколением, которое она должна не только учить, но и воспитывать.
В Беларуси решились на несколько необычный шаг – привлечение церкви к воспитательной работе в светской школе. Во всяком случае все в том же новом Законе об образовании представителям традиционных конфессий с согласия родителей разрешено заниматься таковой во внеурочное время. Так что, возможно, сам Господь Бог будет помогать белорусским учителям воспитывать “высокообразованную личность, гражданина и патриота демократической страны”, как об этом записано в резолюции 2-го съезда учителей Беларуси.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Минск
Комментарии